Организация проектной деятельности на уроке истории: базовые методы и приемы
Оценка 4.7

Организация проектной деятельности на уроке истории: базовые методы и приемы

Оценка 4.7
docx
28.05.2024
Организация проектной деятельности на уроке истории: базовые методы и приемы
Методы и приёмы проектной деятельности на уроках истории
Организация проектной деятельности на уроке истории.docx

Организация проектной деятельности на уроке истории: базовые методы и приемы

Организация проектной деятельности процесс сложный и предусматривает использование целой системы различных средств, методов, приемов, форм и технологий. Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности учителя и ученика в их тесном сотрудничестве.

Различные источники по-разному классифицируют этапы работы над учебным проектом.

При существующем многообразии подходов представляется важным выделение базовых элементов проектирования, присущих в той или иной степени любому проекту это: проблема, проектирование (планирование), реализация, презентация, рефлексия.

В самом общем виде при осуществлении проектной деятельности Н.Ю. Пахомова выделяет четыре этапа:[1]

1.     Погружение в проект. Подразумевает коллективное обсуждение, учащиеся обмениваются мнениями, согласовывают свои интересы, выдвигают первичную идею и разрешают проблемные вопросы. Определяются темы проектов, ставят цели и задачи проектной деятельности;

2.     Организация деятельности. На этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, ищут и анализируют информацию. Участники проекта договариваются о распределении работы и формах контроля работы над проектом;

3.     Осуществление деятельности. На данном этапе участниками ведется основная работа над проектом. Они структурируют полученную информацию, интегрируют полученные знания, умения и навыки, начинают осмысливать полученные проекты и способы достижения результата. В заключении этапа обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом;

4.     Презентация. Участниками представляются результаты и выводы проекта, описываются приемы, при помощи которых они были получены и проанализированы, демонстрируются приобретенные знания и умения. Так же учащиеся рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы над проектом, проводят рефлексию.

Следование этапам проектной деятельности позволит выстроить логическую цепочку, четко понимать – что мы хотим сделать, для чего, каким образом и какие результаты мы надеемся получить.

Педагог, как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями, арсеналом методов, средств и технологий для реализации проектной деятельности школьников на уроках истории. Ему предстоит стать генератором развития у учащихся познавательных интересов и творческого потенциала.[2]

Планируя проектную деятельность на уроке истории, педагог должен учитывать определенные факторы, определяющие методическую эффективность проектной деятельности:

1.     Каждое проектное задание нужно должно отвечать интеллектуальному уровню школьника и его возрастным особенностям;

2.     Необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка; проблематика учебных проектов по истории должна быть в сфере интересов ребенка;

3.     Использования всех ресурсов лишь способствует успешному выполнению проектного задания;

4.     Педагогу необходимо осуществить полную подготовленность к проектной деятельности учащихся;

5.     Педагогу отводиться роль помощника и консультанта на проектном уроке;

6.     Учителю необходимо совершенствовать приемы проектной деятельности;

7.     Учитель обязан заинтересовать школьников, актуализировать их мотивацию;

8.     Необходимо педагогу указать учащимся ресурсы необходимой информации: справочный материал, Интернет, библиотека и др.;

9.     В процессе создания проекта педагог может организовать необходимые экскурсии, выставки, совместные эксперименты.[3]

Остановимся на характеристике базовых методов проектной деятельности. Ими являются: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод творческих заданий, групповой и т.д.

В учебно-методическом пособии О.А Чернышевой «Проектная деятельность: методика, технология, результаты» автором предложено условное деление всех методов, которые могут быть использованы при проектном обучении на теоретические (логические процессы) и эмпирические (способы познания, основанные на практике).[4]

Считаем необходимым представить методы, предложенные Чернышевой в виде схемы (Рисунок 1).

Теоретические методы опираются на рациональное познание и логические процессы.

В ходе реализации проектной деятельности на уроках истории учащиеся используют теоретические методы проектной деятельности, например, классификация политических партий России в начале XX века, моделирование-создание модели рыцарского замка, и изучение его составных частей и т.д.

Эмпирические методы основаны на чувственном познании.

Например, на уроках истории учащиеся могут сравнивать особенности общественных движений в России и в странах Запада в XIX веке.

Наблюдать учащиеся могут за политической, международной обстановкой в стране и в мире.

 

 

Рисунок 1 – Методы проектной деятельности по О.А. Чернышовой.

 

Получить необходимую информацию учащиеся могут в результате интервьюирования - устного общения с участником Великой Отечественной войны, Афганской войны и т.д.

Далее считаем целесообразным рассмотреть методы и приемы, которые можно использовать на каждом этапе работы над учебным проектом.

Очень важным в этом смысле является первый этап - этап погружения в проект. На этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. В любом проекте выбор проблемы является важнейшим шагом для дальнейшей работы. Проблема не может быть навязана извне, она должна быть актуальной для подростков и соответствовать уровню их подготовки. [5]

Здесь, на наш взгляд,  необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна находиться в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Каким образом будет очерчено проблемное поле учебного проекта - зависит от фантазии и мастерства учителя.

Возможно,  для этого педагогу потребуется показать видеосюжет, карикатуру, картину, фрагмент документа; рассказать легенду, былину, притчу; организовать дискуссию, диспут, беседу, и т.д.

Пахомова Н.Ю предлагает использовать следующие методические приемы[6]создания проблемных ситуаций на этапе погружения:

-         Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

-         Сталкивает противоречия в практической деятельности;

-         Излагает различные точки зрения;

-         Предлагает рассмотреть явления с различных позиций;

-         Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

-         Ставит конкретные вопросы;

-         Ставит проблемные задачи.

Одним из важнейших приёмов, используемых педагогом на этапе погружения является вопрос (познавательная задача). Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности.

Например, при осуществлении проекта «Великая Победа» учитель ставит перед учениками следующий проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие нравственные проблемы человечества обнаружились в ходе Великой Отечественной войны?».

В ходе реализации проекта учитель может использовать различные вопросы, например:

-         Открытые, начинающиеся со слов: кто, где, когда (где в начале XII века сложилась республиканская форма правления?);

-         Закрытые, которые предполагают ответы «да» или «нет» (княжеские усобицы являются причиной раздробленности Древнерусского государства?);

-         Альтернативные с союзом «или», которые дают право выбора ученику (как можно оценивать правление Ивана IV: положительно или отрицательно?);

-         Проблемные, которые требуют установления причинно- следственных связей (почему ты считаешь, что это именно так?);

-         Уточняющие, которые позволяют конкретизировать полученную информацию (то есть ты считаешь, что избавление от ордынского владычества привело к формированию национальной русской культуры?);

-         Резюмирующие, которые подводят к итогу или окончательному решению (Я правильно поняла, что именно походы Ивана IV положили начало освоения Поволжья?).

При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.

«Наводящие вопросы» учителя помогут учащимся самостоятельно определить проблему исследования, упорядочить поиск вариантов решения проблемы.

Аналогичным приемом является «звездочка обдумывания». Данный приём подразумевает формулирование учителем и детьми главного вопроса, который разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность — это система «звездочек обдумывания».

 Активно включить учащихся в работу над проектом на этапе погружение учителю поможет метод «мозгового штурма».

Суть метод «мозгового штурма» заключается в генерировании учащимися идей, проблем, способов их решения в сжатые сроки. Особенностью применения этого метода является отсутствие всякого рода критики идей учащихся, даже самых абсурдных. После чего учащиеся обсуждают и отбирают лучшие варианты и идеи, обосновывая свою точку зрения. Выбранные идеи/способы решения становятся основой проекта.

Например, мозговой штурм на тему: Реформы Петра I повлияли положительно на развитие России.

На уроках истории очертить проблемное поле учитель может с помощью метода «Карикатур».

«Метод карикатур» задействуется на этапе погружения в проект, когда речь идет о том, чтобы ознакомить обучающихся с проблемой и вызвать их интерес.

Изображение карикатуры может быть проблемным заданием, решить которое можно только в процессе проектной деятельности. Карикатура может выступать в качестве задания по самостоятельному определению учащимися проблемы или темы проектной работы.

Приведем пример:

При изучении темы «СССР в годы перестройки» учитель в классе предлагает поработать с карикатурой. (cм. приложение № 1) Учащиеся описывают кто изображен, аллегорию стены СССР, которая начинает рушиться.

Ставиться проблема: «Какие события произошли в 1986 году в СССР? Почему они привели к краху СССР?».

Решение данной проблемы происходит в рамках коллективной проектной работы, где каждая рабочая группа исследует экономическую, политическую, социальную, духовную, внешнеполитическую сферы развития СССР в годы перестройки и ищет ответ на проблему.

 Очертить проблемное поле учитель может, организовав дискуссию. Дискуссию на уроках истории учитель может провести в форме круглого стола, конференции, «инцидента», «альтернативы» и т.д.

Приведем возможные темы дискуссий по истории:

-         М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

-         Иван IV – тиран или реформатор?

-         Распад биполярного мира и крах СССР – случайность или закономерность?

Итак, проект - всегда решение какой-то проблемы. Ключевым звеном первого этапа проектирования является выбор и формулировка проблемы; от этого зависит дальнейшая проектная деятельность. [7]

Школьники охотнее берутся за решение тех учебных проблем, которые они сами выдвинули, с большим желанием ищут ответы на те вопросы, которые они же сами и сформулировали.

Приведенные методы и приемы обозначения проблемной области проектной работы позволяют рассмотреть проблему полноценно, разбить ее на ряд подпроблем, что в свою очередь возможно при рассмотрении проблемы под разными углами зрения, глазами различных участников рассматриваемой проблемы.

После того как проблема учащимися найдена и определена следует формулировать тему проекта. Принципиальным представляется положение, что ряд тематических линий могут быть предложены учителем, но тему проекта в готовом виде формулируют ученик или группа (возможно, с помощью руководителя при наличии методических рекомендаций.[8]

Это вполне допустимый вариант определения темы проекта особенно в ситуации, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов. Нередко случается и так, что предложенные учителем тематические линии становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.

Чаще всего в качестве проблемы для проекта учитель выбирает ту или иную достаточно крупную учебную тему, её структурирование на основе системного подхода требует применения ряда аналитических процедур, которые и позволяют выделить элементы системы.

Полученный перечень послужит основой для тематизации проекта на основе системного принципа, или подхода.

Помочь учащимся определиться с темой проектной работы педагог может с помощью метода «Морфологичекий разбор». Для простоты и наглядности его можно оформить в виде схемы.

Запланированная учителем центральная учебная тема делится на темы, темы в свою очередь делятся на подтемы. Варианты перебираются и составляются различные сочетания. Таким образом, учащиеся сами формулируют тему своей проектной работы.

Например, учителем выбрана учебная тема «Гражданская война и иностранная интервенция» для реализации метода проектов на уроке истории.

Учащиеся могут обозначить следующие подтемы:

-         Причины гражданской войны;

-         Стороны, участвовавшие в Гражданской войне;

-         Хронология основных событий гражданской войны и т.д.

Темы проектов обучающихся, благодаря морфологическому разбору могут звучать примерно так: «Три цвета Гражданской войны», «Гражданская война - отпечаток в произведениях искусства», «Гражданская война в истории моей семьи», «Герои Гражданской войны» и т.д.

То есть буквально это означает, что в ходе осуществления проекта учебная тема будет рассматриваться всесторонне, комплексно, системно — в совокупности всех средних и малых проблем и с учётом самых разных вопросов, а участниками проекта (проектировщиками) смогут стать все ученики класса.

Проблема и тематическая канва должны быть обозначены так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта.

Под целью в проекте следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. [9]

А.Н. Иоффе даёт следующее определение цели проекта- это предельно осознанный образ предвосхищаемого (желаемого) изменения, достижимого в результате деятельности.[10]

Под характеристиками цели понимается следующее:

-         Полнота содержания (определение характеристик в соответствии с потребностями);

-         Временная определенность;

-         Реальность (в соответствии с ресурсами, возможностями);

-         Побудительность;

-         Контролируемость.

Только при правильном определении целей на каждом этапе деятельности можно прийти к конкретному, желаемому результату.

При целеполагании педагогу необходимо направить школьников на четкое формулирование целей и задач.

 В этом ему помогут прием «Дерево целей» или метод «SMART» для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.

Дерево целей является структурированным иерархическим перечнем целей проекта, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.

На самом верху находится главная, генеральная цель проекта. Так как достижение главной цели проекта является трудной задачей, то прибегают к разделению генеральной цели на несколько более мелких – декомпозиции цели, общее достижение которых помогает достижению основной цели. Далее процесс повторяется с каждой целью нижнего уровня до тех пор, пока цель не будет достаточно простой и точной, чтобы ее можно было представить в виде задачи: достижимой, реалистичной и возможной для исполнения точно в соответствии с содержанием и в запланированное время.

Задачи - это направления деятельности, включающие ряд действий, комплекс мер. Задачи формулируются в виде глаголов (например: изучить, подготовить, исследовать, разработать).

В проектировании задачи могут быть изложены в двух логиках – последовательно (по времени выполнения) или по приоритетности (степень значимости). [11]

Помочь учащимся сформулировать ясную и конкретную цель проектной деятельности педагог может с помощью Метода «SMART».

SMART - это аббревиатура (по первым буквам пяти английских слов), помогающая запомнить пять важнейших критериев постановки «правильных» целей:

S (Specific) - конкретность: цель должна быть четко сформулирована. Конкретность означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем им предстоит работать.

Для этого ученикам нужно отвеить на вопрос: Что конкретно вы хотите получить в результате выполнения проекта?

M (Measurable) - измеримость: Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей) для определения, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.

-Как вы поймете, что результат достигнут?

A (Attainable) - достижимость: участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами - временем, средствами, методами.

R (Result-oriented) - ориентированность на результат: решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к запланированному результату.

T (Time-bound) - соотносимые конкретным сроком: цель должна быть выполнима в четко поставленные сроки.

Сколько времени нужно для достижения цели?

Целями учебных проектов по истории может быть стремление познакомить одноклассников с выдающейся исторической личность, заинтересовать исторической эпохой, периодом или событием, сохранить историческую память и т.д.

Мало определить цель и сформулировать задачи. Цель должна быть связана с практическим эффектом- не просто написать работу или разработать материалы, но и использовать их на занятии, информировать других, размесить в СМИ, выйти на конкурс.

Первый этап осуществления проекта - погружение в проект, является самым коротким, но в то же время самым важным этапом. От того как педагог выполнит свою роль на первом этапе зависит судьба проекта в целом. На этом этапе перед учителем стоит задача пробудить интерес школьников к проблеме и теме учебного проекта.

Второй этап - организация проектной деятельности включает разработку детального плана деятельности, определение набора заданий, установление сроков выполнения и требований к оформлению, а также способы оценки проделанной работы и достигнутых результатов. Разработанный план нужно соотнести с поставленными целью, задачами и ожидаемыми результатами.

Педагог помогает определиться со способами представления результатов (формы проекта), установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса проектной деятельности учащихся.

Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения. Здесь очень важно определить, кто какую работу будет выполнять, определить  ответственных за неё.

Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы.

На этапе организации деятельности происходит планирование работы по решению задач проекта. План — это обдуманные действия, необходимые для достижения поставленных целей в отведенные сроки.

Планирование деятельности может проходить по предложенному учителем плану:

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

От учителя на этом этапе потребуется особый такт. Деликатность, чтобы не «навязывать» ученикам информацию, а направлять их на самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? Какой будет последовательность вашей деятельности? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Степень включенности педагога может быть разной, в зависимости от степени сформированности специфического умения планировать коллективную и индивидуальную деятельность.

После того как работа спланирована, пора осуществлять переход к конкретным методическим действиям( путь «погружения в ситуацию»). Это будет третий этап-осуществление деятельности. На данном этапе начинается активная самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная работа учащихся - это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств[12].

Самостоятельная деятельность предполагает активизацию учащихся. На данном этапе проектной деятельности начинается поиск справочной, энциклопедической, научно-популярной литературы по теме проекта, работа с историческими источниками, фотоматериалами, видеофильмами, репродукциями.

В статье «Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроке истории» М. А Десятникова выделяет методы и формы исследования, используемые учащимися при работе с разного рода историческими источниками.[13]

-         При работе с письменными историческими источниками (документы, периодика, источники личного происхождения, статистические материалы) учащиеся могут использовать следующие методы и формы деятельности: сопоставление содержания документа с информацией из учебника и справочников;

-         Выполнение сравнительных анализов текстов документов;

-         Составление таблиц и диаграмм для характеристики социально-экономических показателей по определенному периоду или объекту изучения.

При работе с вещественными источниками (архитектурные сооружения, предметы быта, орудия труда и т.д.) школьниками используются следующие методы:

-         Составление характеристик отдельных экспонатов или коллекций;

-         Проведение реконструкции исторической эпохи (периода) с использованием бытовой утвари, орудий труда и т.д.;

-         Составление описаний архитектурных и исторической справки по ним.

Учащиеся проводят интервьюирование, анкетирование, опросы свидетелей, участников исследуемых событий.

На данном этапе школьники посещают библиотеки, музеи, выставки, архивы, памятники культуры и др.

Для систематизации, классификации фактов и явлений, выявления общего и особенного учащиеся используют методы эмпирического и теоретического познания (наблюдение, опрос, эксперимент, дедукция, индукция и др.)

Математические и статистические методы используются для обработки полученных данных, помогают сделать выводы по результатам исследовательской деятельности, дают возможность для обобщения.

 На данном этапе учащиеся участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Степень самостоятельности зависит от того, как педагог подготовил детей к владению всеми методами и технологиями, которые они должны использовать в самостоятельной работе.

Учителю же отводится роль наблюдателя, консультанта, координатора, который в случае необходимости направляет процесс деятельности учащихся, подсказывает необходимую информацию, методы деятельности, побуждает ребенка искать, размышлять, выдвигать идеи, создает условия для развития критического мышления учащихся, их самообразования, самостоятельной познавательной деятельности.

Итогом работы на данном этапе становится оформление результатов самостоятельной деятельности в форме творческого продукта.

Форма продукта проектной деятельности может быть представлена на уроках истории в виде: статьи, костюма, сценария, видеоклипа, театрализации, коллекции, исторического журнала, рукописного учебника по истории, путеводителя, выставка, фотоальбома, презентации и др.

Выполнить проект – это не только собрать материал по данной проблеме, но и применить добытые знания на практике, например, провести экскурсию, конференцию, создать веб-сайт, музей, создать презентацию и т.д.[14]

Четвёртый - этап презентации проекта, на котором учащиеся заканчивают работу над проектом, предъявляют публике полученные результаты деятельности, защищают проект в разных формах и жанрах.

При проведении публичной презентации проекта ученики рассказывают о ходе выполняемой работы, демонстрируют ее результаты, приобретенные знания, опыт, компетентность.

Для организации обсуждения итогов проектной работы учителем могут быть использованы следующие вопросы:

-         Какие новые знания были получены в ходе выполнения проекты?

-         Какие основные результаты проекта?

-         Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также ожидаемыми результатами?

-         Какие трудности возникли? Как их удалось преодолеть?

-         Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении?

-         Что может быть улучшено и на что обращено больше внимания при проведении проекта в дальнейшем?

-         Есть ли желание продолжить заниматься проектной деятельностью?

Очень важно, чтобы работу над проектом завершал рефлексивный этап его можно провести и в устной, и в письменной форме, индивидуально или в проблемных группах. Безусловно, его данные не являются объектом оценивания, но крайне важны для диагностики результатов и корректировки педагогической поддержки школьников на пути исторического познания.[15]

 Учащиеся анализируют своё выступление, изменения, которые произошли с ними в ходе проектной деятельности, свою роль в создании проекта. В проектной деятельности важна не столько оценка учителя, сколько самооценка и взаимооценка.

Примерный список вопросов для рефлексии, которые помогают учащимся оценить процесс и результаты проектной деятельности:

1.     Что мы сделали? (помогает учащимся вспомнить ход всего проекта от начала до конца).

2.     Как мы это сделали? (учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные решения).

3.     Зачем мы это делали? (вопрос побуждает учеников оценить цели проекта).

4.     Какие умения нужны были для этого? (вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта).

5.     Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? (учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учеников, делятся своими мыслями, эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы) и т.д.

Провести рефлексию педагог может, предложив каждому участнику проектной группы высказаться одним предложением, выбирая начало фразы:

-         за время проекта я узнал…

-         было интересно…

-         было трудно…

-         я выполнял задания…

-         я понял, что…

-         теперь я могу…

-         я почувствовал, что…

-         я приобрел…

-         я научился…

-         у меня получилось …

-         я смог…

-         я попробую…

-         меня удивило…

-         проект дал мне для жизни…

-         мне захотелось…

 

Вариант игровой рефлексии был предложен Л.В Бычковой в своей статье «Мини проект в преподавании истории и обществознания: методический аспект».[16]

 Приём «Мишень» используется для оценки работы своей группы в ходе выполнения проекта. Каждому участнику рабочей группы проекта предлагается «выстрелить» в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив тем самым оценку работы своей группе за каждый показатель, чем ближе к центру выстрел, тем выше оценка (возможные показатели: общая атмосфера в группе, организация деятельности над проектом, раскрытие темы/проблемы проекта, практическая значимость проекта и т.д.).

Таким образом, задача педагога грамотно организовать проектную деятельность учащихся. Для этого педагог должен в полной мере владеть методами и приемами, обеспечивающими высокий уровень мотивации школьников, стимулирующими активность учащихся на всех этапах работы над проектом, раскрывающими творческий потенциал детей. Учитель активно участвует в проектной деятельности учащихся, не только на этапе погружения в проект, но и на всех последующих этапах. В случае необходимости он побуждает к поиску идей, способ решения проблемы, направляет деятельность учащихся, подсказывает необходимую информацию, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Умение организовывать проектную деятельность школьников на уроках истории является показателем высокой квалификации учителя.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2009. – 92 c.

[2] Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе [Текст] / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014 – №1. – С. 36-41.

[3] Бычков А.В Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. - 2-е изд., доп. - Москва : АБВ-Издат, 2018. с 58.

[4] Чернышева, О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы [Текст]: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. Ростов н/Д.: Легион, 2015 С.23-25.(Мастер-класс).

[5] А.Н Иоффе, М.В Никитаева Проектирование в современном образовании: возможности и проблемные зоны социальных проектов

[6] Пахомова Н.Ю метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вызов. - Москва : АРКТИ, 2009

[7]  Иоффе, А. Н. Учебные проекты школьников при изучении истории России / А. Н. Иоффе [Текст] // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 6. 

[8] Там же. С.

[9]  Карма Е.А. Проектная деятельность на уроках истории: от целеполагания до реализации // Преподавание истории в школе. 2013. № 1.

[10] Иоффе, А. Н. Социальное проектирование: общий подход и ценностные основания педагогической деятельности / А. Н. Иоффе. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2019. – № 6. – с. 4-9.

[11]  Иоффе, А. Н. Проектирование в современном образовании: возможности и проблемные зоны социальных проектов / А. Н. Иоффе, М. В. Никитаева [Текст] // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 3. - С. 3-11

[12] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся: сборник методических рекомендаций. - Самара, 2003.

[13] Десятникова, М.А. Развитие историко-познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории / М.А. Десятникова // Преподавание истории в школе. 2013 №6. С.22-23.

[14] Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013 С. 16-19. (Работаем по новым стандартам).

[15] Вяземский Е. Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М. : Просвещение

[16] Бычкова, Л.В. Мини-проект в преподавании истории и обществознания: методический аспект / Л.В.Бычкова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016 №5. С.23.

Организация проектной деятельности на уроке истории: базовые методы и приемы

Организация проектной деятельности на уроке истории: базовые методы и приемы

В заключении этапа обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом; 2

В заключении этапа обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом; 2

Педагогу отводиться роль помощника и консультанта на проектном уроке; 2

Педагогу отводиться роль помощника и консультанта на проектном уроке; 2

Эмпирические методы основаны на чувственном познании

Эмпирические методы основаны на чувственном познании

Далее считаем целесообразным рассмотреть методы и приемы, которые можно использовать на каждом этапе работы над учебным проектом

Далее считаем целесообразным рассмотреть методы и приемы, которые можно использовать на каждом этапе работы над учебным проектом

Ставит проблемные задачи. Одним из важнейших приёмов, используемых педагогом на этапе погружения является вопрос (познавательная задача)

Ставит проблемные задачи. Одним из важнейших приёмов, используемых педагогом на этапе погружения является вопрос (познавательная задача)

Наводящие вопросы » учителя помогут учащимся самостоятельно определить проблему исследования, упорядочить поиск вариантов решения проблемы

Наводящие вопросы » учителя помогут учащимся самостоятельно определить проблему исследования, упорядочить поиск вариантов решения проблемы

При изучении темы «СССР в годы перестройки» учитель в классе предлагает поработать с карикатурой

При изучении темы «СССР в годы перестройки» учитель в классе предлагает поработать с карикатурой

После того как проблема учащимися найдена и определена следует формулировать тему проекта

После того как проблема учащимися найдена и определена следует формулировать тему проекта

Учащиеся могут обозначить следующие подтемы: -

Учащиеся могут обозначить следующие подтемы: -

Только при правильном определении целей на каждом этапе деятельности можно прийти к конкретному, желаемому результату

Только при правильном определении целей на каждом этапе деятельности можно прийти к конкретному, желаемому результату

S (Specific) - конкретность : цель должна быть четко сформулирована

S (Specific) - конкретность : цель должна быть четко сформулирована

На этом этапе перед учителем стоит задача пробудить интерес школьников к проблеме и теме учебного проекта

На этом этапе перед учителем стоит задача пробудить интерес школьников к проблеме и теме учебного проекта

От учителя на этом этапе потребуется особый такт

От учителя на этом этапе потребуется особый такт

В статье «Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроке истории»

В статье «Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроке истории»

Математические и статистические методы используются для обработки полученных данных, помогают сделать выводы по результатам исследовательской деятельности, дают возможность для обобщения

Математические и статистические методы используются для обработки полученных данных, помогают сделать выводы по результатам исследовательской деятельности, дают возможность для обобщения

Четвёртый - этап презентации проекта , на котором учащиеся заканчивают работу над проектом, предъявляют публике полученные результаты деятельности, защищают проект в разных формах и жанрах

Четвёртый - этап презентации проекта , на котором учащиеся заканчивают работу над проектом, предъявляют публике полученные результаты деятельности, защищают проект в разных формах и жанрах

Что мы сделали? (помогает учащимся вспомнить ход всего проекта от начала до конца)

Что мы сделали? (помогает учащимся вспомнить ход всего проекта от начала до конца)

Вариант игровой рефлексии был предложен

Вариант игровой рефлексии был предложен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024