М.Г. Муратова,
студент гр. ФМОм – 19
факультет естественных наук, математики и технологий ЗабГУ
В настоящее время происходит интенсивное внедрение личностно ориентированных технологий, к которым относится и проектная технология. Эта технология рассматривается как общепедагогическая технология. Она стала объектом многих исследований в области педагогики и методики [1-8].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) проектная деятельность направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД). В центре внимания учителя математики находятся регулятивные и коммуникативные УУД, которые открыто или скрыто проявляются при выполнении проекта. Проект, выступающий в роли продукта некоторой деятельности, позволяет объективно оценить уровень сформированности конкретных УУД, представляющих собой планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы. При этом метод проектов выступает как один из компонентов системы образования. Основной целью использования этого метода является не только развитие интеллектуальных способностей обучающихся познавать изменяющийся мир, но и решать практические проблемы [8].
Для учителя важно выявить педагогические условия, необходимые для осуществления проектной деятельности в процессе обучения математике. Использование основных идей проектной технологии на уроках математики приводит к переосмыслению содержания современного математического образования. При этом знания, умения и навыки обогащаются личным опытом обучающегося. Ярко проявляются и потребности подростков. Если учитель вдумчивый, то он использует проявившийся детский опыт для повышения мотивации к изучению математики. Ведущую роль при этом выполняют не задачи и упражнения с абстрактными формулировками, а задания практического характера, выполняя которые обучающие видят реальное применение своих знаний. Ожидаемый эффект будет только тогда, когда, с одной стороны, дети могут почувствовать свой успех, а, с другой стороны, понять, что многого они еще не знают. Такие условия способствуют появлению чувства ответственности.
Еще Д. Пойа неоднократно отмечал, что полезнее решить одну задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним способом. Задачи, которые ставит перед нами жизнь, очень отличаются от задач из учебников: часто они не имеют решений, но если решение есть, то оно, как правило, не является единственным. Проектная деятельность, направлена на получение результата в материальной (или материализованной) форме. Она, не являясь исследованием, прежде всего, связана с исследованием, т.е. выяснением: 1) имеет ли поставленная проблема решение; 2) если «да», то сколькими способами можно получить результат. Для зарождения заинтересованности в выполнении проекта по математике тема проекта должна носить проблемный характер.
Проект по математике, разрабатываемый обучающимися на уроке или во внеурочное время, способствует проявлению активной позиции творца нового (объекта, приема, способа или метода решения). Процесс выполнения проекта активизирует жизненную позицию решателя, таким образом способствует активизации процессов социализации обучающихся. Действительно, поиск информации связан с четкой организацией собственного труда. Необходимо разработать план поиска информации, который разных людей будет существенно отличаться. В любом случае, этот план можно представить в виде лестницы: на каждой ступени будут прописаны, например: посещение библиотеки (или библиотек); обращение к старшим; консультация с учителем; совместный поиск информации с друзьями в Интернете и, конечно, обсуждение найденного.
Организация проектной деятельности на уроках математики способствует раскрытию способностей каждого обучающегося работать индивидуально или в группе; формированию умения использовать свой и чужой исследовательский опыт. Этот опыт может быть приобретен в семье, в школе на уроках математики, в музеях и библиотеках, в Интернете. В любом случае, выполнение проекта работает на формирование устойчивого интереса к изучению математики, на приумножение знаний по этому учебному предмету.1
Учителю математики, который организует проектную деятельность важно соблюсти следующие условия:
1. Проект может быть индивидуальным, групповым или коллективным.
2. Тематика проектов должна быть известна заранее как руководителям проектов, так и исполнителям. Руководителями проектов могут быть учителя-предметники, классные руководители, родители, специалисты сферы дополнительного образования. Исполнителям предоставляется свобода выбора темы.
3. Тема проекта направляет деятельность исполнителя на поиск новой информации, на сопоставление и сравнение фактов, подходов, методов и т.д.
4. Проблему стоит сначала сформулировать руководителю – затем обсудить с исполнителем. Проблема ориентирует на интеграцию различных уровней.
В ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края» разработан следующий алгоритм действий по выполнению проекта, который предлагается обучающимся в виде таблицы 1.
Таблица 1
Мы работаем над проектом
Этапы работы над проектом |
Вопросы, на которые надо получить ответ |
Ответы на вопросы |
|
Что нового я хочу узнать? Чему новому хочу научиться? |
|
|
Для чего это надо делать? Чего я хочу достичь в итоге? |
|
|
Какие противоречия я обнаружил? |
|
|
Какой результат я ожидаю и почему? |
|
|
Как я буду получать результаты? |
|
|
Какие источники изучить? Какой поставить эксперимент? Какова необходимая информация? |
|
|
Какие результаты получены? Что не получилось? Почему? |
|
|
Каково соотношение полученных результатов и гипотезы? |
|
|
Какова дальнейшая деятельность? Какова оценка действиям в группе? |
|
|
|
|
15
Заполняя правый столбик таблицы этой таблицы, обучающиеся Кадетской школы продвигаются к поставленной цели. Каждый кадет в течение года, начиная с 5 класса, выполняет работу хотя бы над одним из проектов по математике.
Проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными; к концу седьмого - началу восьмого класса интерес обучающихся к математике резко падает. Метод проектов является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики. Проекты усложняются по форме и по содержанию, они становятся среднесрочными.
Обучающимся также предлагаются творческие мини-проекты в рамках домашнего задания. Формы представления разнообразные: кроссворды, ребусы, газета, журнал, буклет и др.
Учитель должен всегда стремиться к обновлению системы преподавания. Сейчас четко определяются три основных компонента урока математики М-О-Р. Первое место занимает мотивационно-ориентировочный, второе – операционно-содержательный, третье – рефлексивно-оценочный компонент. Достоинством проектной технологии обучения является ее актуальность. Эта технология пронизывает все компоненты урока математики, начиная с мотивации и заканчивая рефлексией. В центре технологии находится обучающийся с его активным участием в процессе познания. В результате этого решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.4
Проектная деятельность:
- способствует развитию интеллекта обучающегося;
- создает условия для формирования коммуникативных и регулятивных УУД через работу в группе;
- ориентирована на формирование познавательных УУД через анализ и синтез, и, особенно, прогнозирование;
- является незаменимой для развития творческих способностей обучающихся через осознание свободы выбора темы проекта, самостоятельное определение методов, способов и приемов решения различных задач (математических или интегрированного характера).
Приобретение опыта проектной деятельности является одним из условий повышения эффективности учебного процесса.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 454 с.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М.: АБВ-ИЗДАТ, 2018. 100 с.
3. Голуб Г.Б. и др. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 224 с.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для- студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. 354 с.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2008. 368 с.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений (школ). М.: АРКТИ, 2020. 80 с.
8. Савенков А.И. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
https://videouroki.net/course/?file=90ee900e68fb83ec63efd62976328c27&utm_source=videouroki&utm_medium=button&utm_campaign=vdwl&utm_content=courses&utm_term=matematika
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/88
https://allyslide.com/presentation
https://do.s-ba.ru/files/articles/ Сборник2.pdf
Научный руководитель – Н.В. Кононенко, канд. пед. наук, доцент кафедры математики и информатики Забайкальского государственного университета
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.