Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.
Оценка 4.8

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—9 кл
10.02.2017
Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.
Формирование познавательных УУД на уроках математики обеспечивает приобретение учащимися опыта работы с информацией. Формирование регулятивных УУД на уроках математики обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством целеполагания, планирования действий, контроля и оценки своей деятельности, коррекции ошибок. Формирование коммуникативных УУД обеспечивают учащимся социальную компетентность в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД позволяют связать обучение с реальными жизненными ситуациями.В статье рассмотрены примеры заданий, направленных на формирование УУД на уроках математики.
Задания_формирование УУД_статья_.doc
Чибрикова Ирина Александровна, учитель математики  МБОУ “Гимназия №34” г.Ульяновска Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым  грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их  находить и наращивать, применять в жизни. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной  целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно  ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать  свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение данной цели  становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных  действий (УУД). УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и  позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены  четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.   Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его  отношение к различным сторонам окружающего мира.   Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать  свою учебно­познавательную деятельность.  Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего  мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование  информации.   Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять  продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в  общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом  конкретной ситуации. Формирование познавательных УУД на уроках математики  обеспечивает  приобретение учащимися опыта работы с информацией,  а именно:  Уметь осуществлять поиск нужной информации с использованием различных  ресурсов, в том числе и Интернета.  Уметь структурировать информацию, находить наиболее эффективные способы  решения.  Решать задачи с избытком или недостатком информации.  Осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего  использования, записывать и фиксировать ее с помощью средств ИКТ и другими  средствами, использовать измерительные инструменты и т. д. К основным видам заданий, направленных на развитие познавательных УУД можно  отнести: работу с таблицами и справочниками; задания на составление опорных схем,  диаграмм;  задание на поиск лишних элементов, поиск различий; задания «Лабиринты»,  «Цепочки»; все задания, сопровождаемые инструкцией: «Сравни…», «Разбей на  группы…», «Найди истинное высказывание…»; занимательные и нестандартные задания. Примеры заданий, направленных на формирование познавательных УУД: 1.  Найдите истинные высказывания. Расположи соответствующие им ответы в порядке  возрастания, сопоставь их соответствующим буквам расшифруй астрономический термин.  Примеры, в которых допущены ошибки, реши правильно и запиши в тетрадь.   Р 0,4 + 3 = 3,4 У 6 + 0,12 = 0,18 Н 0,25 + 0,5 = 0,3 О 3,28 + 1,3 = 4,58 Е 2,6 – 0,01 = 2,59 Д 9,1 – 1,05 = 8,05 Г Б 0,5 ∙ 3 = 0,15 И 4 ∙ 1,7 = 6,8 Ж 17,2 ∙ 10 = 1,72 0,854 – 0,85 = 0,04 А 0,8 ∙ 0,04 = 0,032 К 5 : 1000 = 0,05 Т 3,6 : 9 = 0,4 Я 12,3 : 5 = 24,6 С 0,056 : 0,7 = 0,08 2.   Расшифруй ребусы 1)  2)  К 2 ЯК 3 3)  А РОК 4) КА ХОД 3.  Найдите значение выражения  задаче лишних данных?  2 2 а a   b 12 ab 3  ab 3  2 a  a 4 3 ab  при а = ­ 0,8, b = ­ 1,75. Нет ли в  4.    Какими числами можно заменить фигуры, чтобы получились верные равенства? 1)               4  ∙  + 12 =  :       = 7 ­ 5 =        = 100 2)          : 9 =      +     = 84 3 ∙         = 162  90 –      =  5.     Составь по схеме выражение и найди его значение: 10 0   : 20 7      + 5 3 : 8 – 40 + 31 – 6.     Найдите в учебнике, справочной литературе или Интернете ответы на следующие  вопросы: а) Известно, что цифры 0, 1, 2, 3 …, которые мы используем в вычислениях, называют  арабскими, но придумали их не арабы. Кто придумал эти цифры? б) Почему цифры 0, 1, 2, 3, … называют арабскими? Формирование регулятивных УУД на уроках математики  обеспечивает  возможность управления познавательной и учебной деятельностью  посредством  целеполагания, планирования действий, контроля и оценки своей деятельности, коррекции  ошибок.  Задания для развития регулятивных УУД – это задания типа «Найди ошибку»,  «Проверь себя», «Реши несколькими способами», поиск информации в предложенных  источниках, учебные тексты – лабораторные работы, взаимоконтроль, диспут, контрольный опрос по определенной проблеме.  Задания могут быть, например, такие: 1.Найди ошибку: (х + у)(х – у) = х2 + у2 4а2 – 9в2 = (2а – 3в)(2а + 3в) 9 + 6а + а2 = (3 + а)2 в2 – 2в+4 = (в + 2)2 27 + n3 = (3 + n)(9 + 3n + n2) 2.Заполни пропуски в формулах: (а + …)2 = … + 2аb + …  (а … b)… = а2 – 2аb + … а3 – … = (а – b)(… + аb + …) а3 + b3 = (… …)(а2 … + b2) а2 – b2 = (… b)(а – …) 1 2 3(  8(:)2 1 8 1 12  1 )   5 6 3. Составь программу действий и вычисли:  10(: 4: 2:  8  5( 2 ) 7 1 5 4 7 3 4 2 5 ) 4. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие регулятивных умений  является текстовая задача, т. к. работа с ней полностью отражает алгоритм работы по  достижению поставленной цели. Например, У дачника было три улья. С первого улья он получил 24,8 кг меда, со  второго – на 6,4 кг меньше, чем с первого, а с третьего – половину того, что собрал с  первых двух ульев вместе. Весь мед он разложил поровну в 18 банок. Поскольку  килограммов меда было в каждой банке?  5. Большинство тем уроков математики позволяют  создавать для учащихся проблемные  ситуации, которые позволят ученикам (под руководством преподавателя) выбрать цель  предстоящей деятельности, сформулировать проблему­вопрос урока. Грамотно  составленный преподавателем  диалог дает возможность учащимся на основании уже  имеющихся знаний вывести алгоритм действий для выполнения нового задания,  спланировав свои действия и оценить полученный результат, проверив его. Например, Найди среднее арифметическое чисел 2 и 8. Изобрази эти числа и  среднее арифметическое на числовой прямой. Что ты замечаешь? Изобрази на числовой  прямой два произвольных числа и их среднее арифметическое. Сравни полученный  результат с результатом предыдущего задания. Сформулируй гипотезу. Формирование коммуникативных УУД обеспечивают учащимся  социальную  компетентность в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Типовые задания, направленные на развитие коммуникативных УУД:   Подготовка устных рассказов на заданную тему;  Словесное рисование;  Составление отзыва на работу товарища;  Задания типа «Закончи предложение…»;  Задания для работы в парах  или группах.  Использование трех видов диалога: диалог в большой группе «учитель­ученики»,  диалог в небольшой группе «ученик­ученики», диалог в паре «ученик­ученик»;  Задания, сопровождаемые инструкцией: «Объясни…», «Докажи…» или «Обоснуй  свое мнение…». Примеры заданий: 1.           Найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее. Если возможно, укажи несколько вариантов решения. 1) КАПИТАН, ФЕНОМЕН, ОГОРОД, РАБОТА, ОПЕРАТОР; 2) ОДОКРИЛК, КРОЧЕВС, ШАРКААДН, ААЛИНТПО, УУНГРЕК  2.          Сравни и объясни, как изменяются результаты арифметических действий при  изменении их компонентов, если все переменные – натуральные числа: 3,2а 125,2 х 3а с с 5 5                          4 5 1 7 1 9 2х 1 8 5,0b          3,0b d:12,3          d:12,3 56,0:y         6,0:y 7 4 5 6 на ;43 8  13    2 9 3 4 7     10 7 2 9 13 2 делится 9 7) 2) 27) 4 16) 3.         (Для работы в парах) Докажите, что: а б в г 1) Распределите, кто выполняет задания а), в), а кто – задания б), г), и выполните их 2) Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и исправьте ошибки, если они  допущены. 3) Обсудите, какие свойства делимости использованы при выполнении задания. делится делится делится ;13 ;25 ;110 на на на 5 4.            Придумайте задачу “на части”. Убедитесь, что числовые данные для задачи  подобраны хорошо и она имеет решение. Прочитайте задачу классу, и пусть кто­то ее  решит, а вы оцените это решение. Личностные УУД позволяют связать обучение с реальными жизненными  ситуациями. Они  направлены на осознанное восприятие жизненных ценностей, выработку  нравственных норм и правил, определение жизненной позиции в отношении окружающего  мира.  Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение,  если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с  работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием  позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного  достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. К типовым заданиям, нацеленным на развитие личностных УУД можно отнести:  текстовые упражнения,   несущие духовно­нравственный смысл;  задания на умение доказать свою позицию;  высказывание своего отношения к прочитанному материалу  с аргументацией  ответа;  все задания, сопровождаемые инструкцией типа: «Объясни…»,  «Докажи…»,«Обоснуй свое мнение…», «Сравни свой ответ с ответами других  ребят…»;  тексты задач и заданий, построенные на историческом или географическом  содержании и т. д.;  творческие задания, имеющие практическую значимость; проекты. В качестве примеров приведу следующие задания: 1. Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование  интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям  культур других народов. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос  одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих  флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый  Синий  Красный)  2. Знание растительного мира родного края, дикоросов и формирование навыков  здорового питания. Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год? Дополнительное задание: составить меню обеда из дикорастущих растений вашего края. Формирование универсальных учебных действий успешно реализуется в процессе  обучения математике в школе. И любое задание по математике должно рассматриваться  учителем как основание для формирования универсального учебного действия. Источники информации: 1. Учебник Математика. 6 класс. Часть 1, 2,3 /Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон –М.:  Издательство «Ювента», 2014 2. Учебник. Алгебра: учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/[Ю.Н. Макарычев,  Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.– М.:  Просвещение, 2013 3. Учебник Математика. 5 класс. Часть 1, 2 /Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон –М.:  Издательство «Ювента», 2012 4. Учебник Арифметика: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / [С.М.  Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин] М.: Просвещение, 2012 5. Учебник. Алгебра: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/[Ю.Н. Макарычев,  Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.– М.:  Просвещение, 2013 6. Л.Г. Петерсон.Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа  2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.  7. «Школа 2000...». Сборники статей. Вып.3−6. − М., 2002–2006 гг. 8. документ с сайта aktalant.ru 9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные учебные действия Интернет ресурсы: 10. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP­0­2011_05_10.html

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование УУД на уроках математики.

Задания, нацеленные на формирование  УУД на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017