ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Оценка 4.6

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
математика
5 кл—9 кл
14.06.2019
ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Данный проект разработан для учителей математики, работающих в 5-9 классах и учителей начальных классов, преподающих математику. Главным в проекте является изучение, создание и применение интеллект – карт на уроках математики для обеспечения эффективности обучения учащихся и повышения их познавательной активности, а так же формирования у всех участников образовательного процесса: детей, учителей и родителей интереса к предмету математика, и развития критического мышления школьников. Метод интеллект - карт позволяет учитывать уровень когнитивного развития учащихся и способствует формированию у учащихся познавательных УУД. Учителю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут ученикам легче учиться, а преподавателю лучше учить. Обычная наглядность может ожить и заговорить.
СОТ.doc
Содержание 1 1.Аннотация................................................................................................................1 2.Обоснование актуальности проекта......................................................................3 3.Ц ели и задачи проекта...........................................................................................5 4.Основное содержание проекта...............................................................................6 5.План реализации и проекта..................................................................................13 6.Описание результатов реализации данного проекта..........................................14 7. Перспективы дальнейшего развития..................................................................21 7.1. Риски..............................................................................................................21 7.2. Ресурсы проекта............................................................................................22 7.3. Партнеры.......................................................................................................22 7.4. Целевая аудитория.......................................................................................22 8. Заключение...........................................................................................................23 9. Список используемой литературы......................................................................25 1. Аннотация 2  «Неграмотным в будущем будет не тот человек,  который не умеет читать.  Это будет человек, который не знает,  как научиться тому, как следует учиться». Элвин  Тоффлер Данный проект разработан для учителей математики, работающих   в 5­9 классах и учителей начальных классов, преподающих математику. Главным в проекте является изучение, создание и применение интеллект – карт на уроках   обучения   учащихся   и математики     для   обеспечения   эффективности   повышения   их   познавательной     активности,   а   так   же   формирования   у   всех участников образовательного процесса: детей, учителей и родителей интереса к предмету математика, и развития критического мышления школьников. 3 2. Обоснование актуальности проекта В   новых   Федеральных   государственных   образовательных   стандартах (ФГОС) поднимается проблема включения актуальных времени педагогических технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира. Практика   работы   показывает,   что   наиболее   частыми   причинами снижения   успеваемости   и   интереса   к   предмету   является   большой   объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие ­ снижение мотивации к обучению. Сегодня школьники сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, не многие кто может переработать   ее   за   короткое   время.   Информация,   поступающая   из   разных источников – это  телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, наполняет  мозг настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Кому­то нужно просто один раз увидеть, кто­то может один раз услышать, а кто­то обязательно должен потрогать. Кто­ то держит все в уме, кто­то в тетрадке, кто­то в компьютере. Кто­то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто­то вынужден пересматривать снова и снова. Проблема   неумения   обучающихся   работать   с   информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких методов, которые помогли бы   школьникам   научиться   перерабатывать   информацию,   сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. 4 Одним   из   таких   способов   работы   с   информацией   считаю   построение интеллект   ­   карт   или   карт   памяти   (mindmapping   ­   майндмэппинг).   На   мой взгляд,   рисование   интеллект   ­   карты   очень   эффективный   способ   для систематизации и обработки информации. Обозначенные   проблемы   приводят   к   изучению   техники   представления любого   природного   процесса   или   объекта,   мысли   или   идеи   в   комплексной, систематизированной,   визуальной   (графической)   форме   –   т.е.   составлению интеллект ­ карт (Mind­maps). 5 3. Ц ели  и задачи проекта Цель   проекта: показать   эффективность   использование   технологии интеллект ­ карт в учебном процессе с целью развития визуального мышления обучающихся, компетенций и как следствие хорошей успеваемости.   а   также повышения   качества   учебно­познавательных Задачи проекта: изучить теоретические основы метода интеллект ­ карт; рассмотреть влияние интеллект ­ карт на формирование познавательных универсальных учебных действий; описать   собственный   педагогический   опыт   по   формированию познавательных   УУД   обучающихся   на   уроках   математики   посредством интеллект ­ карт. Объект ­   процесс   формирования   познавательных   универсальных учебных действий на уроках математики у учащихся 5­9 классов с помощью метода интеллект ­ карт. Предмет – метод построения  интеллект ­ карт. Практическая новизна данного проекта состоит в том, что он поможет  повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данном проекте методические материалы могут быть использованы учителями­предметниками в школе. Участники проекта – обучающиеся 5­9 классов. 6 4. Основное содержание проекта Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю. Конфуций  Информации   в   современном   мире   становится   все   больше   и   больше. Поэтому, чтобы не утонуть в море этой информации, необходимо уметь ее эффективно анализировать, усваивать и запоминать. Для   систематизации   информации     и     знаний   есть   много   необычных способов, которыми все чаще стали пользоваться на уроках математики. К таким способам относится методика построения интеллект ­  карт. В  чем  их  преимущества?  Как  показали  исследования  ученых,  человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50­70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном   обнаружении   и   формулировании   проблем,   и   лишь   когда ученик   непосредственно   участвует   в   реальной   деятельности,   в самостоятельной   постановке   проблем,   выработке   и   принятии   решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.  Текст, таблица, список, диаграмма ­ проверенные временем визуальные формы представления информации. Актуальность использования технологии  визуализации   информации   очевидна.   Современные   исследования психологов говорят о том, что около 85 % населения земного шара – визуалы. В   начале   70­х   годов   прошлого   века   английский   психолог   Тони   Бьюзен, 7 (тщательно   изучив   опыт   мышления   лучших   умов   человечества,   таких   как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности   своего   мозга.   Соединив   опыт,   накопленный   лучшими   умами человечества   с   достижениями   современной   психологии   в   области   памяти   и мышления,   Бьюзен   разработал   технологию   мышления   и   запоминания информации, которую он назвал “интеллект ­ карты” (”mind   maps” майнд – мэп).  По­английски  “Метод   интеллект  ­карт”    называется  "МАЙНД   МЭП". Буквально слово " МАЙНД " означает "ум", а слово " МЭП " — "карты". В итоге   получаются   "карты   ума".   В   переводах   книг   Т.   Бьюзена   чаще   всего используется термин "интеллект ­ карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций[1, стр 79].. Интеллект   ­   карты   –   это   метод   графического   выражения   процессов восприятия,   обработки   и   запоминания   информации,   творческих   задач, инструмент развития памяти и мышления[8, стр 123]. Для   более   эффективного   применения   данного   метода   обучения необходимо следовать трём принципам: 1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект ­ карт, правила и инструкции по их созданию; 2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект ­ карт;  3.«Приспосабливай»   –   пропусти   эту   технологию   через   себя, совершенствуй свои навыки. Интеллект ­ карты имеют следующие отличительные свойства: ­ наглядность ­ привлекательность. ­ своевременность 8 ­ запоминаемость ­ творчество ­ возможность пересмотра          Этапы составления интеллект ­ карт:                                                                1       этап ­ определение объекта изучения (центрального образа интеллект ­  карты), подбор  ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты); 2       этап ­ построение  первичной интеллект ­ карты В центре листа рисуется центральный   образ   (объект   изучения),   символизирующий   основную   идею. Основные   темы   и   идеи,   связанные   с   объектом   изучения,   расходятся   от центрального   образа   в   виде   ветвей   первого   и   второго   уровней..Везде,   где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных   ветках.   Для   большей   понятности   нумеруются   ветки   и   добавляются ореолы. При   составлении   интеллект   ­   карты   желательно   использовать   наибольшее количество цветов, тем самым, увеличивая наглядность материала и развивая творческие способности ученика. 3        этап   ­   «Реконструкция   и   ревизия»:   ­   повторный   подбор   свободных ассоциаций   ­   пересмотр   интеллект   ­   карты   ­   проверка   способности   к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект ­ карте; С   введением   ФГОС   учитель   должен   научить   ребёнка   добывать информацию самостоятельно и использовать её. Как   же   дети   создают   интеллект   ­   карты?   В   центре   листа   рисуют центральный   образ   (объект   изучения),   символизирующий   основную   идею. 9 Основные   темы   и   идеи,   связанные   с   объектом   изучения,   расходятся   от центрального   образа   в   виде   ветвей   первого   и   второго   уровней.   На   каждой линии   записывают   одно   ключевое   слово.   Везде,   где   возможно,   добавляют рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносят   стрелки,   соединяющие   разные   понятия   на   разных   ветках.         Текст,   список,   таблица,   диаграмма   —   более   привычные   нам   формы представления материала, но у них присутствуют существенные недостатки:  1. Информацию трудно запомнить 2. Большие временные потери 3. Отсутствие творчества, которого так не хватает на уроках алгебры и геометрии. Автор методики интеллект ­ карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется   в   механизме   работы   человеческого   мозга.   Известно,   что   левое полушарие   мозга   отвечает   за   логические   аспекты:   речь,   операции   с последовательностями,   линейным   представлением   информации,   операции   с перечнями,   списками,   числами.   Правое   же   решает   абстрактные   задачи: пространственную   ориентацию,   целостность   восприятия,   воображение, восприятие   цвета   и   чувство   ритма.   Традиционные   способы   переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: "Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:  записывается много ненужной информации;  теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;  теряется время на повторное прочтение ненужной информации;  теряется время на поиск ключевых слов[1, стр 32].. Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью   схем.   Уникальность   этого   способа   в   том,   что   он   одновременно 10 включает   в  работу  левое   и  правое   полушарие   головного  мозга,  тем   самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал. Создавать   интеллект   ­   карту   не   сложно;   к   тому   же   при   этом   вы экономите время и получаете удовольствие от творчества. Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном   листе.   Интеллект­карта   отражает   связи   (смысловые,   ассоциативные, причинно­следственные   и   другие)   между   понятиями,   частями.   Когда   вы создаете,   вы   убиваете   сразу   нескольких   зайцев:   записываете   информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга! [4, стр 41]. Да  и сама интеллект карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга). Рассмотрим примеры применения интеллект карт для учителя:  Тематическое планирование;  Проведение уроков и презентаций. Интеллект­карта   лекции   (урока,   темы)   может   быть   составлена преподавателем в процессе подготовки к уроку или к учебному курсу. Такую карту   гораздо   проще   потом   перевести   в   линейную   структуру,   например, презентации.   Также   интеллект­карту   лекции   (урока,   темы)   преподаватель может использовать для демонстрации учащимся в процессе самой лекции для того, чтобы учащиеся смогли увидеть структуру изучаемого материала. Хорошие   мнемонические   качества   интеллект   ­   карты   позволяют преподавателю легко вспомнить содержание лекции и при необходимости дает возможность ее дополнить. Учитель так же может использовать такую карту для повторения и закрепления пройденного материала(на последующих уроках, а также при подготовке к ГИА, ЕГЭ):  Проведение проверочных и контрольных работ;  Интеллект­карта может быть использована как метод контроля знаний. 11 Особенно   это   касается   обобщающих   уроков.   Интеллект­карта, составленная учеником может продемонстрировать учителю его способность оперировать учебным материалом, его слабые и сильные стороны в изученной теме. Кроме того учитель может с первого взгляда определить те вопросы, в которых   ассоциативная   цепочка   по   каким­то   причинам   оказывается   Благодаря   интеллект   ­   карте   учитель   получает   ясное   и нарушенной.   объективное   представление   о   знаниях   учащегося.   Кроме   того   этот   метод обеспечивает экономию времени, которое уходит на проверку традиционных письменных Подведем   заданий     и   упражнений. итог. Использование интеллект карт помогает  учащимся :  адаптироваться к условиям экзамена;  задействовать оба полушария головного мозга;  повышать работоспособность;  осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;  улучшать все виды памяти;  развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;  формировать  орфографические и пунктуационные навыки;  обогащать словарный запас; а главное ­ повышать результативность. Данный метод дает возможность учителю:  повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся  развивать   предметные   и   коммуникативные   компетенции,   творческие способности  активизировать деятельность  выявлять  причины когнитивных затруднений  корректировать знания  учащихся. 12 Области применения интеллектуальной карты          ОБУЧЕНИЕ создание ясных и понятных конспектов лекций;  максимальная отдача от прочтения книг/учебников;  написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.            ЗАПОМИНАНИЕ  подготовка к экзаменам;  запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…            ПРЕЗЕНТАЦИИ вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;  проведение деловых встреч и переговоров.           ПЛАНИРОВАНИЕ управление временем: план на день, неделю, месяц, год…  разработка сложных проектов: нового бизнеса,…           МОЗГОВОЙ ШТУРМ генерация новых идей, творчество;  коллективное решение сложных задач.           ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ четкое видение всех «за» и «против»;  более взвешенное и продуманное решение. 13 5. План реализации и проекта Подготовительный этап:  работа с литературными источниками и электронными носителями;  отбор необходимого материала. Этап реализации:  разработка и создание интеллект – карт для уроков математики;  апробирование их на уроке;  создание банка методических материалов. Заключительный этап:  оформление сборника;  презентация;  проведение   мастер   классов   по   применению   интеллект   –   карт   на различных этапах уроков математики;  программирование   дальнейшей     деятельности   с   учетом   полученных результатов. 14 6. Описание результатов реализации данного проекта В процессе реализации данного проекта мной были получены следующие результаты:  оформлены:  теоретический сборник интеллект – карт;   сборник с картами обучающихся, которые мы создавали в процессе работы в течение года;  создана презентация о составлении и применении интеллект ­ карт;  проведены   открытые   уроки   по   применению   интеллект   –   карт   на различных этапах урока математики;  запрограммирована   дальнейшая     деятельность   с   учетом   полученных результатов;  улучшено   усвоение   материала   школьной   программы   с применением данного метода работы 15 Накопленный   мною   опыт,   частично   отраженный   в   настоящей   работе, показывает, что применение технологии интеллект  ­ карт на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение обучающимися   интенсификации процесса обучения.   довольно   серьезных   тем,   что,   в   итоге,   ведет   к Преимущества  данного метода: 1. Из 100% информации, предложенной  на уроке, ученик услышит 75%, 50% запомнит,   а   25%   воспроизведёт.   25%   ­   это   очень   мало.  Интеллект   –карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации. 2. Интеллект   ­   карты,   по   сравнению   с   конспектированием,   позволяют экономить от 50% до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90%   –   на   этапе   ее   восприятия.    Обобщая   первые   шаги   работы   по использованию метода интеллект ­ карт на уроках, могу отметить следующие наиболее положительные результаты: ­   легче   запоминается   материал   обучающимися   (в   том   числе   и слабоуспевающими); ­   быстрее   и   качественнее   проходит   подготовка   ко   всем   видам проверочных работ; ­ отсутствуют затруднения при воспроизведения сложных и проблемных тем. ­   поиска   нужных   связей   и   закономерностей   при   нахождении   способа решения задания; Очень   важное   условие   в   работе   с   интеллект   ­   картами:   они   должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.   Из всего выше сказанного можно смело сделать вывод, что интеллект­ карты   позволяют   сделать   обучение   увлекательным   и   творческим;   делают 16 возможным   проводить   непрерывный   мониторинг   в   различных   областях (усвоение   содержания,   развитие   памяти   и   мышления;   сформированность  общеучебных умений – аннотирование, конспектирование); эффективны для    паре, организации   коллективной   деятельности,   работы   в    группе, индивидуальной   работы.   Учащиеся   добиваются   хороших   результатов   при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.     В своей практике интеллект ­ карты  я применяю  на уроках геометрии в 7 и 8 классе. Это связано с тем, что курс геометрии для детей очень сложен. Прямым доказательством являются   результаты ОГЭ. Самый низкий процент выполнения заданий именно  по геометрии.   Сначала я применяла интеллект ­ карты на этапе актуализации знаний, но интеллект ­ карты хорошо «работают» в     ходе   самостоятельной   работы   с   учебником,   при   проверке   первичного усвоения, а так же при итоговых контролях по определенным темам. Метод создания интеллект ­ карты может стать основным на протяжении всего урока при   условии   совместного   коллективного   создания   карты.   А   может   быть отдельным   этапом   на   стадии   вызова   или   рефлексии,   способом   мотивации мыслительной   деятельности   до   изучения   темы   или   формой   систематизации информации по итогам прохождения материала.  Когда   я   предложила   учащимся   в   7   классе   построить   первый   раз интеллект­карту по теме «Треугольник», то результаты были удручающими. Некоторые   принесли   листы   с   разрозненными   рисунками   и   записями,   часть детей   не   смогли   сделать   даже     этого,   хотя   я   рассказала   о   них   и   показала примеры Карт, но все они были не по математике. Я поняла свою ошибку и теперь первую Карту строю вместе с детьми, объясняя принцип построения доступным языком. 17 Строю мелом на школьной доске, а каждый из них на отдельном листе – простым   карандашом.     Домашнее   задание   –   раскрасить     интеллект­карту. Последующие   интеллект   ­   карты   прошу   детей   построить   дома,   можно   по желанию объединиться в пары или группы, но не больше 4 человек.  В классе мы просматриваем их,  анализируем и делаем выводы.   Прошу высказываться детей по её содержанию, по качеству изображения. Предлагаю ребятам выбрать лучшую, на их взгляд, карту и аргументировать своё мнение. В 5­8 классах данную работу мы   не оцениваем, но за лучшую работу, по мнению всего класса,  выставляется  положительная оценка. При   составлении   Карт   учащиеся   5­8   классов   пользуются   общим алгоритмом составления интеллект – карт.(см. «Сборник интеллект – карт по математике» ) Данную методику я использую на уроках математики при изучении нового, обобщении,   систематизации   материала,   при   повторении,   при   подготовке   к контрольным   работам.   Некоторые   интеллект   –   карты     –   это   результат проектной деятельности учащихся (проектный продукт). Если уровень когнитивных способностей в классе низкий, то я предлагаю заполнить Карты. Предварительно строю Карту понятий (контролирующие), а затем   убираю     все   подписи   в   рамках   (т.е.   собственно   названия   понятий), сохраняя подписанные связи. Обучающихся   прошу подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл. Некоторые   учащиеся   в   старших   классах   переделывают   свои   карты, сделанные раньше, или добавляют новый материал.  Начиная с 9(10) класса планирую ввести  критерии оценивания интеллект ­ карт. При анализе интеллект ­ карт оценивается наличие:  яркого, объемного центрального образа; 18  чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;  ассоциаций, наполняющих структуру; рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;  блоков, подчёркивающих структуру;  связей между элементами структуры. Данные критерии известны обучающимся. Чтобы   они   были   понятны,   открыты   и   доступны   всем   обучающимся   я разработала таблицу критериев, которая состоит из трёх блоков. Система оценок интеллект ­ карт: Новизна Критерий Оригинальность, собственные  идеи. Балл 5 Содержание Балл Критерий «Ширина»  (диапазон  охваченных  понятий,  свойств,  связей) «Глубина» (детализация  понятий) Качество составления Балл Критерий 4 Цвет 4 Символы, знаки,  рисунки Связи(названы и  указаны) 3 3 4 Первые карты оцениваем вместе с обучающимися, в дальнейшем оценка  складывается из  самооценки, взаимооценки (в паре), оценки учителя.  Оценка выставляется по следующей системе баллов: «5» ­ от  20   баллов до 23  баллов; «4» ­ от 16 баллов до 19 баллов; «3» ­ от 12 баллов до 15 баллов. Неудовлетворительную   оценку   за   данный   вид   работ   не   выставляется, дается  возможность внести изменения, переделать. 19 По  результатам  работы  можно  сказать,  что    у 7  класса  и достаточно слабого         8­го   класса,   на   сегодняшний   день,   активность   работы   на   уроке повысилась с 57% до 82 %, и с 38% до 75 % соответственно. Рис.1             Рис.2       К положительным результатам можно отнести  отсутствие «пустых» контрольных   работ   по   геометрии   и   как   следствие   основные   результаты деятельности учителя за последний  год: 20 2018­2019  уч.год 7 класс Ср. оцен. балл  Усп. за предыдущий  % год 3,8 КЗ % 100 Ср.оцен. балл за  год 4,6 2018­2019  уч.год 8 класс Ср.   оцен балл  Усп . за предыдущий  год. % 100 3,3 КЗ % Ср.   оцен.  балл за год 68 4,1 Основные результаты деятельности учителя за последние 2 года: 52 Рис. 3 Рис.4 21 7. Перспективы дальнейшего развития Метод   интеллект   ­   карт   позволяет   учитывать   уровень   когнитивного развития учащихся и способствует формированию у учащихся познавательных УУД.  Преподавателю,   применяющему   метод   карты   памяти,   необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут ученикам легче учиться, а преподавателю   лучше учить. Обычная наглядность может ожить и заговорить.     Я   часто   провожу   уроки   с   применением   карт   памяти,   и   этот   опыт показывает преимущества их использования:  1) ученикам интересно и увлекательно рисовать карты;  2)   строя   карту   памяти   по   теме,   ученики   создают   конспект   урока,   по которому можно легко приготовиться к следующему занятию;  3) ученики, работая в малых группах, учатся сотрудничать друг с другом, для достижения совместных целей;  4) оценки за урок выставляются всем учениками все они, как правило, положительные.  Накопленный   мною   опыт   за   время   работы   над   проектом   позволит перейти к апробации данных приемов построения и применения интеллект – карт на других предметах на уровне данного образовательного учреждения. 7.1.  Риски        В качестве вероятных рисков, работая над данной темой, я бы выделила следующее:     как   правило,   у   обучающихся   не   сформирован   на   достаточном уровне   навыки   работы   с   информацией.     При   составлении   ментальных   карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, 22 анализирует   её,   делает   обобщения,   выделяет   главное,   существенное.     И   на первых занятиях, я думаю,  этот процесс будет затянут 7.2.  Ресурсы проекта На подготовительном этапе:  доступ к интернету, справочная литература, творческие способности учителя. На этапе реализации: участники проекта, кадровый состав. На итоговом этапе: материально­технические ресурсы. Партнерами проекта являются: 7.3. Партнеры учащиеся, учителя предметники, ШМО математического цикла. 7.4. Целевая аудитория Проект рассчитан на поддержку общего (среднего) образования. Целевая   группа,   на   которую   рассчитан   проект   –   обучающие, задействованные на уроках математики и учителя математики. 23 8. Заключение Метод интеллект ­ карт позволяет учитывать уровень когнитивного  развития учащихся и способствует формированию у учащихся познавательных  УУД.  Учителю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут   ученикам легче учиться, а преподавателю   лучше учить. Обычная наглядность может ожить и  заговорить.   Интеллект   ­   карта   ­   непроизвольное   запоминание   с   использованием ключевых   элементов.   Ключевые   элементы   становятся   якорями,   за   которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке). Информация   запоминается   уже   усвоенной   (понятой),   устанавливаются связи   с   другими   знаниями,   понятиями,   темами,   что   значительно   усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память обучающихся. Интеллект   ­   карта   позволяет   увидеть   информацию   внутренним мысленным   взором. Она   как   бы   раскладывает   по   полочкам   весь   объем информации   и   в   то   же   время   позволяет   удерживать   большой   объем информации в поле зрения. Интеллект ­ карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные   и   эффективные.   Легко   проследить   взаимосвязи   идей   и   поиск 24 альтернативных решений. Интеллект­карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования. Умственная карта дает возможность увидеть полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для школьника   она   является   чудесным   инструментом   развития   памяти, творческого мышления, анализа. При высоком уровне сформированности навыков построения интеллект ­ карта у обучающихся можно охватить больший объем учебного материала. А также   стоит   рассмотреть   возможность   составление   интеллект   ­   карт   в электронном виде. 25 9. Список используемой литературы 1. Тони   Бьюзен   «Умные   родители   –   гениальный   ребенок», «Mind Mapping for kids», «Скоростная память» / Перевод С.Э. Борич. М.: Попурри, 2005. – 459 с. 2. Копыл В.И. « Карты ума. – М.: ХАРВЕСТ ООО, 2006. – 64 с. 3. Бьюзен   Т.   и   Б.   Супермышление   /   Т.   и   Б.   Бьюзен;   пер.   с   англ.   Е.А. Самсонов.  ― ―  4   е изд.  ―  Мн.: "Попурри", 2007, 4. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г. 5. Василенко Т.В. Что такое Mind Maps и как их рисовать.­  М., 2008г. 6. Мюллер   Хорст.   Составление   ментальных   карт.   Метод   генерации   и структурирования идей. М., 2008г.  7. Развитие   критического   мышления   на   уроке:   пособие   для   учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – 2­е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). 8. Шенк Ф. Б. Ментальные карты.­ М., 1999г.  Интернет­ресурсы: 1. www.mama.ru  2. http://www.mindmap.ru/index.htm  3. http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books 26

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

ПРОЕКТ "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Скачать файл