Организация рабочего места бухгалтера
От того, каким образом организовано рабочее место бухгалтера, во многом зависит эффективность его работы. Рациональная организация рабочего места бухгалтера предполагает не только оборудование его всем необходимым в соответствии с содержанием и характера выполняемой им выполняется, но и рациональное его размещение, создание комфортных условий труда.
Рабочее место бухгалтера - это пространственная зона, оборудованная необходимыми материальными средствами и техникой и определенным образом организована, в которой осуществляется его трудовая деятельность (то есть это место, где выполняется бухгалтерская работа).
Организация рабочего места бухгалтера - это совокупность мероприятий по оборудованию рабочего места средствами и орудиями труда и их размещение в определенном порядке.
В процессе своей работы бухгалтер работает на компьютере, пользуется телефоном, факсом, модемом, множительной техникой для документов. Его труд - это множество различных движений, которые повторяются много раз и требуют внимания.
Довольно часто работу бухгалтера считают легче по сравнению с другими видами труда только потому, что она очень часто выполняется сидя. В большинстве случаев работа бухгалтера проходит по расчетам и работой на компьютере. Но сидячая работа сама по себе является утомительной из-за того, что связано с постоянным статическим напряжением мышц и многими другими вредными для организма явлениями, которые возникают из-за относительно неподвижное положение тела. Вот почему работа бухгалтера требует рациональной организации рабочего места.
Организация рабочего места бухгалтера предусматривает:
- составление и планировки помещения, в котором оно находится;
- выбор и оборудования рабочего места средствами и предметами труда;
- размещение предметов труда на рабочем месте в определенном порядке.
Рабочее место бухгалтера должно отвечать следующим требованиям;
1. площадь рабочего места должна соответствовать санитарным нормам.
Так, для рядового бухгалтера рабочее место (зона, где размещают конторский стол, стул, шкафы, полки, картотеку) должно занимать площадь не менее 3-4 м2. Для рабочего места главного бухгалтера эти параметры должны составлять 4-6 м2. Кабинет главного бухгалтера или финансового директора предприятия, который часто используется для совещаний и встреч делегаций, должен иметь площадь 24-55 м2, а главного бухгалтера, проводит производственные совещания, - 8-24 м2.
2. мебель в кабинете следует размещать с учетом взаимосвязей главного бухгалтера с подчиненными и последовательности выполняемых работ. Оборудование рабочего места, количество и номенклатура орудий труда должны соответствовать содержанию и особенностям выполняемой работы (например, прием посетителей, проведение совещаний, анализ и обсуждение графических материалов, индивидуальная творческая работа).
Для кабинета используют комнаты с естественным освещением прямоугольной формы. Для окраски стен кабинета используют цвета, которые благоприятно влияют на нервную систему и улучшают освещение-слоновой кости, светло-желтый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-бежевый.
3. залогом высокой работоспособности бухгалтера является комфорт его рабочего места. Максимального комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда правильно подобраны по размеру стол и стул. Нормальная высота рабочей поверхности стола составляет 70-75 см, соответственно высота стула должна быть в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников лучше всего использовать офисные кресла с сиденьями, поднимаются.
Бухгалтерские реестры и дела с документами и бланки надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами должны быть внесены в учетную номенклатуру, храниться в определенной шкафу со свободным доступом работников бухгалтерии. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны бухгалтера (один-два шага). В конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки.
Все технические средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и т.д.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе - органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным сохранением средств труда в ящике.
Кабинет бухгалтерии должны убирать дважды в день, если в отделе много клиентов, или один раз в конце рабочего дня. Для поддержания порядка администрация должна запретить в Правилах внутреннего трудового распорядка курение в офисе, потребление пищи, разлива спиртных напитков на рабочем месте и хранения продуктов питания.
Правильная освещенность помещений - фактор создания комфортных условий, благоприятного климата и здоровья сотрудников. Лучше располагать столы таким образом, чтобы естественный дневной свет падал слева от рабочего стола прямо на него. Вентиляция имеет важное значение для сохранения хорошего физического состояния сотрудников и уменьшает опасность распространения инфекционных заболеваний. Оптимальным вариантом является оборудование каждого помещения кондиционером или вентиляцией. При их отсутствии необходимо проветривать помещение что 2:00. Оптимальной является температура помещения 18-22 ° С.
Рабочее место бухгалтера состоит из следующих функциональных зон: рабочая зона и зона отдыха.
Следует оговорить такие характеристики при планировании рабочей зоны бухгалтера:
ü входные двери должны быть в поле зрения бухгалтера;
ü письменный стол следует располагать перпендикулярно к окну, желательно, чтобы окно было слева;
ü письменный стол и кресла должны быть удалены от источника тепла; -
ü мебель, как правило, за спиной бухгалтера не размещают;
ü если в одном кабинете два рабочих места, то проход между ними должен быть не менее 10-20 см;
ü если открыты один шкаф, тумба или ящик стола, они не должны препятствовать доступу к другим шкафов;
ü рабочее кресло, письменный стол и стол-приставку следует разместить так, чтобы не вставая можно было достать как можно больше предметов. Зону отдыха оборудуют журнальным столиком, креслами для отдыха и тому подобное. Как правило, ее располагают в той части кабинета, которая противоположна рабочей зоны.
Организуя рабочее место главного бухгалтера, следует предусмотреть зону совещаний. В этой зоне размещают стол для совещаний со стульями (креслами) и кресло для председателя. В зависимости от площади кабинета и численности работников, которые обычно участвуют в совещаниях, эта зона может быть организована самостоятельно или совмещенная с основной рабочей зоной. В последнем случае стол для совещаний размещают перпендикулярно к столу бухгалтера. Количество кресел за таким столом не должна превышать 4-5 с каждой стороны.
Для размещения предметов и средств труда непосредственно на письменном столе или тумбе целесообразно учитывать следующие рекомендации:
- не держать на столе ничего лишнего, а только все необходимое;
- письменный стол следует использовать только для текущей учетной работы, а не для складирования папок, документов и других материалов, в том числе и архивных;
- бухгалтерские документы, используемые в текущей работе, необходимо размещать так, чтобы обеспечить быстрый их обзор и поиск;
- компьютер можно размещать как справа, так и слева, а клавиатуру в центре;
- средства связи (телефоны, переговорные устройства) располагают слева от бухгалтера на рабочей поверхности стола или приставной тумбы, что позволяет оставить правую руку свободной для работы;
- канцелярские принадлежности следует хранить в специальных лотках с разделителями. На рабочем месте бухгалтера будут полезными устройства для скрепления и склейки. Шкафы, полки, сейфы, ящики для картотек - неотъемлемые элементы кабинета бухгалтерии. Шкафы должны быть конторские, то есть для хранения дел. Нередко в кабинетах бухгалтеров есть ящики для хранения дел в вертикальном положении. Если в кабинете есть сейф, целесообразно, чтобы он был скрыт какой-то перегородкой или находится вне поля зрения посетителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.