Организация работы дошкольного образовательного учреждения по подготовке детей к школьному обучению.
Непосредственной основой планирования работы дошкольного учреждения в целом и в каждой возрастной группе является - «Программа воспитания и обучения в детском саду». В программе определены задачи воспитания и раскрыто содержание воспитательно-образовательной работы по каждому из основных видов детской деятельности. При планировании эти задачи и содержание получают дальнейшую конкретизацию: устанавливается время и последовательность их реализации. Планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации, содержание, методы и приемы воспитания поведения детей и формирование у них культурно-гигиенических навыков. Методы и приемы руководства трудом и играми детей, организация досуга и развлечения детей, а также виды и характер работы с родителями.
Основной формой организации образовательной работы в детском саду являются занятия. Обучение выступает при этом как основное средство решения задач образовательной работы: формирование знаний о различных областях действительности, умственных и практических навыков и умений, элементарных основ учебной деятельности, развитие речи детей и т.д.
В программе это содержание представлено по основным ее разделам: ознакомление с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, обучение грамоте, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание, физическая культура. Система занятий, разработанных в методиках соответствующего направления, используется при планировании с учетом конкретных условий работы детского сада и возрастной группы, степени и темпа продвижения детей, усвоение ими того или иного содержания.
При планировании занятий по каждому разделу обучения учитываются основные этапы усвоения знаний (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни – перенос знаний в новые условия). При планировании занятий по любому разделу следует, кроме основных воспитательно-образовательных задач, связанных с данным разделом, включать частные задачи из других разделов программы. Такое интегрирование занятий значительно повышает их развивающий эффект. Однако частичное объединение образовательной работы при планировании не должно принимать форму единой темы, объединяющей все содержание работы. Особенно важно установить связь занятий по ознакомлению детей с окружающей жизнью и природой с занятиями по обучению детей родному языку, а также с занятиями по изобразительной деятельности.
Образовательная работа продолжается и вне занятий: в повседневной жизни, в игре, труде. В разное время дня (утром, на прогулке) воспитатель проводит разнообразные наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью.
Воспитатель планирует и организовывает образовательную работу с отдельными детьми или подгруппами детей по тем или иным разделам знаний вне занятия. Для этого используются дидактические игры, упражнения с дидактическим материалом.
Правильная организация жизни детей в подготовительной группе осуществляется путем целенаправленного и систематического использования всей системы воспитательных воздействий, влияющих на жизнь, деятельность и отношение детей.
Завершение подготовки детей к школе и начало школьного обучения определяют специфику работы воспитателя по организации жизни детей в группе. Организуя жизнь детей, воспитатель лишь напоминает о распорядке дня. После объяснения воспитателем цели предстоящей деятельности дети сами приступают к ее выполнению.
У детей 6-7 лет расширяются познавательные интересы и потребности, которые становятся ведущими мотивами учебной деятельности. У них возрастают возможности усвоения первоначальных знаний, умений и навыков, стремление к занятиям. Все это позволяет увеличить продолжительность учебной деятельности.
Каждый воспитатель должен уметь изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Бытует мнение, что воспитатель и так знает своих детей. Такие воспитатели глубоко заблуждаются. Воспитатель должен выяснять индивидуально-психологические особенности каждого ребенка. Часто в ДОУ мы уделяем большое внимание проведению занятий, организационным, хозяйственным делам и не ценим наблюдение за детьми. Это можно объяснить отсутствием знаний об общих закономерностях психического развития, а также ссылкой на дефицит времени.
Воспитатель должен проводить наблюдения за детьми. Наблюдения нужно проводить по плану, т. е. включать их в план работы с детьми. Это же рекомендует нам и психолог Мухина В. С: «Чтобы достичь хороших результатов, воспитателю необходимо на определенное время сосредоточить внимание на одном ребенке». Следует отметить, что в настоящее время во многих дошкольных учреждениях имеются материалы по диагностике детей. Это диагностика умственного развития под редакцией Венгера и других, которая позволяет изучать детей в условиях детского сада. Применение разных методик вызывает определенную трудность у воспитателей. Поэтому нужно сосредоточить внимание на методах изучения детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.