ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ.
Аннотация. В статье раскрыты особенности организации новой модели комплексной реабилитации детей – инвалидов с использованием технологии «Домашний микрореабилитационный центр», основанной на создании реабилитационной и коррекционно- развивающей среды в домашних условиях, которая способствует компенсации (устранению) ограничений жизнедеятельности, социализации и гармоничному развитию ребёнка – инвалида в семье.
Ключевые слова. Дети-инвалиды, комплексный семейно- центрированный подход, микрореабилитационный центр, реабилитация в домашних условиях, ресурсы семьи.
В настоящее время семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации ребенка. Прежде всего это проблема оказания квалифицированной и системной помощи детям-инвалидам, проживающим далеко от реабилитационных учреждений. Большинство семей не имеют материальных возможностей, чтобы организовать дома реабилитационное и абилитационное пространство. Многие родители не имеют достаточной компетенции в вопросах воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; у родителей отмечается эмоциональное выгорание и как следствие – низкая мотивация на выполнение с ребенком реабилитационных мероприятий.
Семьям необходима материальная и информационная поддержка в создании на дому благоприятных условий для обеспечения всестороннего развития и самореализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перспективным направлением в комплексной реабилитации детей-инвалидов является социальная служба «Домашний микрореабилитационный центр».
Создание домашнего микрореабилитационного центра - это одна из наиболее эффективных технологий, использующая семейно-центрированный подход к реабилитации и абилитации детей-инвалидов, которая способствует повышению качества, доступности и непрерывности абилитационных услуг для детей-инвалидов; оказанию помощи и поддержки в успешной социальной адаптации семьи, воспитывающей особого ребенка; координации деятельности специалистов, оказывающих услуги семье; активному обучению членов семьи способам абилитационного вмешательства.
Создание домашнего микрореабилитационного центра позволит:
- расширить спектр услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми, обеспечить их доступность, в том числе в труднодоступных районах;
- обеспечить открытие пункта социального проката реабилитационного и развивающего оборудования для использования в домашних условиях;
- обеспечить создание мобильных бригад, включающих специалистов различных профилей (медицинского, социального, психологического, педагогического и других) для оказания комплекса услуг детям-инвалидам, проживающим в отдаленных районах, не имеющим возможности посещения реабилитационного центра;
- предоставить детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с тяжелыми множественными нарушениями развития, реабилитационных и абилитационных услуг в домашних условиях, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- оказать помощь и поддержку детям раннего возраста (от 0 до 3 лет) с нарушениями в развитии или с высокой степенью риска появления нарушений;
- обучить родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования в домашних условиях, повысить их компетенции в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей;
- оказать консультативную помощь родителям (законным представителям), в том числе в дистанционном формате.
повысить профессиональные компетенции и обеспечить обмен опытом специалистов.
Целевой группой обслуживания являются:
- дети-инвалиды, в том числе дети с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- семьи, воспитывающие детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая замещающие семьи.
Технология «микрореабилитационный центр» предусматривает перемещение основной реабилитационной работы в семью, так как реабилитационную среду создают в домашних условиях в привычной для ребенка благоприятной атмосфере. Команда специалистов проекта поддерживает семью, организует дома необходимую среду. Специалисты помогают семьям создать условия для реабилитации ребёнка в домашних условиях и улучшить качество жизни. Кроме того, занятия специалистов с детьми - инвалидами на дому, в привычной для них благоприятной среде, мобилизуют скрытые резервы ребёнка, помогают сформировать у него качества, умения и навыки, необходимые для оптимального психического и физического развития.
Основные направления технологии «Микрореабилитационный центр»
|
||||
Рисунок 1. Основные направления технологии «Микрореабилитационный центр»
К наиболее востребованным формам работы микрореабилитационного центра относятся:
Ø визитирование специалистов и предоставление реабилитационных и абилитационных услуг на дому (консультирование, психологическая поддержка семьи, педагогическое сопровождение, выездные консилиумы и т.д.), в том числе силами мобильной бригады;
Ø предоставление реабилитационных и абилитационных услуг ребёнку инвалиду обученными членами семьи;
Ø предоставление детям-инвалидам реабилитационных и абилитационных услуг с использованием дистанционных технологий в домашних условиях (виртуальные экскурсии, дистанционные занятия и т.д.);
Ø предоставление членам семьи ребёнка-инвалида услуг по вопросам семейных отношений, комплексной реабилитации ребёнка-инвалида, психологической поддержки ребёнка-инвалида и т.п.;
Ø дистанционное консультирование родителей по вопросам комплексной реабилитации и социальной адаптации детей- инвалидов в условиях семьи
Ø консультирование по вопросам оказания поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, в решении бытовых, профессиональных, материальных и иных проблем
Ø услуги по обеспечению ребёнка-инвалида техническими средствами реабилитации.
В рамках «Домашнего микрореабилитационного центра» команда специалистов выезжает на дом к ребенку, и уже в комфортной и привычной для ребенка обстановке проводит занятия, реализуя программу краткосрочной реабилитации. На выездах фокус внимания специалистов направлен на оказание консультативной и практической помощи в вопросах развития и воспитания ребёнка, оказание помощи и поддержки в успешной социальной адаптации семей, обучение родителей методам и технологиям реабилитации ребенка.
Механизм реализации технологии
домашний микрореабилитационный центр:
Первый этап- выявление.
Выявление семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в тесном взаимодействии с учреждениями системы здравоохранения и системы социальной защиты населения. Также возможно самостоятельное обращение родителей (законных представителей) в учреждение для получения услуги.
Второй этап– первичный визит в семью.
Первичный визит специалистов в семью направлен на:
- построение отношений с семьей;
- получение запроса от семьи;
- ознакомление семьи с технологией, обсуждение вопросов, ожидаемые результаты.
Третий этап– оценочные визиты.
Взаимодействие специалиста с семьёй во время оценочных визитов носит диагностический характер. При первой встрече (первичный визит) консультант знакомится с историей развития ребёнка, изучает некоторые анамнестические данные, узнает общие сведения о ребёнке, состояние здоровья родителей, состав семьи, её социокультурные аспекты.
На оценочных визитах при помощи специальных шкал проводится оценка уровня сформированности когнитивных, двигательных, речевых, социально-бытовых навыков, а также диагностика уровня включенности родителей в процесс развития ребенка. Подбор стандартизированных методов диагностики специалисты осуществляют самостоятельно.
Четвертый этап- составление индивидуальной программы помощи и реабилитации.
Составление индивидуальной программы помощи и реабилитации предполагает:
- обсуждение результатов оценочных визитов;
- составление списка проблем, на основе которого формулируются задачи работы с семьей;
- обсуждение поставленных задач с родителями;
- выбор и обсуждение методов работы и подбор необходимого развивающего и реабилитационного оборудования.
Пятый этап- реализация программы помощи и реабилитации.
Включает обучающие визиты, проведение индивидуальных занятий в диаде ребенок-родитель, консультирование родителей, обучение родителей основам социально-педагогических, социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
В рамках реализации программы специалистами междисциплинарной команды проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, направленные на развитие их познавательной, эмоционально-волевой, речевой, двигательной и интеллектуальной сфер посредством применения реабилитационного и интерактивного оборудования.
Шестой этап- оценка эффективности реализации программы.
Оценка эффективности реализации программы (завершающий визит) предполагает два вида анализа - количественный и качественный. Количественная оценка включает в себя количество домашних визитов, проведенных коррекционно-развивающих занятий и консультаций. Качественная оценка включает в себя результаты коррекционно-педагогической работы (динамика в развитии ребенка) и применение полученных знаний и умений в повседневной жизни семьи.
В условиях работы социальной службы микрореабилитационный центр родители принимают активное участие в занятиях с детьми, в ходе которых учатся лучше понимать потребности своих детей, когда родители знают, что действуют правильно и видят результат своих усилий, снижается уровень тревожности, улучшается эмоциональный климат в семье.
Родители отмечают, что такой реабилитационный формат позволяет им не только получать необходимые навыки, но и стать помощником своим детям. Для родителей специалистами проводятся семинары и мастер — классы по оказанию реабилитационных услуг в домашних условиях и по месту жительства ребенка-инвалида, с использованием реабилитационного и развивающего оборудования, которое можно взять на прокат на безвозмездной основе.
Мы приходим в семью не просто провести курс процедур или занятий, но и дать родителям знания и умения для продолжения реабилитационного процесса и, конечно, обучить их методам и приемам коррекционной работы с ребенком в домашних условиях самостоятельно, для поддержания достигнутых результатов. Чем больше мы привлекаем членов семьи к совместной работе, делимся опытом, знаниями и умениями, тем выше эффективность реабилитационной помощи.
Преимущества службы «Домашний микрореабилитационный центр» состоит в том, что это абсолютно индивидуальный подход и персонализация услуг; непрерывность, преемственность и последовательность процесса реабилитации.
Таким образом, деятельность социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр» – это перспективное направление, которое позволяет обеспечить качественными, доступными и непрерывными реабилитационными и абилитационными услугами детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечить непрерывный процесс комплексной реабилитации детей, проживающих отдаленно от учреждения, повысить компетентность и информированность родителей в вопросах реабилитации и абилитации детей, снизить риск передачи детей-инвалидов в стационарные учреждения.
Проект позволяет увеличить географию охвата микрореабилитационной работой семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Для достижения устойчивой положительной динамики в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо, чтобы процесс реабилитации стал его образом жизни - и сделать это позволяет работа службы «Домашний микрореабилитационный центр».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.