Формирование математической грамотности на уроках математики у детей мигрантов
(из опыта работы
учителя математики МАОУ СОШ №45 города Тюмени В.В. Губкиной)
Национальный состав МАОУ СОШ №45 города Тюмени
Учебный | Всего | русские | татары | казахи | азербайджанцы | армяне | таджики | узбеки | цыгане | другие |
2013-2014 | 783 | 574 | 69 | 7 | 10 | 33 | 57 | 5 | 0 | 28 |
2014-2015 | 889 | 643 | 75 | 17 | 14 | 36 | 55 | 18 | 4 | 27 |
2015-2016 | 1086 | 738 | 93 | 20 | 13 | 41 | 66 | 21 | 60 | 34 |
28.01.2020
2
2016-2017 | 1809 | 1309 | 127 | 22 | 14 | 63 | 104 | 20 | 113 | 37 |
Национальный состав
28.01.2020
3
Учебный год | Всего | Русские | % русских | % |
2013-2014 | 783 | 574 | 73,3 % | 26,7 % |
2014-2015 | 889 | 643 | 72,3 % | 27,7 % |
2015-2016 | 1086 | 738 | 67,9 % | 32,1 % |
2016-2017 | 1809 | 1309 | 72,4 | 27,6% |
Организация работы по профилактике учебных затруднений у обучающихся из семей мигрантов:
Выявление и анализ типичных трудностей учащихся-инофонов, в том числе при участии логопеда и психолога.
Применение различных методов и приемов обучения на уроках.
Организация индивидуальных и групповых дополнительных занятий.
Включение обучающихся в различные формы урочной и внеурочной деятельности.
Создание ситуаций успеха и педагогическая поддержка обучающегося с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Консультативная работа с родителями детей мигрантов
28.01.2020
4
Особенности детей мигрантов:
плохо читают ;
не могут пересказать текст задачи или информацию из учебника;
испытывают затруднения в формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении учебных текстов;
многообразные нарушения произношения звуков;
несформированность лексико-грамматического оформления,
нарушение понимания речи;
закономерности математической терминологии они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам (интерференция)
28.01.2020
5
28.01.2020
6
Частное двух чисел называется отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго. | | -отношение числа тридцать пять к числу двадцать семь |
| a : b = | отношение α к b равно отношению с к d |
Проблема. Неумение соотнести склонение существительных влечет за собой ошибки при выборе формы числительного. Как устраняем проблему?.
Проблема. Сложны для восприятия алгоритмы выполнения каких-то действий, данные в учебниках или они отсутствуют вообще.
Алгоритм | Примеры | Говорим так |
Алгоритм преобразования неправильной дроби в смешанное число: | 35 4 35 35 4 4 35 4 =8 3 4 3 3 4 4 3 4 | «тридцать пять четвертых равны восьми целым трем четвертым» |
Алгоритм преобразования смешанных чисел в дробь: | 3 5 7 5 5 7 7 5 7 = 26 7 26 26 7 7 26 7 | |
28.01.2020
7
Правильное произношение и правописание математических терминов.
28.01.2020
8
| 1 вариант |
| 2 вариант |
1. | Час…ное | 1. | …кружность |
2. | Пр…порц…я | 2. | Рад…ус |
3. | …кружность | 3. | Час…ное |
4. | Ч…слитель | 4. | Прям… пр…порциональность |
5. | Д…литель | 5. | Пр…порц…я |
6. | Площ…дь | 6. | Знам…нат…ль |
7. | Отн…шение | 7. | Су…а |
8. | Пр…моугольник | 8. | Д…лимое |
9. | Взаимн… …братные | 9. | Взаимн… …братные |
10. | Прям… пр…порциональность | 10. | Дл…на |
11. | Су….а | 11. | Сл…гамое |
12. | Дл…на | 12. | Отн…шение |
Геометрический аукцион
Составить цепочку геометрических терминов по следующему принципу: каждый , термин начинается с той буквы какой оканчивается предыдущий.(перпендикуляр-радиус(равнобедренный, равносторонний, ребро,…), когда запас терминов у команд заканчивается ,аукционист произносит «Раз! Два! Три!» и начинается борьба за следующий термин.
Конкурс геометров:
Установить по рисункам, каких элементов не хватает, чтобы доказать ту или иную теорему или дать определение какого либо понятия.
28.01.2020
9
Блиц опрос для закрепления полученных знаний или проверки их усвоения.
Основное свойство дроби.
Что значит сократить дробь?.
Какие числа называются взаимно обратными?
Какие числа называются взаимно простыми?
Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Как умножить две дроби?
Как разделить две дроби?
Как сложить смешанные числа?
Как вычесть смешанные числа?
Как найти дробь от числа?
Как найти число по его дроби?
28.01.2020
10
Проведение практических работ.
28.01.2020
11
А) Практическая работа по теме «Смешанные числа» (работа в парах).
Назовите элементы смешанного числа.
Какая дробь называется неправильной? Приведите пример.
Какие числа называются смешанными? Приведите пример.
Может ли быть дробная часть смешанного числа неправильной дробью?
Может ли быть у смешанного числа дробная часть больше единицы?
Назовите числа 7 3 5 3 3 5 5 3 5 ; 13 15 13 13 15 15 13 15 ; 3 2 9 2 2 9 9 2 9 ; 5,3; 5,3; 5,3; 5,3;
Выпишите из данных чисел смешанные числа:
.
28.01.2020
12
В) Практическая работа по теме «Преобразование обыкновенных дробей в смешанные числа» (работа в группах).
Какая дробь называется неправильной? Приведите пример.
Расскажите алгоритм преобразования обыкновенных дробей в смешанные числа.
Какие числа называются смешанными? Приведите пример и скажите, из каких частей они состоят?
Можно ли из обыкновенной дроби получить целое число?
Можно ли из целого числа получить дробь?
Какие дроби можно преобразовать в смешанное или целое число?
Преобразуйте обыкновенную дробь в смешанное число:
а) 12 7 12 12 7 7 12 7 , 34 10 34 34 10 10 34 10 ; 15 7 15 15 7 7 7 7 7 15 7
С) Вопросы, которые придумали ученики при повторении темы «Дроби»
Какую дробь называют правильной? Неправильной?
Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями? С одинаковыми числителями?
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
Что больше: 1% или 1/2?
Какую часть метра составляют 5 сантиметров?
Сколько в единице половин?
Какие существуют неправильные дроби с числителем 7?
Назовите 3 числа, которые больше 5, но меньше 6.
Четверть часа. Сколько это минут?
. Какую часть суток составляет 3 часа?
28.01.2020
13
Восстановление
учебно-методический прием, согласно которому учащиеся выполняют учебно-речевые действия по реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста.
Прием восстановления реализуется учащимися в следующих видах упражнений: заполнение пропусков, дополнение, перегруппировка. Задание: найти в тексте преднамеренно вставленные дополнительные элементы и, удалив их, воссоздать текст в его первоначальном виде.
(«Если две стороны равны двум сторонам и угол между ними одного треугольника и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники соответственно равны»)
28.01.2020
14
Верные или неверные утверждения
28.01.2020
15
3
• Тупой угол – это угол, который нарисован тупым
карандашом
• Угол – это геометрическая фигура.
• Угол состоит из двух пресекающихся прямых
• Бывают углы остроумные и тупые
• Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
• Равные углы – это те, у которых равны стороны
• Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
• Бывает угол прямой
• Угол может быть тощим
• Острый угол – это угол, который меньше прямого
Список вопросов для решения математических задач
« Лучше всего… помогать ученику естественно. Учитель должен уметь поставить себя на место ученика, понять как думает ученик, и так задать вопрос, чтобы ученик мог самостоятельно до него додуматься. В этом состоит высшее искусство учителя» (венгерский математик Дьорд Пойа (1887-1985)
Этапы работы:
- понять предложенную задачу
-найти путь от неизвестного к данным
- реализовать найденную идею решения
- проверить и оценить решение критически.
28.01.2020
16
Схема по условию задачи
28.01.2020
18
Дочка младше мамы в 4 раза и младше бабушки в 9 раз. Сколько лет каждой, если вместе им 98 лет?
Дочка
Бабушка
Мама
98 лет
Таблица
28.01.2020
19
98 лет
Мотоциклист проехал 40 км от дома до реки. Возвращаясь обратно со скоростью на 10 км/ч меньше первоначальной, он затратил на этот путь на 20 минут больше. Какова была первоначальная скорость мотоциклиста?
S = v t
v | t | ||
Вперёд | |||
Обратно |
х км/ч
(х – 10) км/ч
40 км
40 км
S
Кластер
Линейная функция
y = kx + b
График - прямая
D(y): R
E(y): R
Пересекает ось y в точке (0; b)
Острый угол при k>0, тупой угол при k<0
Графики двух функций параллельны, если k1=k2
Графики двух функций пересекаются, если k1≠k2
Игры на уроках математики
28.01.2020
22
С помощью дидактических игр расширяется словарный запас учащихся, повышается интерес к обучению, происходит преодоление трудностей в усвоении материала.
Турниры
Требуется написать математические термины , чтобы они начинались на одну букву.(Плюс, перпендикуляр, парабола, периметр, прямая, процент…)
28.01.2020
23
Вычислительный лабиринт:
Задания составляются так, что каждое следующее выполняется с использованием ответа предыдущего.
Круговые задания:
Карточка с заданиями передается по цепочке.
28.01.2020
24
Головоломки
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 |
11 | 12 | 13 | 15 | 16 | 18 | 21 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 30 | 31 | 32 | 40 | 3 | 6 |
7 | 9 | 12 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 25 | 27 | 30 | 31 | 40 | |
1 | 3 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 | 14 |
16 | 18 | 19 | 21 | 23 | 24 | 25 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 1 | 3 | 6 | 9 | 10 |
12 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 22 | 23 |
28.01.2020
26
Друзья математика
Математик попал в плен. Через подкупленного стражника друзья сообщили ему, что в полночь двери его темницы будут открыты, и он сможет пройти через другие незапертые камеры, на которых мелом написаны числа, делящиеся на 3
или в написание которых входит цифра 3. Найдите этот путь.
Логические задачи
У Тани и ее родителей общий день рождения – 1 января.
В январе 2007 года Таня была в 6 раз младше своей мамы,
а в январе 2008 года – в 6 раз младше папы.
На сколько лет папа старше мамы?
28.01.2020
27
Мнемонические правила запоминания:
Степень
28.01.2020
28
28.01.2020
29
Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам)
Медиана - это обезьяна, которая всем говорит: «Здрасьте!» и делит противоположную сторону на 2 равные части.
Высота со стороной
Составят угол, да прямой.
Правило раскрытия скобок
Если перед скобкой минус знак стоит,
Знать о чём-то важном он нам говорит.
Надо эти скобки взять и опустить,
А все знаки в скобках надо изменить!
28.01.2020
30
Нам не дано предугадать , Как слово наше отзовется.Посеять в душах благодать,Увы, не всякий раз дается.Но мы обязаны мечтатьО дивном времени, о веке,Когда цветком прекрасным статьСумеет личность человека.И мы обязаны творить,Забыв все тяготы земные,Чтоб истин светлых заложитьВ сердца и души молодые.Чтоб верный путь им указать,Помочь в толпе не раствориться:Нам не дано предугадать,Но мы обязаны стремиться
28.01.2020
31
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.