Организация работы с одаренными детьми

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 30.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы с одаренными детьми.docx

Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Организация работы с одаренными детьми»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Касторнова Елена Анатольевна,

преподаватель по классу вокала,

высшая квалификационная категория,

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

 

 

 

 

р.п.Знаменка

2021

Содержание

одаренный школьник талант генотипический

Введение                                                                                                           4

Глава I. Дидактические основы развития одаренных детей                        6

1.1 Детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли     6

1.2 Сущность понятия "одаренность"                                                            8

1.3 Виды одаренности и типология одаренных детей                                 10

1.4 Основные подходы к разработке концепции одаренности                   12

Выводы                                                                                                             16

Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей                          18

2.1 Методы выявления одарённых детей                                                       18

2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие

одаренности                                                                                                      19                                                                                       

2.3 Характеристика программы развития одаренности                               22

Выводы                                                                                                              26

Заключение                                                                                                       28

Список литературы                                                                                          30

Приложения                                                                                                      33

 


 

Введение

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, её направленность на гуманистические личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменение отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей.

Проблема развития одаренности в настоящее время является актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неординарность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования на данный момент. В этом направлении активно работают международные организации, объединяющие исследования практиков и руководителей образования разных стран: "Всемирная ассоциация по одаренности и таланту", "Евроталант".

Первые упоминания о практической одаренности (политиков, военачальников и др.) встречаются у Аристотеля, но предметом серьёзных исследований это стало только в XX веке. Впервые экспериментальные исследования по данной проблеме были проведены английским антропологом Френсисом Гальтоном. Его заслуга состоит в том, что он первым разработал исследовательскую программу, ориентированную на изучение уровня одаренности, которая была опробована им в 1884 году. К числу первых работ в этой области исследования в нашей стране относятся исследования Г.И. Россолимо. В своей работе "План исследования детской души" (1906) он представил первую в отечественной психологии схему наблюдения за ребенком. Этим учёным была создана система диагностики. В последующие годы данной проблемой в области продуктивного мышления занимались западноевропейские и американские психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Р. Майер, Л. Секкей, П. Торненс. В отечественной психологии данное направление представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.В. Брушинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, Ф.М. Матюшина, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других. Изучение умственной одаренности, как интегративной личностной характеристики было предпринято известными советскими психологами Н.С. Лейтес, Д.Б.Богоявленской. В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и другие.Их работы посвящены вопросам изучения особенностей психического развития одаренных детей и вопросам диагностики одаренности.

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования - проблема развития одаренности школьников.

Цель нашей работы - теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.

В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:

- Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.

- Рассмотреть сущность понятия "одарённость".

- Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.

- Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.

- Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.

- Проанализировать влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности.

- Охарактеризовать программу развития одаренности школьников.

- Охарактеризовать работу по выявлению и развитию одаренных детей.

Гипотезой нашего исследования является предположение, если:

изучить психолого-педагогические основы одаренности;

выявить признаки и критерии работы с одаренными детьми;

организовать работу по выявлению и развитию одаренных детей, то проблемы развития одаренности школьников будут успешно разрешаться.

Методологическими основаниями исследования являются: общепризнанные и широко известные научные исследования Д.Б. Богоявленской и В.И. Панова в области выявления особенностей психического развития одаренных детей, а также научные работы С.И. Савенкова, посвященные вопросам диагностики одаренности и разработкам форм и методов работы с одаренными детьми.

При работе над нашим исследованием были использованы теоретические методы (изучение литературы).

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в систематизации теоретических материалов по данной проблеме исследования и в определении понятия "одаренность".

Практическая значимость работы заключается в проведении и подборе методик для выявления одаренных детей, а также в подборе заданий, способствующих развитию способностей.

База исследования: РМБУ ДО «Знаменская Детская школа искусств»

Структура нашей работы такова:

введение;

теоретическая часть (одна глава);

практическая часть (одна глава);

заключение;

список литературы;

приложение.

 


 

Глава I. Дидактические основы развития одарённости детей

 

1.1 Детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо как мир. Выдающиеся философы древности, и их менее осведомлённые в науках современники хорошо понимаем, что существенна разница между выдающимся творцом и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения природы этих различий. По мнению А.С. Савенкова: "… человеческая психика из всех явлений действительности - наиболее трудно познаваемый объект, и поэтому генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существование выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их "неземном" божественном происхождении" [23;5]. Выдающийся человек, как считали древние, был счастливым избранником богов, который послан на землю для того, чтобы силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Как обнаруживает В.П. Кащенко: "… минуя понятие "божественный дар", объяснить достижения выдающихся художников, поэтов, а в последствии учёных, в эпоху античности не было возможным". [9;482]. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социально-педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей.

С II в. вплоть до XIX в. в научных трактатах прочно утвердился термин "гений" (от латинского слова genius- дух). Им обозначали явления, которое в более позднее время стали называть значительно скромнее - "субъектом творческой деятельности". [25;245]. Н наш взгляд представляет интерес точка зрения А.И. Савенкова, который отмечал, что "… учение о гении и гениальности, разрабатываемые первоначально автономно от социально-педагогической практики, не исключали важности воспитания и образования". [23;6].

Термин "талант" стал использоваться практически одновременно с термином "гений". Но в отличие от "гения", "талант" имеет не столь благородное происхождение. Первоначально слово талант (от греческого talanton) именовалась крупная мера золота. Мы можем предположить, что появление термина "талант" в научном обиходе было связано с представлениями о возможности измерения степени гениальности. Постепенно сформировалось преставление о таланте, как просто высокой степени развития способностей к определённому виду деятельности, в то время как под "гением" стали понимать высший максимальный уровень их проявления. Важной особенностью преставлений о гении, с древнейших времён и вплоть до ХІХ в. является то, что наука и обыденное сознание твёрдо придерживалась убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве.

Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одарённости было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения - Хуана Уарте. В его работе в качестве основной задачи рассматривалось изучение индивидуальных различий в способностях и с целью дальнейшего профессионального отбора. Он подчёркивал зависимость таланта от природы, однако, по его мнению, не означает бесполезность воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, как отмечает А.И. Савенков: "Он акцентировал внимание на необходимости учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого". [23;69].

Идея представителей эпохи Просвещения заключалась в том, что никакого дара, ни божественного, ни врождённого, вообще не существует.

"Единственным предметом разума служат идеи, находящиеся " а не внешние объекты", утверждали Г. Лейбниц и Р. Декарт. [23;25]. Теория "Чистой доски", развиваемая сторонниками идей Просвещения, напротив подчёркивала мысль о том, что: "…в душе нет "врождённых идей", благодаря которым из неё в дальнейшим могут быть извлечены неопытные истины".[23;243].

Большая часть философов, принадлежащих к этому направлению, настаивала на том, что каждый человек может быть развит до самой высокой степени гениальности, всё дело в тех условиях, в которых он оказался.

Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении роли воспитания и условия среды в формировании человека.

Таким образом, проблема гениальности в философско-психологических исследованиях на протяжении многих веков рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики, как так это было не востребовано системой образования.

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одарённости как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения.

 

1.2 Сущность понятия "одарённость"

Понятие "одарённость" происходит от слова "дар" и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

По определению авторов "Рабочей концепции одарённости": "Одарённость - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми".[23;36]. Мы согласны с мнением А.И. Савенкова, что "… не существует качеств психики, которые бы не развивались в течении жизни". [23;45]. На наш взгляд это существенное замечание и данное определение нельзя считать удачным. Мы разделяем точку зрения В.И. Панова, что: "под одарённостью обычно понимают генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующих в форме дозированного потенциала". [18;27].

При этом подчёркивается, что одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный результат развития, так и темп развития. Где под способностями понимается своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Необходимо, отметить, что понятие "одаренность" очень близко понятию "способности". Ю.Д. Бабаева указывает, что "… слово "способность" имеет в русском языке, по меньшей мере, два значения: природное дарование и возможность, умение что-нибудь делать". [2;36]. Прилагательное " способный " обычно понимаемый в первом значении. В таком случае этот термин и "одаренность" тесно связаны, что не всегда их можно различить.

Целостную характеристику умственных возможностей часто обозначают словом "интеллект". Он служит для обозначения уровня и своеобразия познавательных творческих возможностей, т.е. зачастую употребляется как синоним понятия " умственная одаренность".

Вместе с тем интеллект развивается в единстве с побуждениями и устремлениями растущего человека. Умственная одаренность не сводится к интеллекту: одаренность - это и особый склад личности.

Таким образом, проанализировав определения данного понятия, мы в своей работе опираемся на определение, предложенное К.К. Платоновым. Так как оно полно и последовательно раскрывается с психологической и педагогической точек зрения. Он утверждал, что "одаренность - это генетический обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующей при её отсутствии". [24;28].

1.3 Виды одаренности и типология одаренных детей

С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, мотивационные, психолого-физиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, её проявления зависят от возраста, и характеризуется большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одарённого человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности. Вследствие этого В.И. Панов классифицировал одаренность по:

- широте проявления - общая и специальная;

-типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

- интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

- виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся);

- темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;

- возрастным особенностям проявления - стабильная или проходящая (возрастная);

- личностным, социально-половым особенностям. [19;31].

Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этого В.И. Панов находит целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных личностных и других сторон психики, в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности указанных психических процессов. Во вторую попадают высоко и исключительно одарённые дети.

Эта особенность их развития, как обнаружил В.П. Кащенко: "…во многом обуславливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки". [9;483].

Очень часто развитие одарённых детей связывают с ранним обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одарённость, талант к наукам могут встречаться у тех, у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать. Это явление В.И. Панов разъясняет так: "… зачастую признаки одаренности просто не удаётся разглядеть… дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе…" [18;47]. Он указывал, что никем не замеченное и не ценимое своеобразие возможностей ребёнка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться особенно ценным, подняться в ранг одарённости. В.И. Панов отмечал, что развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации компенсаторных механизмов.

Исходя из этого, выражения "одарённые ученики", "выдающиеся дети" принято считать весьма условным подъёмом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Все эти характеристики имеют значение только предварительного, т.к. проявившиеся способности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными.

Нами было выявлено, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять рассматривать как интеллектуальную одаренность в изоляции от познавательных потребностей, способности к регуляции своих действий, эмоциональной включимости. Кроме того, проявления и развитие одарённости неразрывно связаны с развитием психофизической, волевой и других сфер психики человека.

Таким образом, одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так по степени и характеру взаимосвязей между её структурами.

 

1.4 Основные подходы к разработке концепции одаренности

Разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Прежде чем рассматривать современные подходы к разработке концепции одаренности, мы проследили историю исследования данного явления. Это важно потому, что устаревшие, отвергнутые современной наукой, они продолжают "жить". Мы разделяем точку зрения В.И. Панова, что "… если на уровне теории это явление можно квалифицировать как относительно безобидное, то в педагогической практике заблуждения такого рода роковым образом влияют на судьбы конкретных людей". [19;35].

При исследовании феномена одаренности А.И. Савенков отмечал доминирование интегрального подхода над функциональным. Становление интегрального подхода, утвердившего понятие "общая одарённость" (Э. Клапаред, В. Штерн и многие другие), довольно быстро привело к неоправданному, как выяснилось значительно позже, его сведению к понятию "интеллектуальная одаренность" (Э. Мейман, Д. Фребес, В.М. Экземплярский и многие другие).

Понятие "интеллект" (умственные способности) в конце XIX- начале XX вв. приобрело отличающееся от традиционного содержание. Интеллектуальными способностями считали в первую очередь не действие на основе подражания или определенного алгоритма, самостоятельное приобретение знаний, открытие, перенос в новые ситуации, а как определяет А.И. Савенков: "…гениальное решение проблем". [23;26].

Таким образом, одаренность отождествлялась с высоким уровнем развития интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна). Для достижения выдающихся результатов в самых разных сферах деятельности требуются не интеллект в его сложившемся понимании, а более сложное качественное своеобразие психики, привело к началу нового этапа в исследовании одарённости как интегральной личностной характеристики. Способность находить нетрадиционные способы решения проблемных задач, определённая как "креативность", в начале 50-х гг. стала вытеснять "интеллект", представлявшего универсальную личностную характеристику - одаренность. Своим утверждением данное представление в значительной мере обязано исследованиям продуктивного мышления. (М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, К. Дункер, В. Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Н. Майер, Л. Секкей, П. Торенс и многие другие).

В современных исследованиях креативность характеризуется по многим параметрам. У П. Торенса это беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Сравнивая характеристики, которые делают В. Лоуэнфельд и Д. Гилфорд, мы пришли к выводу, что оба автора определяют, как "…умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности". [23;26].

В отечественной психологии это направление представлено в трудах, посвященных исследованию продуктивного мышления С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушинского, А.М. Матюшина, Я.А. Понамарёва, О.К. Тихомирова и многих других.

В отечественной психолого-педагогической науке при рассмотрении одаренности отводилась роль некой общей, интегральной личностной характеристики. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн характеризует одарённость как: "…взятую в её единстве совокупность всех данных человека, от которого зависит продуктивность его деятельности…в неё включается не только интеллект, но и все другие свойства и способности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента…". [6;26]. Это направление было развито в трудах Б.М. Теплова, подчёркивающего, что переход от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности может быть осуществлено через другое, более синтетическое понятие, каким, по его утверждению является одарённость. Он определял данное понятие как: "… то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности". [6;38].

В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место и, по словам А.И. Савенкова: "… была выражена не так чётко, как в американской и западноевропейской науке". [25;24]. Главную причину он видит в рассмотрении этих явлений, как единого комплекса. В ходе исследования нами были рассмотрены отечественные концепции, разработанные в течение последних 10 лет.

Концепция возрастного подхода к феномену интеллектуальной одарённости, разработана Н.С. Лейтесом. Согласно этому подходу существуют особые внутренние предпосылки развития способностей, присущие детскому возрасту. Н.С. Лейтес вводит понятие "возрастная одарённость", подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одарённости.

Точнее дифференцированы элементы структуры одарённости в концепции, предложенной А.М. Матюшина. Одарённость в его исследовании представляет собой комплекс интеллектуальных, творческих и мотивационных фактов. Рассматривая её как общую предпосылку развития и становления творческой личности.

Динамическая теория одарённости, разрабатываемая Ю.Д. Бабаевой в контексте развития идей Л.В. Выготского. Суть этой концепции состоит в понимании одарённости как развивающегося свойства целостного от зарубежных подходов, делящих одарённость на интеллектуальную и другие составляющие.

Экопсихологический подход к развитию одаренности, разрабатываемый А.И. Савенковым в рамках экопсихологии развития человека. Одарённость в этом случае рассматривается как "…особая форма проявления творческой природы психики". [25;26].

Психодидактический подход к обучению и развитию одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, разрабатываемый В.П. Лебедевой, В.А. Орловой и В.И. Пановым. Суть их психодидактического подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды, как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одарённых детей в условиях общеобразовательной школы.

Рассмотрев вышеперечисленные современные концепции, мы разделяем точку зрения В.И. Панова: "стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одарённости как к процессу целостного развития личности и сознания одарённых детей, реализующего их творческий потенциал". [19;34].

Таким образом, в истории исследований категории одаренности сложились четыре основных взаимодействующих или конфликтующих концепции, на основе которых строились соответствующие практические работы с одарёнными детьми. Сторонники первой концепции понимали одарённость, как высокого уровня развитие системы когнитивных процессов сенсорно-перцептивных процессов, воображения, измеряемые с помощью соответствующих тестов. Сторонники второй - отождествляли одаренность с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей. Следующая концепция была сформулирована Б.М. Тепловым, в которой одарённость рассматривалась в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей. И последняя концепция, суть которой состоит в соотнесении одарённости с высоким уровнем творческого потенциала.


 

Выводы

В первой главе нашей работы, посвященной дидактическим основам развития одарённости, мы раскрыв понятие "детская одарённость" в истории психолого-педагогической мысли выявили, что основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностного образования или социально-психологического явления, а на проблему его происхождения (божественное или земное) При этом понятия "божественного" и "природного" происхождения гения в ту пору практически не дифференцировалось, а под "земным" происхождением понималось то, что формируется вследствие воспитательно-образовательного воздействия на личность. Проанализировав обе точки зрения, мы пришли к выводу, что они оказываются малопродуктивными с позиции, как изучения самого явления, так и использования результатов в социально-педагогической практике.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что в целом одарённость предстаёт как сложное, многомерное и вместе с тем осязаемое явление, изучение которого полезно для разработки теоретических педагогических проблем.

Выявив виды одарённости и типологию одарённых детей, мы обнаружили, что одарённость в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязи между её структурными компонентами.

В данной главе, изучив основные подходы к разработке концепции одарённости, мы установили, что в самом общем виде одарённость определялась как повышенный уровень развития одной из нескольких способностей человека, на основе которых появляется возможность достигать высоких результатов в социально значимых видах деятельности. Данное явление рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как уже проявившее себя свойство психики ребенка. Поэтому её изучали и выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств (природных задатков, склонностей, способностей), либо психических процессов (интеллектуальная, творческая одарённость).

 


 

Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей

 

2.1 Методы выявления одаренных детей

Для выявления одаренности используются самые различные методы: от простого педагогического наблюдения до специально разработанных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Однако особая сложность одаренности как объекта психологической теории и практики подчеркивать, что идентификация (выявление одаренных детей производится специально подготовленными психологами).

С точки зрения В.И. Панова "… главным недостатком используемых сейчас диагностических методов (прежде всего тестов) является как ориентированность на результативную сторону проявления психических процессов". [19;35]. Таким образом, он подчеркивал, что процессуальная сторона этой деятельности, которая соответственно и определяет возможность быть одаренным, остается "вне поля зрения".

Одним из методов, позволяющим работать именно с процессуальной стороной способностей, и вообще сознания детей и взрослых, является психологический тренинг, включая учебно-игровые методы.

Главное отличие тренинговых методов от других в том, что с их помощью переключаются с анализа достигнутых результатов на извлечение способов осуществления деятельности. При этом способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. В.И. Панов утверждает: "Переход от одного способа работы к другому по своей хронологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого способа деятельности". [18;36].

Ю.Д. Бабаевой и Е.Л. Яковлевой были разработаны тренинговые методы работы развития социальной одаренности, эмоционального развития одаренных детей.

Таким образом, использование этих методов целесообразно для выявления скрытых способностей одаренных детей и их развития, преодоление национальных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие одаренных детей, развитие различных видов одаренности.

 

2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности

Во всех современных психолого-педагогических концепциях признаётся зависимость психики человека и от генотипических, и от средовых факторов. Однако разброс мнений очень велик. Поэтому до сих пор такое явление, как детская одарённость, сторонники первой точки зрения склонны вообще не замечать, приписывая наличие ранних высоких достижений исключительно средовому влиянию: среди вторых встречаются сторонники представлений о фатальной предопределённости как темпа созревания, Так и конечных результатов развития.

В отечественной психологической и педагогической в течение многих десятилетий, как отмечал В.П. Кащенко: "утвердилась в качестве неоспоримой истины мысль о том, что "все здоровые дети одарены одинаково", что "вундеркиндов" и " бесталантливых" создаёт окружение или среда". [9;48]

Эти идеи пустили глубокие корни в общественном сознании и продолжают оказывать существенное влияние на педагогику. В настоящее время специалистами в области генетики и психогенетики открыто много фактов, выявлены закономерности, позволяющие диагностировать развитие живых организмов, в том числе человека, основываясь на знании генетических особенностей.

Мы рассмотрели термины "генотип" и "среда" с целью выявить факты и закономерности, влияющие на развитие одарённости.

Генотипом называют генетическую конструкцию, совокупность генов полученную от родителей. Иначе говоря, генотип- это информация записанная в молекулах ДНК.

Под термином "среда" в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. По словам А.И. Савенкова: "... этот комплекс можно условно поделить на "макросреду" и "микросреду". [24;39]. К факторам "макросреды" он относит глобальные средства воздействия (особенности национальной культуры, специфика социально политического устройства общества, географическая среда). К факторам "микросреды" относится всё то, с чем ребёнок выступает в непосредственный контакт: семья, школа, сверстники, то есть ближайшее окружение. Эти факторы, по мнению А.И. Савенкова: "относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности". [23;53].

В советской психолого-педагогической науке было принято выделять и ставить на один уровень с "генотипом" и "средой" третий фактор воспитания. Ему приписывали роль ведущего. По мнению сторонников этой точки зрения, именно воспитания, а не генотипические особенности или неуправляемые средовые факторы, обеспечивают развитие личности.

По результатам экспериментальных исследований последнего времени генотипические факторы считаются ведущими. Что может повлиять на генотип, одним из первых эту проблему изучал Ф. Гальтон, утверждавший, что гениальный человек есть продукт гениального рода. Но это утверждение, как свидетельствуют современные исследования в области психогенетики, справедливо лишь частично. Наследование признаков не имеет прямого характера, так как оно опосредовано многими факторами.

Одарённость, в особенности ярко выраженная, может быть результатом "ошибки природы" при делении клетки. "Именно ошибкам - отклонениям от генетической программы развития, которые происходят всегда и на всех уровнях жизни, обязан процесс организмов..., - считают специалисты в области генетики Н.Д. Тарасенко и Г.Н. Лушанова. Некоторые отклонения от нормы как бы сообщают данному организму дополнительные возможности, а значит, и некоторые преимущества перед другими организмами".[23;44].

Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа специалисты в области генетики называют мутациями. Выделяют мутагены трёх категорий: физические, химические и биологические (бактерии и Вирусы).

Влиянию среды на уровень развития интеллектуально - творческого потенциала личности и уровень её достижения традиционно посвящается много специальных исследований.

Решающим средовым фактором развития детского интеллекта признаётся психическая стимуляция, происходящая при общении ребёнка и взрослого. Одним из важнейших составляющих средового воздействия, как утверждал А.И. Савенков: "... признаётся внутрисемейная среда". [23;58]. В работе В.Н. Дружинина "Психология общих способностей" выделены три группы моделей, объясняющих её влияние на интеллект детей.

Первая группа моделей утверждает, что решающая роль принадлежит общению между родителями и детьми. Это и оказывает, по мнению их сторонников, решающее влияние на развитие интеллекта ребёнка. Особенно в данном случае подчёркивается важность фактора времени. Чем больше родитель общается с ребенком, тем больше его интеллектуальное влияние на него.

Вторая группа моделей, называемая идентификационной, предполагает, что ребёнок развивается благодаря тому, что осваивает новые роли. При идентификации себе, с одним из родителей, он овладевает способами поведения, характерными для родителей.

В качестве третьей В.Н. Дружинин выделяет модель Р. Зайонца. Она прогнозирует зависимость интеллекта ребёнка от числа детей в семье.

Социально педагогические исследования свидетельствуют: чем неблагоприятнее среда, тем большую роль она играет в общих различиях. Там, где только ограниченная часть населения может обеспечить своим детям хорошее образование. От среды зависит очень многое, но в условиях, когда образование становится общедоступным, вперёд выходят наследственные факторы.

Люди рождаются психически не одинаковыми, даже в одной и той же семье. Но основной вопрос не только в том, что играет главную роль - генотип или среда, а в том по каким законам происходят взаимодействия между ними. Результат этих взаимодействий - качественные изменения психики. Как пишет А. И. Савенков: "Многофакторность наследственности плюс многофакторность среды порождают бесконечное разнообразие столкновений этих двух стихий. В итоге этих столкновений рождается такое же бесконечное разнообразие психических свойств". [23;60].

 

2.3 Характеристика программы развития одарённости

Задача создания эффективной истины образования одарённых детей затрудняется недостаточной научной проработанностью самих понятий "одарённость", "талант". В педагогической практике сложились представления о некоторых конкретных формах проявления детской одарённости, среди которых, как отмечает А.А. Лосева:

-общая интеллектуальная одарённость;

конкретно - предметная или конструктивно - продуктивная одарённость;

организаторская, лидерская одарённость;

художественная одарённость. [13;31].

При этом они различают:

- по темпу развития и освоения различных видов деятельности;

- по ширине и глубине содержания деятельности;

- по природе содержания деятельности.

Одним из основных компонентов создания системы работы с одарёнными детьми является разработка оригинальных образовательных программ. В этой связи как подчёркивает А.А. Лосева: "... на сегодняшний день можно обозначить ряд подходов к организации и составлению образовательных программ и конструированию образовательного пространства. [13;64].

Различают три подхода.

Первый из них построен на интерпретации базовых программ путём их уплотнения и ускорения.

Второй подход предусматривает построение программ на основаниях развивающего обучения с учётом следующих принципов:

- вариативность учебного содержания, задаваемая образовательной потребностью личности;

- стремление к овладению способами взаимоотношения с миром, при котором знания, умения, навыки обретают инструментальную ценность;

- обретение субъективности развития всеми участниками образовательного процесса.

Третий подход предполагает содержания образования, при котором от общепринятой обучающей педагогической системы осуществляется переход к познавательной, природно-естественной системы образования, в двух формах: исследовательской и проектной.

Приобретают особое значение централизованные программы поиска и поддержки одарённых детей в масштабах всего государства, области, города, района, отдельной школы.

В практике образовательной работы как утверждает А.А. Лосева: "...сложились три основные организационные формы такой работы:

- организация обучения в условиях массовой школы, но по индивидуальным программам с включением дополнительного по объёму и усложнённого по содержанию материала;

- организация обучения на основе специализированных программ по выявленной группе способностей;

- создание специализированных образовательных учреждений с принципиально иным содержанием образования...". [13;78].

В настоящее время созданы образовательные программы для работы с одарёнными детьми. Цели и задачи этих программ:

- предусмотреть степень и меру самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное развитие учащихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);

- коммуникативная адаптация;

- помощь одарённым учащимся в самораскрытии

- самопределяющие в отношениях.

В программах отражены различные формы работы с одарёнными детьми:

- гибкий и мобильный учебный план;

- независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

- планирование и принятие решений самими учениками;

- конструирование учебного плана на базе интересов учащихся.

З.Н. Бекетова приводит следующие требования к содержанию программ для одарённых школьников:

- выходить за рамки общепринятых программ;

- учитывать специфику интересов учащихся;

- соответствовать их стилю усвоения знаний;

- не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. [4;84].

Существуют следующих принципы специализации учебных программ применительно к одарённым детям:

- предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;

- давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;

- предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

- поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии.

Содержание программы. Как отмечает З.Н. Бекетова: "... должно отличаться новизной, оригинальностью, арсеналом специализирования исследовательской деятельности". [4;86].

 


 

Выводы

В ходе нашего исследования мы рассмотрели районную программу "Одарённые дети", разработанную в Знаменском районе. В основу данной программы положены Федеральная и Областная программы, в которых обращается внимание на следующие базовые положения:

- роль наследственности и воспитания в развитии одарённости;

- комплексный, синтетический характер понятия одарённости, анализ этого явления как совокупности взаимодействующих компонентов;

- наличие различных качественно своеобразных видов одарённости;

- значение профессиональной подготовки специалистов, работающих c одарёнными детьми;

- необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.

В настоящее время в Знаменском районе формируется сеть образовательных учреждений, ориентированных на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности. Устойчивую положительную мотивацию к учению.

Предусматривается создание районного центра по работе с одарёнными детьми. Как обнаруживает З.Н. Бекетова: "... важнейшими задачами центра должны стать:

- информационно - аналитическая деятельность;

- координация усилий всех участников программы в масштабах района;

- научно - методическая деятельность по разработке содержания программы;

- организация системы выявление одарённых детей, включающей методы изучения и тестирования школьников;

- формирование целостной системы основного и дополнительного образования, способствующей проявлению и развитию творческой деятельности..." [4;89].

Таким образом, речь идёт об осуществлении комплексного подхода к организации работы с одарёнными детьми, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования.

В данной главе освещены вопросы методов выявления одарённых детей и вопросы генетической и средовой детерминации. В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одарённых детей, мы пришли к выводу. Что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной способностей, которая предопределяет возможность быть одарённым, и вообще сознание детей и взрослых, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.

Долгое время исследователи пытаются количественно определить, какая доля наследственные (генотипических) факторов и каков вклад факторов средовых в развитие умственных способностей. То есть, насколько выдающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а на сколько - от внешнего окружения и воспитания. Изучив эту проблему, мы установили, что одарённость является сложным сплавом генетических особенностей и влияний внешней среды, и основными вопросом считается не только в том, что играет главную роль, а в том, как, по каким законам происходит взаимодействие между ними.

Ознакомившись с организацией работы с одарёнными детьми, мы пришли к заключению, что в области данной проблемы осуществляется комплексный подход, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования. Такой подход является личностно ориентированным, развивающим, он также способствует формированию системы непрерывного образования.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человеческое мышление, способность к творчеству величайшее из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше, Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому большинство учёных называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результата развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Для того чтобы решить поставленные задачи в нашей работе, мы раскрыли понятие детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли и пришли к заключению, что проблема одаренности в философско-психологических исследованиях на протяжении многих веков рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики, так как это было не востребовано системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально - психологическое явление.

Мы рассмотрели понятие "одаренность" и выявил, что под одаренностью обычно понимают генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующий в форме дозированного потенциала, где генотипом задан определенный, индивидуальный темп развития. Выявив виды одаренности и типологию одаренных детей, мы обнаружили, что одаренность в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между её структурными компонентами.

Изучив основные подходы к разработке концепции одаренности, мы пришли к выводу, что одаренность рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как уже проявившее себя свойство психики ребенка. Поэтому её изучали и выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств, либо психических процессов.

В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одаренных детей, мы пришли к заключению, что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной способностей, которая предопределяет возможность быть одаренным, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.

Проанализировав влияние генотипических и средовых факторов на развитие умственных способностей, мы установили, что одаренность является сложным сплавом генетических особенностей и влияний внешней среды, и основной вопрос состоит в том, как, по каким законам происходит взаимодействие между ними. Рассмотрев организацию работы с одаренными детьми, мы пришли к выводу, что одним из основных компонентов создания системы работы с одаренными детьми является разработка оригинальных образовательных программ, осуществляется комплексный подход к организации работы с одаренными детьми, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования. Такой подход является личностно-ориентированным, развивающим.

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение психолого-педагогических основ одаренности, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников, следовательно, гипотеза нашего исследования доказана. В заключении, цель нашего исследования теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по выявлению и развитию одаренных детей, в ходе исследования достигнута.


 

Список литературы

 

1. Афонина Г.М.: Педагогика: курс лекций и семинарские занятия / Под ред. О.А. Абдулиной. - Ростов н/Д: Феникс , 2000. - 512 с.

2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений/ Под ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия , 2000. - 336с.

3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М.: Владос, 1997.-341с.

4. Бекетова З.М. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. - 2004. - №7. - С. 83-85

5. Возрастная одаренность школьников: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 1999. - 464с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 1998 - 320с.

7. Дубровина И.В. Об индивидуальных способностях школьников// Знание. - 1975. - №6-С. 3-23

8. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия , 1999. - 464с.

9. Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников// Анатомия педагогической мысли России Второй половины XIX - начала XX вв. - М.: Логос , 1990. - С. 481-483

10. Лебедева В.П., Орлов В.Н., Панов В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию// Педагогика. - 1996. - №5. - С. 42- 48

11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Воронеж, 1997. - 596с.

12. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы// Знание. - 1984. - №4.-С. 3-11

13. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: учеб, пособие для вузов. - М.: Триста, 2000. - 176с.

14. Матюшин А.М. Концепции творческой одаренности// Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 48-63

15. Немов Р.С. Психология: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Владос, 2001. - 668с.

16. Общая педагогика: учеб, пособие, изд. 2-ое, перераб., испр. и доп. -М.: Логос , 2002. - 304с.

17. Основные современные концепции творчества и одаренности: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Логос, 2001.-273с.

18. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности// Прикладная психология. - 1998. -№3. - С. 23-49

19. Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001. - №4.- С. 30-42

20. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - 176с.

21. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: БРР, 2002. - 528с.

22. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителей. - М.: Владос, 2000. - 320с.

23. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия , 2000. - 232с.

24. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.-208с.

25. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. -1998. - №3.- С. 24-27

26. Сластенин В.А. Педагогика: для студ. пед. учеб, заведений. - М.: Школа- Пресс, 1998. - 512с.

27. Словарь- справочник по педагогике / Под ред. П.И. Педкасистого. М.: Сфера, 2004.-448с.

28. Теплов Б.М., Небылицин И.Д. Детская одаренность// Педагогика. - 1995. - №1.- С. 38-47

29. Хахомин А. Загадка вашего ребенка// Педагогика. - 1990. - №5. - С. 6-19

30. Чудновский В.З. Одаренность: дар или испытание// Педагогика. - 1990. - №12.-С. 3-12, 33-56

31. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность// Знание. - 1993. - №7.-С. 19-35

 


 

Приложения

                                                                                                       Приложение1

Тест-опросник для родителей "Способности вашего ребенка"

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений определить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет" на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10. Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли этот его замысел удачен?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?



Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.



Приложение 2

Моно-интервью для педагога по выявлению одарённых детей.

Цель: определить, есть ли у ребёнка признаки одарённости.

ФИО ребенка / возраст:

Вопросы моно-интервью для педагога

Да /нет /примечание

1.      

Задает много вопросов?

 

2.      

Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?

 

3.      

Обладает массой разнообразных сведений?

 

4.      

Любит метафоры и абстрактные идеи?

 

5.      

Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?

 

6.      

Необычно сильно огорчается при несправедливости?

 

7.      

Интересуется, проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?

 

8.      

Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он/она сделали?

 

9.      

Испытывает замешательство (если открыто не отказывается) перед задачей механической обработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?

 

10.  

Критикует идеи других?

 

11.  

Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если  выполненная работа далека от «совершенства»?

 

12.  

Кажется одиноким/одиночкой?

 

13.  

Скучает и часто  ничем не занимается?

 

14.  

Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?

 

15.  

Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать/изучать?

 

16.  

Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?

 

17.  

Погружается в мечты?

 

18.  

Схватывает очень легко?

 

19.  

Любит решать загадки и проблемы?

 

20.  

Бывает «неудобным» учеником?

 

21.  

Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?

 

22.  

Много говорит?

 

23.  

Нравится обсуждать проблемы?

 

24.  

Успевает быть успешным  в разных видах деятельности?

 

Если на большинство вопросов дан положительный ответ, то ребёнок, скорее всего, одарённый.

 

Приложение 3

Карта одаренности детей

(для родителей)

Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности - ин­теллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):

  склонность к философскому осмыслению материала;

  нестандартность мышления;

  эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;

  индивидуальный стиль деятельности;

  неровная успеваемость;

  несоответствие общему темпу работы;

  странное, непонятное поведение;

  неумение общаться, конфликтность;

  неспособность понять очевидное (тугодумие);

  неподчинение большинству или руководству.

2. Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

  высокая успеваемость;

  устойчивость внимания;

  хорошая память;

  высокая скорость мышления;

  безошибочное воспроизведение материала;

  активность;

  усидчивость;

  целеустремленность;

  дисциплинированность;

  организованность;

  эрудированность;

  умение поддержать общее дело;

  легкость в общении;

  владение богатым словарным запасом;

  свобода в выражении мыслей.

3. Творческая одаренность (креативность):

  нестандартность мышления;

  индивидуальный стиль деятельности;

  развитость воображения;

  любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;

  изобретательность, находчивость;

  гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

  оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;

  самостоятельность и независимость в суждениях;

  стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;

  широта и глубина интересов;

  устойчивость увлечений и интересов.

4. Социальная одаренность:

  общительность (популярность в классе);

  хорошо развитая интуиция;

  способность к сопереживанию;

  ярко выраженное чувство юмора;

  умственное развитие выше среднего;

  занятость в различных общественных мероприятиях;

  умение принимать решения;

  способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;

  терпимость и терпение в работе с людьми;

  инициативность;

  ответственность;

  организаторские способности.

Таблица результатов типа одарённости учащихся.

ФИ

Результат

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Тест-опросник для родителей

«Способности вашего ребенка».

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений опреде­лить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставь­те 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.  Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10.  Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13.  Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14.  Был ли этот его замысел удачен?

15.  Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты:

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообра­зителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интере­сующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих обла­стей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хо­роший исполнитель даже в сложных профессиях.

Таблица результатов способностей учащихся.

 

ФИ

Результат

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Анкета «Определение уровня проявления способностей ребенка»

(А.Н. Сизанов).

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное и непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.

Одаренный

1. Его интересы достаточно стабильны.

2. Его любознательность устойчива.

3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

6. Начатое дело всегда доводит до конца.

7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

8. Настойчив в достижении поставленной цели.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок  одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.

3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4. Всегда ищет самостоятельные решения.

5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.

Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие  наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

2. Стремление освоить незнакомое дело.

3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.

8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

Приложение 6

Методика оценки общей одаренности

(А.И. Савенков).

Общая характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется

часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она  проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) -стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№                                                                                  Качество              Отметка

1 Любознательность

2 Сверхчувствительность к проблемам

3 Способность к прогнозированию

4 Словарный запас

5 Способность к оценке

6 Изобретательность

7 Способность рассуждать и мыслить

логически

8 Настойчивость

9 Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат -правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу

Данная методика рассчитана на младший и средний школьный возрастные диапазоны, однако их можно применять и со старшими школьниками.

 

Приложение 7

Методика «Карта интересов»

(А.И. Савенков).

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,

противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными

понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные

решения.

3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно

изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально

должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в классе.

41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.                                                                                                                                    70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)

74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры - драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1     2   3   4   5   6   7   8   9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

•        Интеллектуальная;

•        Творческая;

•        Академическая;

•        Художественно-изобразительная;

•        Музыкальная;

•        Литературная;

•        Артистическая;

•        Техническая;

•        Лидерская;

•        Спортивная.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также