ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙССКОГО ЯЗЫКА.
Современный ученик живёт в огромном, нескончаемом потоке информации. Прогрессивные технологии позволяют ученику получить доступ практически к любым сведениям посредствам использования интернет ресурсов. Но умеет ли школьник правильно пользоваться полученной информацией и правильно её применять? Умеет ли он использовать полученные знания для достижения определённого результата? Для того чтобы научить ребёнка или подростка оперировать своими знаниями, либо новой информацией на помощь приходит учитель, задача которого научить ребёнка учиться. И тут учитель должен использовать такой вид учебной деятельности, как самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает выполнение учащимися определённых заданий без непосредственного контакта с учителем. Нередко ученики испытывают трудности именно при выполнении данного вида учебной деятельности. Конечно, гораздо проще работать с учителем, под его чутким руководством и при непосредственном контроле из вне. Но, овладев навыками самостоятельной работы, ученик выходит на более высокий уровень обучения. Самообразование и саморазвитие ученика - вот одни из приоритетных задач школы в целом и уроков иностранного языка в частности.
Для того, чтобы ученик полюбил работать самостоятельно, как на уроках, так и дома, учителю необходимо проделать достаточно большую подготовительную работу. Двигаться в данном случае, как всегда, нужно от простого к сложному.
На начальном этапе обучения иностранному языку преобладает самостоятельная работа репродуктивного вида. Суть её заключается в том, что ребёнок воспроизводит определённые действия по образцу. "Напиши новую букву самостоятельно". "Послушай и повтори". "Запиши новые слова, найди их перевод в словаре". Несмотря на кажущуюся простоту этих заданий, пренебрегать данным этапом нельзя. Именно в этот период ребёнок приобретает первоначальные навыки самостоятельного труда с последующим контролем учителя, а также, что очень важно, самоконтролем. Задача учителя на данном этапе не только показать ребёнку способы действия, но и научить рефлексии. Очень важно, чтобы ребёнок учился анализировать результат проделанной им работы, сравнивать его с образцом.
По мере овладения навыками воспроизведения, учитель готовит ученика к следующему этапу - поисковая самостоятельная работа. Видов такой работы множество. В любом учебно-методическом комплекте мы легко найдём такие задания. Приведём несколько примеров:
- прочитай предложения, заполни пропуски словами;
- запиши предложения, поставив глагол в нужную форму;
- напиши синонимы (антонимы) данных слов;
- измени слово так, чтобы оно грамматически соответствовало содержанию текста.
Данный этап не только помогает совершенствовать лексико-грамматические навыки учащихся, но и развивает общеучебные навыки: анализ, синтез, сравнение, преобразование, обобщение, систематизация и т.д. Важность этого этапа сложно переоценить, так как даже в итоговых экзаменах в форме ОГЭ и ЕГЭ присутствуют такие задания. И на данном этапе также очень важна рефлексия учащегося. Только анализируя свои ошибки и исправляя их, учащийся может достичь успеха.
Ну, и наконец, самый сложный, но и самый интересный этап самостоятельной работы - творческий. И в рамках изучения иностранного языка в школе на данном этапе нельзя не сказать про проектную деятельность. Проектная методика очень эффективна в плане развития творческих способностей учащихся. Задача учителя - грамотно провести всю подготовительную работу, чтобы максимально облегчить учащимся их индивидуальную или групповую самостоятельную работу по выполнению проекта. В процессе подготовительной работы учитель должен учитывать множество факторов: возраст, уровень подготовки, заданная тематика, лексический и грамматический материал, который был изучен в рамках данной темы и должен быть отражён в проекте. Насколько сложна задача учителя на данном этапе - настолько кропотливая требуется подготовка. И опять мы двигаемся от простого к сложному:
- первичное знакомство с лексическим и грамматическим материалом по теме и их первичное закрепление;
- практическое применение лексических единиц (грамматических структур) в различных режимах: аудирование, говорение, чтение, письмо;
- использование лексико-грамматического материала для обсуждения проблемных ситуаций.
Чтобы мотивировать учащихся на создание проекта, учитель должен выступать идейным вдохновителем, затронуть чувства детей, побудить их к поиску и действию. И в данном случае нам на помощь приходят нестандартные уроки: просмотр фильма на заданную тему с последующим его обсуждением, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных отрывков и т.д. Итогом должно стать - вдохновение учащихся, их желание творить и высказываться по данной теме.
В заключение хотелось бы отметить, что перед учеником стоит важная задача – освоить такой вид деятельности, как самостоятельная работа. Соответственно перед учителем стоит такая же важная задача – научить учащихся приемам и способам самостоятельной работы. Но, результат того стоит.
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод. пособие/Сост. В.В.Копылова. – М.: ООО “Издательство АСТ”:ООО “Издательство Астрель”, 2004. - 446 с.
2. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005.
3. Алексеева И.В., Максимова О.В. Проектная деятельность на уроках английского языка. - Ульяновск, УлГТУ,2014. - с.98-100
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.