Организация системы контроля в ДОУ

  • Документация
  • docx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие (из опыта работы) для старших воспитателей для использования в работе
Иконка файла материала Организация системы контроля в ДОУ.docx

Организация системы контроля
в дошкольном образовательном учреждении

 

 

Контрольная деятельность является одним из действенных регуляторов качества работы ДОУ. Вопрос контроля был, есть и сейчас не снимается с повестки дня.  Подтверждением тому, что контроль – важная функция управления являются следующие документы Министерства образования и науки РФ, представленные на

слайде:

¢ Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 473 «Об упорядочении инспекционно- контрольной деятельности в системе образования».

¢ Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 № 33).

¢ Указание Минобразования России от 13.07.98 № 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектиро­вания».

¢ Письмо Минобразования России от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятель­ности».

¢ Письмо Минобразования России от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия работы ДОУ целям и задачам образовательной программы, Устава, Программы развития ДОУ, целям и задачам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов.

 Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Система контроля в сфере дошкольного образования делиться на:

1.Государственный контроль качества образования (внешний контроль за деятельностью ДОУ):

-Лицензирование образовательной деятельности ДОУ

- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования

2. Организация системы (внутреннего) контроля в ДОУ (административный, методический, медицинский, общественный).

В Едином  квалификационном  справочнике  должностей руководителей, специалистов и служащих,  по должности «Старший воспитатель»,  в должностных обязанностях сказано: осуществляет методическую работу в образовательном учреждении, анализирует состояние учебно-методической  и воспитательной работы в учреждении и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения, осуществляет контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса в целом в ДОУ  во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

В зависимости от поставленных задач объектами контроля могут быть:

ü учебно-воспитательный процесс;

ü физкультурно-оздоровительная работа;

ü работа методической службы;

ü санитарно-гигиенический режим;

ü организация питания;

ü профессиональная деятельность педагогов;

ü работа с родителями и общественностью;

ü финансово-хозяйственная деятельность;

ü организация работы по технике безопасности и др.

Методы контроля:

ü наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объек­та);

ü анализ (разбор с выявлением причин недостатков и опреде­ление тенденции развития);

ü беседа (обязательно с обменом мнениями);

ü анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

ü хронометраж (измерение педагогического процесса во вре­мени);

ü изучение документации (с целью ознакомления или выяв­ления системы планирования и организации педагогиче­ского процесса или для получения иной информации);

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

• проверяющему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений  работы ДОУ;

• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;

• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.

Эффективным будет любой вид контроля только в том случае, если проверяющий очень серьезно и тщательно к нему готовится. И чтобы контроль был действительным и результативным, необходимо следовать этапам проведения контроля

Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности.

Каковы же основные принципы контроля?

1.  Актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед ДОУ в конкретный период его деятельности.

2. Обеспечение гласности: т.е. своевременное информирование коллектива как о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах, сроках, так и о результатах, выводах и предложениях.

3. Уважение прав и обязанностей участников контроля.

Основные виды контроля:

а) Оперативный контроль, в который входят систематический, предупредительный, внезапный.

б) Тематический контроль

в) Фронтальный контроль

 

Остановимся подробнее на формах контроля

Оперативный контроль и его виды направлены  на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих егона выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов, т.е. он нужен для выяснения текущих, но срочных вопросов. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

1.     Вопросы, требующие постоянного контроля.

- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

- результаты медицинского осмотра детей;

- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

- организация питания;

- посещаемость;

- выполнение режима дня;

- выполнение санэпидрежима;

- вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

- работа с молодыми воспитателями, наставничество;

- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

- работа с неблагополучными семьями;

- соблюдение правил внутреннего распорядка;

- техника безопасности;

- сохранность имущества;

- укрепление материальной базы;

- финансово-хозяйственная деятельность.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

- анализ заболеваемости;

- выполнение натуральных норм питания;

- выполнение плана по детодням;

- проведение физкультурных досугов и развлечений;

- состояние документации в группах;

- анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;

- документация и отчетность подотчетных лиц;

- снятие остатков продуктов питания;

- проведение дней методической учебы педагогических кадров;

- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

- подведение итогов смотров и конкурсов.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

- участие педагогов в работе методических объединений;

- анализ детской заболеваемости;

- проведение дней здоровья;

- уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

- выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

- выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. 

Чтобы правильно планировать свою деятельность, каждый старший воспитатель может составить и применить в своей работе примерную циклограмму деятельности, где четко может указать количество вопросов к оперативному контролю.

Например,  в нашем саду это происходит следующим образом

На первом этапе  разрабатывается примерный план оперативного контроля на весь учебный год. Такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распре­делить их по месяцам.

     Далее составляем план на месяц  с точным указанием тематики вопросов на проверке. Все вопросы, выносимые на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам заранее, на педагогическом совещании или планерке, которая проводится в конце каждого месяца. Таблица с вопросами мероприятий в том числе и контроля  вывешиваются на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещены о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.

Далее, происходит  наблюдение и занесение результатов  проверок в подробную, мак­симально расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (например: 3б. - высокий уровень, 2б. - допусти­мый уровень, 1б. - низкий уровень). Напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню. Как таковых подробных записей по этому контролю не ведется, даются сразу рекомендации, под которыми расписывается педагог их получивший.

 

В конце учебного года, используя такие сводные таблицы,  можно проанализировать результаты оперативного контроля и от­метить, какие стороны воспитательно-образовательной работы с детьми удавались больше, а какие меньше и почему и соответственно в какой возрастной группе.

Показать тетрадь наблюдений

Как одним из вариантов фиксации своих наблюдений, могут быть записи в  «Тетради наблюдений», это небольшие пометки по выводам проверки, с рекомендациями и предложениями, чтобы потом проконтролировать их выполнение и анализ полученных материалов можно будет использовать в конце учебного года на итоговом педсовете.

Все записи рационально осуществлять непосредственно в процессе наблюдения или сразу после него.

Отличительной особенностью предупредительного контроля, входящего в оперативный, является оказание своевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. Н-р: при подготовке к занятию старший воспитатель прорабатывает с воспитателем различные способы преподнесения нового материала, что составляет для воспитателя трудность; или же накануне проведения экскурсии с детьми беседует с воспитателем  о цели, содержании экскурсии, об организации детей, дает советы, как лучше провести наблюдение, на что особо обратить внимание, как обеспечить охрану жизни здоровья детей.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Руководитель (старший воспитатель), наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее.

Оперативный внезапный контроль проводится по сложившейся какой-либо ситуации, например: произошел несчастный случай, поступила жалоба от родителей и т.п.

Материалы оперативного контроля хранятся один год.

Если выявлены недочеты и нарушения в работе одного педагога, то проводится  с ним собеседование.

 

По  результатам оперативного контроля принимается одно из следующих решений:

- проведение повторного контроля, т.е. проверить исполнение замечаний данных при предыдущем контроле;

- привлечение к дисциплинарной ответственности, если педагог не исправляет выявленные нарушения после повторного контроля;

- проведение инструктажа, в целях повторения инструкций по охране жизни и здоровья детей

Итоги оперативного контроля выносятся, как правило, на педагогический час, в отдельных случаях рассматриваются на педагогическом совете или производственном совещании.

 

Тематический контроль.

Тематический контроль – это система изучения педагогической работы с детьми  как правило, по проблемам, намеченным в годовом плане работы ДОУ на текущий учебный год.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологий сохранения здоровья детей

 В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1месяц. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Итак, раз тематический контроль отражает систему работы по годовым задачам детского сада и является обязательной формой подготовки к педагогическому совету, он планируется в годовом плане с указанием тематики проверки, объекта проверки, сроков и ответственных

Н-р:  Тематическая проверка «Организация деятельности ДОУ, направленной на формирование основных видов движений у дошкольников» с 12 по 16  марта  2014 года. Ответственные: заведующий детским садом, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медсестра.

С целью развития творческого потенциала педагогов целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить  отдельные методы контроля, - например, анализ  или самоанализ календарно- тематического планирования по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя со специалистами. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа и т. п.

Заведующий  не позднее чем за 2 недели  издает  приказ по ДОУ о сроках, теме предстоящего контроля, утверждении комиссии и плана-задания  проведения тематической проверки, например:

Исходя из задач годового плана, в год может проводиться до 3 тематических проверок.

Продолжительность тематической проверки  не должна превышать 5-6 дней.  Но чтобы тематический контроль был результативным, необходима тщательная подготовка к нему. Подготовка состоит из нескольких важных этапов:

1. Постановка цели тематического контроля, сроков, возрастной группы.

2. Составление самого плана тематического контроля с определением содержания и методики проведения контроля.

Существует вот такая удобная форма планирования тематического контроля, где учитываются все разделы контроля.

1. Оценка создания условий.

2. Методическое обеспечение (программа, технологии, дидактический материал и т.п.).

3. Оценка планирования работы.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Общие итоги тематической проверки  могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии  на педсовете. В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки  или выступления  на педсовете по итогам  тематической проверки  должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть до пяти. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

       По итогам тематической проверки издается  приказ.

В котором указывается  на основании чего была проведена проверка, и даны рекомендации к  применению в работе воспитателей, старшего воспитателя.

Фронтальная (комплексная) проверка.

Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно  - образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе и позволяет установить взаимосвязь всех многообразных сторон работы воспитателей и младших воспитателей, выявить причины существующих недостатков.

Комплексная  проверка проводится 1 раз в 5 лет, продолжительностью 3-7 дней. В годовом плане она фиксируется с указанием сроков и ответственного, чаще это все таки заведующий ДОУ.

Он в свою очередь пишет приказ – распоряжение о создании комиссии по комплексной проверке с определением направлений, которые наблюдаются, проверяют отдельные члены комиссии (старший воспитатель, старшая медсестра, может быть воспитатель другой группы с высшей категорией.)

Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней – такая проверка дает возможность видеть, как работает воспитатель с группой в целом и с каждым ребенком в отдельности. Т.е. идет наблюдение всего педагогического процесса со всеми режимными моментами.

Результаты проверки обсуждаются с воспитателями и младшими воспитателями, а затем  каждый член комиссии составляет свою аналитическую  справку, в которой должны найти отражение основные вопросы работы с детьми, сделан глубокий анализ работы воспитателя по обучению и воспитанию детей, даны объективные выводы о состоянии работы воспитателя, отмечены успехи и вскрыты недостатки.

В конце справки пишутся рекомендации по устранению вскрытых при проверке недостатков. Рекомендации  должны быть четкими, конкретными, с указанием сроков выполнения. После этого старший воспитатель должен систематизировать весь материал проверки, проанализировать и главное внести в итоговую справку. Затем предварительно собираются все члены комиссии, зачитывают и обсуждают  итоговую справку с предложениями и рекомендациями, определяют, что нужно вынести на обсуждение всего педагогического коллектива.

 

Итоговая справка зачитывается на педагогическом совете.

В решении педсовета итоговую справку не утверждают, ее принимают к сведению.

По итогам комплексной проверки обязательно пишется приказ, в который выборочно вносятся рекомендации из справки.