Организация системы контроля
в дошкольном образовательном учреждении
Контрольная деятельность является одним из действенных регуляторов качества работы ДОУ. Вопрос контроля был, есть и сейчас не снимается с повестки дня. Подтверждением тому, что контроль – важная функция управления являются следующие документы Министерства образования и науки РФ, представленные на
слайде:
¢ Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 473 «Об упорядочении инспекционно- контрольной деятельности в системе образования».
¢ Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 № 33).
¢ Указание Минобразования России от 13.07.98 № 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования».
¢ Письмо Минобразования России от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности».
¢ Письмо Минобразования России от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».
Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия работы ДОУ целям и задачам образовательной программы, Устава, Программы развития ДОУ, целям и задачам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.
Система контроля в сфере дошкольного образования делиться на:
1.Государственный контроль качества образования (внешний контроль за деятельностью ДОУ):
-Лицензирование образовательной деятельности ДОУ
- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования
2. Организация системы (внутреннего) контроля в ДОУ (административный, методический, медицинский, общественный).
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, по должности «Старший воспитатель», в должностных обязанностях сказано: осуществляет методическую работу в образовательном учреждении, анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в учреждении и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения, осуществляет контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса в целом в ДОУ во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.
В зависимости от поставленных задач объектами контроля могут быть:
ü учебно-воспитательный процесс;
ü физкультурно-оздоровительная работа;
ü работа методической службы;
ü санитарно-гигиенический режим;
ü организация питания;
ü профессиональная деятельность педагогов;
ü работа с родителями и общественностью;
ü финансово-хозяйственная деятельность;
ü организация работы по технике безопасности и др.
Методы контроля:
ü наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
ü анализ (разбор с выявлением причин недостатков и определение тенденции развития);
ü беседа (обязательно с обменом мнениями);
ü анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
ü хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
ü изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или для получения иной информации);
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
• проверяющему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ;
• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;
• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;
• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;
• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.
Эффективным будет любой вид контроля только в том случае, если проверяющий очень серьезно и тщательно к нему готовится. И чтобы контроль был действительным и результативным, необходимо следовать этапам проведения контроля
Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности.
Каковы же основные принципы контроля?
1. Актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед ДОУ в конкретный период его деятельности.
2. Обеспечение гласности: т.е. своевременное информирование коллектива как о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах, сроках, так и о результатах, выводах и предложениях.
3. Уважение прав и обязанностей участников контроля.
Основные виды контроля:
а) Оперативный контроль, в который входят систематический, предупредительный, внезапный.
б) Тематический контроль
в) Фронтальный контроль
Остановимся подробнее на формах контроля
Оперативный контроль и его виды направлены на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его, на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.
Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов, т.е. он нужен для выяснения текущих, но срочных вопросов. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
- результаты медицинского осмотра детей;
- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- организация питания;
- посещаемость;
- выполнение режима дня;
- выполнение санэпидрежима;
- вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
- работа с молодыми воспитателями, наставничество;
- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
- работа с неблагополучными семьями;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- техника безопасности;
- сохранность имущества;
- укрепление материальной базы;
- финансово-хозяйственная деятельность.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
- анализ заболеваемости;
- выполнение натуральных норм питания;
- выполнение плана по детодням;
- проведение физкультурных досугов и развлечений;
- состояние документации в группах;
- анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;
- документация и отчетность подотчетных лиц;
- снятие остатков продуктов питания;
- проведение дней методической учебы педагогических кадров;
- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
- подведение итогов смотров и конкурсов.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
- участие педагогов в работе методических объединений;
- анализ детской заболеваемости;
- проведение дней здоровья;
- уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
- выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
- выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.
Чтобы правильно планировать свою деятельность, каждый старший воспитатель может составить и применить в своей работе примерную циклограмму деятельности, где четко может указать количество вопросов к оперативному контролю.
Например, в нашем саду это происходит следующим образом
На первом этапе разрабатывается примерный план оперативного контроля на весь учебный год. Такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам.
Далее составляем план на месяц с точным указанием тематики вопросов на проверке. Все вопросы, выносимые на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам заранее, на педагогическом совещании или планерке, которая проводится в конце каждого месяца. Таблица с вопросами мероприятий в том числе и контроля вывешиваются на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещены о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.
Далее, происходит наблюдение и занесение результатов проверок в подробную, максимально расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (например: 3б. - высокий уровень, 2б. - допустимый уровень, 1б. - низкий уровень). Напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню. Как таковых подробных записей по этому контролю не ведется, даются сразу рекомендации, под которыми расписывается педагог их получивший.
В конце учебного года, используя такие сводные таблицы, можно проанализировать результаты оперативного контроля и отметить, какие стороны воспитательно-образовательной работы с детьми удавались больше, а какие меньше и почему и соответственно в какой возрастной группе.
Показать тетрадь наблюдений
Как одним из вариантов фиксации своих наблюдений, могут быть записи в «Тетради наблюдений», это небольшие пометки по выводам проверки, с рекомендациями и предложениями, чтобы потом проконтролировать их выполнение и анализ полученных материалов можно будет использовать в конце учебного года на итоговом педсовете.
Все записи рационально осуществлять непосредственно в процессе наблюдения или сразу после него.
Отличительной особенностью предупредительного контроля, входящего в оперативный, является оказание своевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. Н-р: при подготовке к занятию старший воспитатель прорабатывает с воспитателем различные способы преподнесения нового материала, что составляет для воспитателя трудность; или же накануне проведения экскурсии с детьми беседует с воспитателем о цели, содержании экскурсии, об организации детей, дает советы, как лучше провести наблюдение, на что особо обратить внимание, как обеспечить охрану жизни здоровья детей.
Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Руководитель (старший воспитатель), наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее.
Оперативный внезапный контроль проводится по сложившейся какой-либо ситуации, например: произошел несчастный случай, поступила жалоба от родителей и т.п.
Материалы оперативного контроля хранятся один год.
Если выявлены недочеты и нарушения в работе одного педагога, то проводится с ним собеседование.
По результатам оперативного контроля принимается одно из следующих решений:
- проведение повторного контроля, т.е. проверить исполнение замечаний данных при предыдущем контроле;
- привлечение к дисциплинарной ответственности, если педагог не исправляет выявленные нарушения после повторного контроля;
- проведение инструктажа, в целях повторения инструкций по охране жизни и здоровья детей
Итоги оперативного контроля выносятся, как правило, на педагогический час, в отдельных случаях рассматриваются на педагогическом совете или производственном совещании.
Тематический контроль.
Тематический контроль – это система изучения педагогической работы с детьми как правило, по проблемам, намеченным в годовом плане работы ДОУ на текущий учебный год.
Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологий сохранения здоровья детей
В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1месяц. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.
Итак, раз тематический контроль отражает систему работы по годовым задачам детского сада и является обязательной формой подготовки к педагогическому совету, он планируется в годовом плане с указанием тематики проверки, объекта проверки, сроков и ответственных
Н-р: Тематическая проверка «Организация деятельности ДОУ, направленной на формирование основных видов движений у дошкольников» с 12 по 16 марта 2014 года. Ответственные: заведующий детским садом, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медсестра.
С целью развития творческого потенциала педагогов целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ календарно- тематического планирования по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя со специалистами. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа и т. п.
Заведующий не позднее чем за 2 недели издает приказ по ДОУ о сроках, теме предстоящего контроля, утверждении комиссии и плана-задания проведения тематической проверки, например:
Исходя из задач годового плана, в год может проводиться до 3 тематических проверок.
Продолжительность тематической проверки не должна превышать 5-6 дней. Но чтобы тематический контроль был результативным, необходима тщательная подготовка к нему. Подготовка состоит из нескольких важных этапов:
1. Постановка цели тематического контроля, сроков, возрастной группы.
2. Составление самого плана тематического контроля с определением содержания и методики проведения контроля.
Существует вот такая удобная форма планирования тематического контроля, где учитываются все разделы контроля.
1. Оценка создания условий.
2. Методическое обеспечение (программа, технологии, дидактический материал и т.п.).
3. Оценка планирования работы.
4. Оценка профессиональных умений воспитателя.
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.
На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть до пяти. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.
По итогам тематической проверки издается приказ.
В котором указывается на основании чего была проведена проверка, и даны рекомендации к применению в работе воспитателей, старшего воспитателя.
Фронтальная (комплексная) проверка.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно - образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе и позволяет установить взаимосвязь всех многообразных сторон работы воспитателей и младших воспитателей, выявить причины существующих недостатков.
Комплексная проверка проводится 1 раз в 5 лет, продолжительностью 3-7 дней. В годовом плане она фиксируется с указанием сроков и ответственного, чаще это все таки заведующий ДОУ.
Он в свою очередь пишет приказ – распоряжение о создании комиссии по комплексной проверке с определением направлений, которые наблюдаются, проверяют отдельные члены комиссии (старший воспитатель, старшая медсестра, может быть воспитатель другой группы с высшей категорией.)
Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней – такая проверка дает возможность видеть, как работает воспитатель с группой в целом и с каждым ребенком в отдельности. Т.е. идет наблюдение всего педагогического процесса со всеми режимными моментами.
Результаты проверки обсуждаются с воспитателями и младшими воспитателями, а затем каждый член комиссии составляет свою аналитическую справку, в которой должны найти отражение основные вопросы работы с детьми, сделан глубокий анализ работы воспитателя по обучению и воспитанию детей, даны объективные выводы о состоянии работы воспитателя, отмечены успехи и вскрыты недостатки.
В конце справки пишутся рекомендации по устранению вскрытых при проверке недостатков. Рекомендации должны быть четкими, конкретными, с указанием сроков выполнения. После этого старший воспитатель должен систематизировать весь материал проверки, проанализировать и главное внести в итоговую справку. Затем предварительно собираются все члены комиссии, зачитывают и обсуждают итоговую справку с предложениями и рекомендациями, определяют, что нужно вынести на обсуждение всего педагогического коллектива.
Итоговая справка зачитывается на педагогическом совете.
В решении педсовета итоговую справку не утверждают, ее принимают к сведению.
По итогам комплексной проверки обязательно пишется приказ, в который выборочно вносятся рекомендации из справки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.