Организация системы контроля в ДОУ
Оценка 5

Организация системы контроля в ДОУ

Оценка 5
Документация
docx
администрации
1 кл
31.01.2020
Организация системы контроля в ДОУ
Методическое пособие (из опыта работы) для старших воспитателей для использования в работе
Организация системы контроля в ДОУ.docx

Организация системы контроля
в дошкольном образовательном учреждении

 

 

Контрольная деятельность является одним из действенных регуляторов качества работы ДОУ. Вопрос контроля был, есть и сейчас не снимается с повестки дня.  Подтверждением тому, что контроль – важная функция управления являются следующие документы Министерства образования и науки РФ, представленные на

слайде:

¢ Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 473 «Об упорядочении инспекционно- контрольной деятельности в системе образования».

¢ Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 № 33).

¢ Указание Минобразования России от 13.07.98 № 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектиро­вания».

¢ Письмо Минобразования России от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятель­ности».

¢ Письмо Минобразования России от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия работы ДОУ целям и задачам образовательной программы, Устава, Программы развития ДОУ, целям и задачам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов.

 Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Система контроля в сфере дошкольного образования делиться на:

1.Государственный контроль качества образования (внешний контроль за деятельностью ДОУ):

-Лицензирование образовательной деятельности ДОУ

- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования

2. Организация системы (внутреннего) контроля в ДОУ (административный, методический, медицинский, общественный).

В Едином  квалификационном  справочнике  должностей руководителей, специалистов и служащих,  по должности «Старший воспитатель»,  в должностных обязанностях сказано: осуществляет методическую работу в образовательном учреждении, анализирует состояние учебно-методической  и воспитательной работы в учреждении и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения, осуществляет контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса в целом в ДОУ  во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

В зависимости от поставленных задач объектами контроля могут быть:

ü учебно-воспитательный процесс;

ü физкультурно-оздоровительная работа;

ü работа методической службы;

ü санитарно-гигиенический режим;

ü организация питания;

ü профессиональная деятельность педагогов;

ü работа с родителями и общественностью;

ü финансово-хозяйственная деятельность;

ü организация работы по технике безопасности и др.

Методы контроля:

ü наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объек­та);

ü анализ (разбор с выявлением причин недостатков и опреде­ление тенденции развития);

ü беседа (обязательно с обменом мнениями);

ü анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

ü хронометраж (измерение педагогического процесса во вре­мени);

ü изучение документации (с целью ознакомления или выяв­ления системы планирования и организации педагогиче­ского процесса или для получения иной информации);

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

• проверяющему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений  работы ДОУ;

• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;

• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.

Эффективным будет любой вид контроля только в том случае, если проверяющий очень серьезно и тщательно к нему готовится. И чтобы контроль был действительным и результативным, необходимо следовать этапам проведения контроля

Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности.

Каковы же основные принципы контроля?

1.  Актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед ДОУ в конкретный период его деятельности.

2. Обеспечение гласности: т.е. своевременное информирование коллектива как о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах, сроках, так и о результатах, выводах и предложениях.

3. Уважение прав и обязанностей участников контроля.

Основные виды контроля:

а) Оперативный контроль, в который входят систематический, предупредительный, внезапный.

б) Тематический контроль

в) Фронтальный контроль

 

Остановимся подробнее на формах контроля

Оперативный контроль и его виды направлены  на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих егона выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов, т.е. он нужен для выяснения текущих, но срочных вопросов. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

1.     Вопросы, требующие постоянного контроля.

- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

- результаты медицинского осмотра детей;

- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

- организация питания;

- посещаемость;

- выполнение режима дня;

- выполнение санэпидрежима;

- вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

- работа с молодыми воспитателями, наставничество;

- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

- работа с неблагополучными семьями;

- соблюдение правил внутреннего распорядка;

- техника безопасности;

- сохранность имущества;

- укрепление материальной базы;

- финансово-хозяйственная деятельность.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

- анализ заболеваемости;

- выполнение натуральных норм питания;

- выполнение плана по детодням;

- проведение физкультурных досугов и развлечений;

- состояние документации в группах;

- анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;

- документация и отчетность подотчетных лиц;

- снятие остатков продуктов питания;

- проведение дней методической учебы педагогических кадров;

- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

- подведение итогов смотров и конкурсов.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

- участие педагогов в работе методических объединений;

- анализ детской заболеваемости;

- проведение дней здоровья;

- уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

- выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

- выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. 

Чтобы правильно планировать свою деятельность, каждый старший воспитатель может составить и применить в своей работе примерную циклограмму деятельности, где четко может указать количество вопросов к оперативному контролю.

Например,  в нашем саду это происходит следующим образом

На первом этапе  разрабатывается примерный план оперативного контроля на весь учебный год. Такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распре­делить их по месяцам.

     Далее составляем план на месяц  с точным указанием тематики вопросов на проверке. Все вопросы, выносимые на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам заранее, на педагогическом совещании или планерке, которая проводится в конце каждого месяца. Таблица с вопросами мероприятий в том числе и контроля  вывешиваются на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещены о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.

Далее, происходит  наблюдение и занесение результатов  проверок в подробную, мак­симально расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (например: 3б. - высокий уровень, 2б. - допусти­мый уровень, 1б. - низкий уровень). Напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню. Как таковых подробных записей по этому контролю не ведется, даются сразу рекомендации, под которыми расписывается педагог их получивший.

 

В конце учебного года, используя такие сводные таблицы,  можно проанализировать результаты оперативного контроля и от­метить, какие стороны воспитательно-образовательной работы с детьми удавались больше, а какие меньше и почему и соответственно в какой возрастной группе.

Показать тетрадь наблюдений

Как одним из вариантов фиксации своих наблюдений, могут быть записи в  «Тетради наблюдений», это небольшие пометки по выводам проверки, с рекомендациями и предложениями, чтобы потом проконтролировать их выполнение и анализ полученных материалов можно будет использовать в конце учебного года на итоговом педсовете.

Все записи рационально осуществлять непосредственно в процессе наблюдения или сразу после него.

Отличительной особенностью предупредительного контроля, входящего в оперативный, является оказание своевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. Н-р: при подготовке к занятию старший воспитатель прорабатывает с воспитателем различные способы преподнесения нового материала, что составляет для воспитателя трудность; или же накануне проведения экскурсии с детьми беседует с воспитателем  о цели, содержании экскурсии, об организации детей, дает советы, как лучше провести наблюдение, на что особо обратить внимание, как обеспечить охрану жизни здоровья детей.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Руководитель (старший воспитатель), наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее.

Оперативный внезапный контроль проводится по сложившейся какой-либо ситуации, например: произошел несчастный случай, поступила жалоба от родителей и т.п.

Материалы оперативного контроля хранятся один год.

Если выявлены недочеты и нарушения в работе одного педагога, то проводится  с ним собеседование.

 

По  результатам оперативного контроля принимается одно из следующих решений:

- проведение повторного контроля, т.е. проверить исполнение замечаний данных при предыдущем контроле;

- привлечение к дисциплинарной ответственности, если педагог не исправляет выявленные нарушения после повторного контроля;

- проведение инструктажа, в целях повторения инструкций по охране жизни и здоровья детей

Итоги оперативного контроля выносятся, как правило, на педагогический час, в отдельных случаях рассматриваются на педагогическом совете или производственном совещании.

 

Тематический контроль.

Тематический контроль – это система изучения педагогической работы с детьми  как правило, по проблемам, намеченным в годовом плане работы ДОУ на текущий учебный год.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологий сохранения здоровья детей

 В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1месяц. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Итак, раз тематический контроль отражает систему работы по годовым задачам детского сада и является обязательной формой подготовки к педагогическому совету, он планируется в годовом плане с указанием тематики проверки, объекта проверки, сроков и ответственных

Н-р:  Тематическая проверка «Организация деятельности ДОУ, направленной на формирование основных видов движений у дошкольников» с 12 по 16  марта  2014 года. Ответственные: заведующий детским садом, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медсестра.

С целью развития творческого потенциала педагогов целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить  отдельные методы контроля, - например, анализ  или самоанализ календарно- тематического планирования по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя со специалистами. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа и т. п.

Заведующий  не позднее чем за 2 недели  издает  приказ по ДОУ о сроках, теме предстоящего контроля, утверждении комиссии и плана-задания  проведения тематической проверки, например:

Исходя из задач годового плана, в год может проводиться до 3 тематических проверок.

Продолжительность тематической проверки  не должна превышать 5-6 дней.  Но чтобы тематический контроль был результативным, необходима тщательная подготовка к нему. Подготовка состоит из нескольких важных этапов:

1. Постановка цели тематического контроля, сроков, возрастной группы.

2. Составление самого плана тематического контроля с определением содержания и методики проведения контроля.

Существует вот такая удобная форма планирования тематического контроля, где учитываются все разделы контроля.

1. Оценка создания условий.

2. Методическое обеспечение (программа, технологии, дидактический материал и т.п.).

3. Оценка планирования работы.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Общие итоги тематической проверки  могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии  на педсовете. В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки  или выступления  на педсовете по итогам  тематической проверки  должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть до пяти. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

       По итогам тематической проверки издается  приказ.

В котором указывается  на основании чего была проведена проверка, и даны рекомендации к  применению в работе воспитателей, старшего воспитателя.

Фронтальная (комплексная) проверка.

Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно  - образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе и позволяет установить взаимосвязь всех многообразных сторон работы воспитателей и младших воспитателей, выявить причины существующих недостатков.

Комплексная  проверка проводится 1 раз в 5 лет, продолжительностью 3-7 дней. В годовом плане она фиксируется с указанием сроков и ответственного, чаще это все таки заведующий ДОУ.

Он в свою очередь пишет приказ – распоряжение о создании комиссии по комплексной проверке с определением направлений, которые наблюдаются, проверяют отдельные члены комиссии (старший воспитатель, старшая медсестра, может быть воспитатель другой группы с высшей категорией.)

Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней – такая проверка дает возможность видеть, как работает воспитатель с группой в целом и с каждым ребенком в отдельности. Т.е. идет наблюдение всего педагогического процесса со всеми режимными моментами.

Результаты проверки обсуждаются с воспитателями и младшими воспитателями, а затем  каждый член комиссии составляет свою аналитическую  справку, в которой должны найти отражение основные вопросы работы с детьми, сделан глубокий анализ работы воспитателя по обучению и воспитанию детей, даны объективные выводы о состоянии работы воспитателя, отмечены успехи и вскрыты недостатки.

В конце справки пишутся рекомендации по устранению вскрытых при проверке недостатков. Рекомендации  должны быть четкими, конкретными, с указанием сроков выполнения. После этого старший воспитатель должен систематизировать весь материал проверки, проанализировать и главное внести в итоговую справку. Затем предварительно собираются все члены комиссии, зачитывают и обсуждают  итоговую справку с предложениями и рекомендациями, определяют, что нужно вынести на обсуждение всего педагогического коллектива.

 

Итоговая справка зачитывается на педагогическом совете.

В решении педсовета итоговую справку не утверждают, ее принимают к сведению.

По итогам комплексной проверки обязательно пишется приказ, в который выборочно вносятся рекомендации из справки.


 

Организация системы контроля в дошкольном образовательном учреждении

Организация системы контроля в дошкольном образовательном учреждении

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, по должности «Старший воспитатель», в должностных обязанностях сказано: о существляет метод ическую работу в образовательном учреждени…

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, по должности «Старший воспитатель», в должностных обязанностях сказано: о существляет метод ическую работу в образовательном учреждени…

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования: • проверяющему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений работы

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования: • проверяющему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений работы

Оперативный контроль, в который входят систематический, предупредительный, внезапный

Оперативный контроль, в который входят систематический, предупредительный, внезапный

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц

Например, в нашем саду это происходит следующим образом

Например, в нашем саду это происходит следующим образом

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации

Итоги оперативного контроля выносятся, как правило, на педагогический час, в отдельных случаях рассматриваются на педагогическом совете или производственном совещании

Итоги оперативного контроля выносятся, как правило, на педагогический час, в отдельных случаях рассматриваются на педагогическом совете или производственном совещании

Заведующий не позднее чем за 2 недели издает приказ по

Заведующий не позднее чем за 2 недели издает приказ по

По итогам тематической проверки издается приказ

По итогам тематической проверки издается приказ

Итоговая справка зачитывается на педагогическом совете

Итоговая справка зачитывается на педагогическом совете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020