«ЦДО «ЛАД»
Тема: «Организация совместных походов, экскурсий в начальных классах».
Преподаватель: Козлова Л.В.
Важное место в плане работы педагога дополнительного образования и учителей школ занимают экскурсии и совместные походы, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов, их связь со средой обитания.
ЭКСКУРСИЯ – это форма организации учебного процесса, направленная на изучение учебного материала, проводимая вне школы. В экскурсии принимает участие весь класс и предложенный материал взаимосвязан с изучаемой программой по естествознанию. Данное мероприятие является формой общеклассной работы, входит в систему занятий, является важной частью учебного процесса. Так же экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда класс делят на отдельные группы по интересам и уровню знаний.
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ – общеобразовательное значение, конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и знания учащихся.
ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ :
1.Природа.
2.Выставки и музеи.
3.Станции юннатов, производственные учреждения, опытные станции.
Экскурсии в начальных классах способствуют развитию учащихся, помогают изучать социум, окружение, явления природы, устанавливать связи организмов друг с другом. Педагог использует в своей работе разные методы и приемы – организует творческие работы учащихся, поощряет инициативы и наблюдательность учащихся, помогает в выборе темы и составлении плана, разрабатывает проекты. На экскурсиях, практических занятиях, формируются навыки самостоятельной работы, способствующие изучения России и города Новосибирска.
Экскурсии несут в себе элемент воспитательного значения – пробуждают интерес и любовь к природе, способствуют формированию эстетических чувств. Экскурсии воспитывают интерес и любовь к Родине и родному краю, формируют патриотические, гражданские, экологические и эстетические чувства.
Во время проведения экскурсий, теоретический материал подкрепляется практически, возможно воздействие на ребенка с эмоциональной точки зрения, это способствует лучшему усвоению материала. Знания, полученные таким образом, будут наиболее прочными и долговременными.
Экскурсии имеют большое значение для физического развития учащихся. Пребывание на свежем воздухе в естественной природной среде, закаливает и укрепляет здоровье учащихся.
МЕСТО ЭКСКУРСИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Экскурсии - очень важная органическая составная часть учебного процесса, входящая в учебный процесс и изучением программного материала, их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, связанное с преподаванием, вроде школьных прогулок.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ.
Перед началом экскурсии педагог согласовывает тему экскурсии с классным руководителем, планирует и обсуждает организационные вопросы. Затем, составляет список учащихся и подписывает согласие администрации по намеченному мероприятию. Далее, во время занятий, сообщает учащимся, цель и план, маршрут мероприятия, раздает задания для самостоятельной работы, проводит инструктаж о правилах поведения на природе, о движении по маршруту, о соблюдении дисциплины, назначает ответственных помощников. Так же делит учащихся на группы, для выполнения заданий, предлагает список необходимых пособий, вещей. Общие задания сообщаются всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны выводы на что обратить особое внимание и как оформить результаты наблюдений.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Перед проведением прогулки, турпохода, экскурсии :
* пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр, справку о состоянии здоровья, инструктаж по охране труда.
* надеть удобную одежду и обувь, соответствующую сезону и погоде.
*Проверить наличие и комплектацию аптечки, необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
*Соблюдать дисциплину и выполнять указания руководителя, заместителя, самовольно не менять маршрут движения и место расположения группы.
*Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа,
Туристический поход, экскурсия:
1-4 классы -1день.
2-4 классы-3день.
5-6класс-18 дней.
Опасные факторы:
*изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление группы.
*травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, так же без брюк.
*укусами животными, пресмыкающимися, насекомыми.
*отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами.
*заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов и других источников. Использовать в этих случаях только кипяченую воду или воду, взятую с собой из дома.
*соблюдение правил личной гигиены и своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
* уважать местные традиции, обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
При проведении прогулок, туристических походов, группу учащихся должны сопровождать не менее двух взрослых человек.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ:
*при укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
* при получении травмы оказать помощь пострадавшему сообщить об этом администрации учреждения и родителями пострадавшего, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Преподаватель должен организовать и заинтересовать учащихся, включить в активную подготовку и проведение экскурсии, не оставлять их в роли зрителей и пассивных слушателей. Необходимо найти к каждому учащемуся подход, сформировать небольшие группы по интересам. Для этого необходимо четко продумать и составить индивидуальные самостоятельные задания: изучение темы экскурсии, сбор и распределение материала, наблюдение за явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочее. Далее, организуется просмотр собранного материала, вносятся поправки, разъясняются возникшие вопросы по теме, проводятся консультации и затем обобщают полученную информацию, материал. Иногда обобщение проводят сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов предлагается сделать после оформления результатов. Активность учащихся повышается, если преподаватель использует исследовательский метод, требующий от учащихся самостоятельного проявления инициативы в выполнении работы, проведение наблюдения за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ :
*проверить по списку наличие участников.
*Проверить наличие и сдать на хранение туристическое снаряжение и оборудование.
В проведении занятий по туризму и краеведению необходимо теоретический материал всегда закреплять практическими занятиями, именно экскурсии способствуют накоплению жизненно необходимых умений и навыков учащихся.
Список
литературы
1. Махов С.И. Совершенствование туристско-краеведческой подготовки в школе и
вузе //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «География
населения и расселения: история и современность». – Нижний Новгород, 1999.
157-160 с.
2. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей
школьников в туристско-краеведческой деятельности //Материалы
научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение.
Туризм». – СПб, 2000. 83-86 с.
3. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.:
Педагогика, 1985. 98-125 с.
4. Слово к родителям. О путях улучшения экологического воспитания детей в
семье. - Нижний Новгород, 1993.45-64 с.
5. http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/05/show.php?art=7&auth=butrim
6. http://www.kmvline.ru/lib/turizm/index.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.