Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках химии в контексте ФГОС
Оценка 4.7

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках химии в контексте ФГОС

Оценка 4.7
Документация
docx
химия
СCУЗ, ВУЗ
22.10.2021
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках химии в контексте ФГОС
Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. В дальнейшем химия является составляющим предметом по ФГОС такого предмета, как естествознание, который объединяет в себе такие дисциплины как физика, химия, биология и география. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Химия формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. А этого можно достигнуть путем организации исследовательской учебной деятельности учащихся. Познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя, а мотив деятельности ученика, как результат обучения.
АТТЕСТАЦИионная работа.docx

 

 

Методическая разработка  по химии

 

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

на уроках химии в контексте ФГОС

 

Выполнила:

Краснова Оксана Владимировна

учитель химии

МОУ СШ № 125 г. Волгоград

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.       МЕТОДОЛГИЯ УЧЕБНО - ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………5

1.1   МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ …………………………..10

1.2   МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ..11

2.   СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………13

3.        ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ…………………………………………………………………………19

3.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОД ПРОЕКТОВ...20

3.2 ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………22

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………29

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе работы в школе за последнее время произошли ряд изменений , в результате моего опыта работы в школе я пришла к заключению, что современные школьники, в особенности старшеклассники, предъявляют высокие требования к учителю. Их строгой оценке подвергается значимость полученных на уроке конкретных знаний, содержание и информативная емкость урока, соответствие формы урока его содержанию, учитель должен придать учению самостоятельный и творческий характер и собственное отношение учителя к своему предмету должно быть на высоте. Одной из актуальных проблем современного образования  в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе я рекомендую следующий путь, это включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность начиная с 8 класса.

А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[1, c.10]

Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. В дальнейшем химия является составляющим предметом  по ФГОС такого  предмета, как естествознание, который объединяет в себе такие дисциплины как физика, химия, биология и география. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Химия формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. А этого можно достигнуть путем организации исследовательской учебной деятельности учащихся. Познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя, а мотив деятельности ученика, как результат обучения.

Наличие у учащихся познавательного интереса в большой степени определяется деятельностью учителя, его педагогическим мастерством. Важно отметить, что именно организация исследовательской деятельности учащихся приводит к интересному учению.

Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

При выборе методов, форм и приемов,  направленных на формирование учебной самостоятельности учащихся 8-9 классов,  необходимо учитывать особенности подросткового возраста. В этом возрасте  меняется отношение школьника к учебе, личности учителя, к классному коллективу. Устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми интересно вместе усваивать знания, участвовать в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Школьники этого возраста подвижны, любят принимать участие в соревнованиях, не стесняются высказывать свои мысли вслух. Следовательно, при организации исследовательской деятельности учащихся целесообразно использовать активные и интерактивные формы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     МЕТОДОЛГИЯ УЧЕБНО - ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ

В современном науковедении под методологией, понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и спосо­бах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач иссле­дования, совокупности иссле­довательских средств, необхо­димых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследователь­ских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о пе­дагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной форме, т.е. в форме пред­писаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная — направлена на ре­гуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень — общенаучная методология – представляет собой тео­ретические концепции, приме­няемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов иссле­дования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системно­го подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень — технологическая методология — составля­ют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Таким образом, анализ педагогической литературы по данной теме показал, что в современной педагогике нет единого мнения по содержанию теории и методологии. [2]

Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании. Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. таких как, К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф. Свадковский, С. Френе и др., чьи работы не потеряли своей актуальности, основной идеей которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.

Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.

 

Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания. Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска. Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.

А.И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих.

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию[ 3 ]

          Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это организуемая учителем, деятельность учащихся, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений наблюдаемых явлений процессов окружающей действительности. Основной целью учебно-исследовательской деятельности является развитие исследовательских умений и навыков школьников в зависимости от принципов.

Принцип преемственности и перспективности предполагает, что цели, средство и условия в каждом последующем возрастном этапе обучения в системе УИД изменяются и развиваются, сохраняя при этом связь последующего с предыдущим.

Принцип доминирования косвенного и перспективного управления с ориентацией на максимальное использование возможности самоорганизации учащихся в условиях УИД. Формулируя этот принцип, следует опираться на закономерности учебно-исследовательской деятельности, которой характерны открытия нового знания, перенос знаний и умений в новые ситуации. Для учебно-исследовательской деятельности, в отличие от репродуктивной, присущи элементы творчества.

Принцип организации учебно-исследовательской деятельности «в зоне» ближайшего развития исследовательских умений и способностей, учащихся в условиях УИД.

Принцип периодического напряжения сил и способностей, учащихся в условиях УИД. Этот принцип является как бы уточнением и дополнением предыдущего принципа, т.е. важно не постоянное напряжение, которое может вызвать и переутомление, и перезагрузку учащихся, а периодическое напряжение.

Принцип осознания и постепенного усвоения учащимися эвристик, эвристических приемов и основных этапов исследовательской деятельности в условиях УИД. Этот принцип конкретизировал общедидактический принцип сознательности и активности, учащихся с учетом специфики учебно-исследовательской деятельности.

Принцип оптимального сочетания индивидуальной и коллективной учебно-исследовательской деятельности. Этот принцип сформулирован как общедидактический: «Фронтальность, коллективность и индивидуализация обучения в их оптимальном сочетании». Но данная формулировка не совсем удачна, так как фронтальная работа также требует оптимального сочетания индивидуальной и коллективной деятельности.

Принцип оптимизации обучающей, развивающей и диагностирующей функции в условиях УИД. Этот принцип опирается на основную закономерность эффективного управления больших динамических систем, для которых принцип оптимизации условий функционирования является ключевым и определяющим. Кроме того, он также один из основных принципов научной организации труда и педагога, и учащихся.

Все эти принципы в обобщенном, интегрированном виде они отражают основные требования к организации учебно-исследовательской работы учащихся.

Принципы функционирования и развития УИД в теоретико-экспериментальном исследовании дают общий подход и направление, регулируют и корректируют не только деятельность педагога-исследователя, но и педагога-практика. Эти принципы позволяют в то же время отвлечься от конкретного предмета, от этапа овладевания учебным материалом, уровней развития учащихся и тем самым служат общим руководством к действию при разработке и практическом совершенствовании системы средств и условий УИД.

При организации исследовательской работы важно, чтобы работа школьников  не носила чисто исполнительский характер. Для этого необходимо включать в нее все стадии научного исследования: теоретический анализ, построение гипотезы, планирование эксперимента, экспериментальная работа, анализ полученных результатов и формулировка выводов, оформление отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

         При организации индивидуальной научно-исследовательской работы важен выбор темы. Выбор темы осуществляется, исходя из интересов ребят, на основании их информационного запроса. Это должно отвечать следующим требованиям: актуальность работы, научность и доступность, интерес для ребенка, содержание эксперимента и её практическое применение на уроках и внеклассных занятиях.

Первый этап выполнения работы основан на теоретической подготовке учащихся, то есть, работы с научно-популярной и специальной литературой. Ребята самостоятельно изучают и прорабатывают литературу, а затем учителем делаются поправки и рекомендации.

Сложным моментом для ученика является постановка эксперимента и проведение собственных исследований. Трудность заключается в том, что возможность школьной лаборатории сильно ограничена. На этом этапе ученик должен реализовать свою теоретическую подготовку в практической деятельности. Этот этап осуществляется по принципу: Думаю - творю - ищу ошибки - достигаю и оцениваю.

При выполнении практической части от учащихся требуется точность в математических расчетах, наблюдательность, умение пользоваться технической, справочной литературой и определителем. Ребенок должен обладать терпением, логическим мышлением и предвидением своих результатов.

Результатом работы научного общества является выступления учащихся на научно - практической конференции.

В результате самостоятельной творческой работы ученик не только решает образовательные и развивающие задачи, но и раскрывается как многогранная самореализующаяся личность, которая сделала для себя открытие своих возможностей. Отдельные ребята способны на основании собственных исследований выдвинуть свои теории или гипотезу по изучению интересующих их проблем.

 

 

1.2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Проектные работы по количеству учащихся могут быть как индивидуального, так и группового характера. Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в учебный процесс; обеспечивает самостоятельности и активности; сплачивает ребят; развивает коммуникативность.

Организация работы над проектом предусматривает следующие этапы:

- организационно-подготовительный;

- технологический;

- презентативный

Проектно-исследовательская деятельность должна строиться на следующих основных принципах:

1.     актуальность;

2.     объективность;

3.     самостоятельность;

4.     системность;

5.     теоретическая и практическая значимость исследования.

Актуальность темы проектно-исследовательской деятельности предопределяет значимость и востребованность её результатов. Исследуемая проблема должна быть реальной, а не надуманной; интерес к её исследованию должен быть продиктован потребностью в разрешении поставленной проблемы на соответствующем этапе развития общества.

Можно предложить ребятам исследовать их любимые чипсы, Кока-Колу, порошки, шампуни, все то , что есть у них постоянно, и направлять тематику относительно плюсов и минусов исследуемых ими веществ.

Принцип объективности предполагает соответствие содержания исследования и его выводов реальным условиям жизни общества.

Принцип самостоятельности выступает системообразующим принципом проектно-исследовательской деятельности. Он определяется выбором собственных предметной и научной сферы деятельности, а также способов решения поставленной проблемы, самостоятельностью выводов и результатов исследований.

Принцип системности проектно-исследовательской деятельности предполагает единство и согласованность, и одновременно структурированность основных положений и выводов работы в зависимости от предмета и задач исследования. Принцип теоретической и практической значимости исследования предполагает возможность применения полученных, в ходе проектно-исследовательской работы в качестве теоретической базы знания.

Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. А новые факты могут быть добыты учащимися в ходе исследовательской деятельности.  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависи­мость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Обучающемуся нужно предоставить возможность выбирать тему исследования и он сам определяет пользу своего исследования. А учитель  указывает путь, сначала заставляя говорить учеников, а затем уже говорить самому.

Именно следуя словам « Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это». [3]

« Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится…».

Преподавать мы должны путем собеседования,  с помощью книг; иной раз просто указывать ребенку подходящего для этой цели автора, а иной раз учителю нужно изложить содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде. [4]

В самой учебно-исследовательской деятельности выделяют следующие этапы:

- анализ факторов, явлений, их связей и отношений;

-осознание исследовательской задачи, проблемы, цели исследовательского задания;

-формулировка конечной и промежуточных целей в решении исследовательской задачи, при выполнении исследовательского задания;

- выдвижение предположения, гипотезы решения исследовательской задачи, при выполнении исследовательского задания;

- решение исследовательской задачи, выполнение исследовательского задания путем теоретического обоснования и доказательства гипотезы;

- практическая проверка правильности решения исследовательской задачи.

Для того, чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса.

Принципы функционирования и развития учебно - исследовательской  деятельности:

- преемственность и перспективность;

- доминирование косвенного и перспективного управления с ориентацией на максимальное использование возможности самоорганизации учащихся;

- периодическое напряжение сил способностей учащихся;

- осознание и постепенное усвоение учащимися эвристик, эвристических приемов и основных этапов учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- оптимизация обучающей, развивающей и диагностирующей функций в условиях УИД.

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

 

Проблема  исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

К примеру какие виды порошков более безопасны в применении? Что может вызвать чрезмерное потребление газированных напитков? Какая польза от молочной продукции? и т. п. Учитель должен направлять обучающихся, ставить перед ними на мой взгляд именно здоровьесберегающие проблемы исследования.

Тема  отражает характерные черты проблемы.

Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет  Цель  и  Задачи  самого исследования.

Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в Задачах исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Цель научно-исследовательской работы (предусмотренной учебным планом) – научиться видеть проблемное поле исследования в целом в его становлении, развитии, определять значение проблемы исследования, опре- делять прирост новизны в решении проблемы; выдвигать рабочие и основ- ные гипотезы, обосновывать и реализовывать выбор методов и конкретных методик, соотносить гипотезы и результаты исследования, владеть совре- менными методами статистической обработки результатов, прогнозировать дальнейшее развитие исследования, уметь излагать результаты исследования в различных формах письменной речи. [5]

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты: — тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; и в идеальном варианте это соответствовать рабочей программе предмета, в планировании по О.С. Габриеляну заложены темы уроков в которых именно исследовательно – проектная деятельность и будет видом проведения этих уроков ( См.приложение 1 )

Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно; — организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи; — раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. Следовательно, нужно следовать определенному алгоритму, т.е. структуре.

Структура исследовательской деятельности  определяется следующим образом:

Поисковая деятельность → анализ →  оценка → прогнозирование развития ситуации → действия → поисковая активность.

Поисковая деятельность – здесь обучающийся проводит поиск информации в литературных источниках, в сети Internet, а также проводит опрос об объекте своего исследования.

По содержанию деятельность можно разделить :

а) работа на уроке:

  • по обобщенным планам;
  • с текстом учебника (или дополнительной литературы);
  • микроопыты;
  • экспериментальные задачи;
  • демонстрационный эксперимент;
  • лабораторные работы;
  • физический практикум.

б) внеурочная работа:

  • исследовательские работы;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • домашние экспериментальные задания.

Анализ – это процедура  мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.В ходе анализа идет обобщение и систематизация выделенной из текста нужной информации.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Оценка – учащийся оценивает свои знания, тот ли он выбрал объект исследования, часто получается, что дети выбрав одну тему исследования и начав ее изучать и анализировать, понимают, что им более интересна совсем другая тема.

Прогнозирование развития ситуации - особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации предлагаемых альтернативных вариантов решений.

Здесь я предлагаю детям выступить в роли экспертов, поскольку при использовании экспертной информации большое значение имеют не только количественные, но и качественные оценки окружающих, таким образом дети делают социальный опрос одноклассников и родных о своем объекте исследования.

Действия –  по А.И. Савенкову  исследовательская деятельность предполагает определенный алгоритм действий :

1. Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.

3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).

4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).

6. Составление предварительного плана исследования.

7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы[ 6 ]

Поисковая активность - это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Данную работу учащиеся проводят самостоятельно, это также заложено в рабочую  программу  по химии (См. приложение 2)

Задача достижения новых результатов образования в средней школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся среднего звена можно использовать следующие виды исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ

 На уроках химии  в соответствии  с ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОД ПРОЕКТОВ

На современном этапе развития школьного образования возникает интерес педагогов к использованию метода проектов в преподавании учебных дисциплин. Этот подход основан на освоении учащимися методов научного познания. Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения.

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания.

 К общенаучным методам относятся:

·        аналогия,

·        наблюдение и опыт,

·        анализ и синтез,

·        индукция и дедукция,

·        абстрагирование и конкретизация.

Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана. Назовем такой урок (фрагмент урока) проектным и рассмотрим возможные приемы его организации.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. В ходе проектного урока присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта,  я предлагаю следующие виды проектов:   « Польза и вред шоколада», «Шампуни», «Молочная продукция», «Вредная пища» и т.п.

В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи.

Выдвигается гипотеза и выбирается метод исследования.

Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, анализируют полученный результат и делают вывод.

Результаты оформляются в виде докладов и брошур, затем, защищаются в устной форме ( См. приложение 3)

Подводятся итоги и дается оценка деятельности каждой группы. Особенно интересно устраивать дискуссии или обсуждения если темы у нескольких групп совпали.

В отличие от проектов, требующих больших временных рамок, проектный урок может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно-следственных связей между событиями и явлениями, доказательстве теорем и выводе формул, отработке навыков решения различных задач и т.д. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Проект может быть и долгосрочным, охватывать более широкие задачи. В ходе исследовательской деятельности могут быть использованы различные темы не только по физике, но и по другим школьным предметам. Разумеется, данные проекты не могут вписаться в рамки одного или нескольких уроков, они могут проводиться на факультативных занятиях, элективных курсах или в рамках школьного научного общества. Этот вид деятельности может быть как групповым, так и индивидуальным. В данном случае учащиеся самостоятельно выбирают объект исследования, и учитель выступает в роли консультанта. Самостоятельность проявляется с момента зарождения идеи до момента ее реализации, осуществляется расширение информационного поля, вывод его за стены класса.

 

3.2 ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические, в том числе и демонстративны  работы по химии, начиная с 8-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу,  ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в 10 классе при выполнении лабораторных работ.

Это работа в 9 классе, по теме «Химия и здоровье» учащиеся делают домашнюю лабораторную работу «Исследование фармацевтических средств»,  т.е. изучают содержимое домашней аптечки, проверяют срок годности лекарственных средств, выявляют противопоказания, ищут в литературных источниках как заменить химически созданные лекарства на лекарства , которые дает нам природа.

             В виде межпредметного урока по теме  « Углеводы» в 10 классе, урок  начинается с постановки проблемной задачи. Прежде всего мы прослеживаем связь науки химии с биологией. Что мы знаем об углеводах из курса биологии? Можно ли углеводы убрать из рациона человека? Какова роль углеводов?

Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте.  Под действием фермента (амилазы) — всасывание ее в кровь — изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах — превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ. И только потом мы подходим к цели исследования углеводов с точки зрения химических процессов.

 

В ходе урока изучения нового материала, к примеру при изучении в 8 классе темы « Роль химии в жизни человека » можно использовать самый простой метод исследований литературных источников. Работу можно организовать в парах. На каждый столе у учащихся находятся карточки с фотографиями ученых - химиков. В начале урока вводятся основные вопросы исследования : что вы знаете об истории возникновения и развития химии ? , какие законы вели данные ученые?, что открыли ?, и каково значения данных открытий на сегодня? После этого с учениками выдвигается цель исследования, намечается план проведения работы, определяются задачи для решения. Итогом такой исследовательской деятельности должен стать вывод о значимости открытий , в ходе такой работы учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, а также осознают качество и уровень своих знаний.

После изучения темы «Металлы» в 9 классе можно провести урок закрепления знаний в виде исследовательской работы по группам. Каждой группе предложить провести небольшое путешествие по металлургическим объектам города, узнать какой из металлов имеет большее значение для нашей местности.

Урок комплексного применения знаний можно провести после изучения некоторых тем с использованием элементов проектной деятельности. Учащиеся делятся на группы. Целью такого урока является усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Объектом исследования являются самостоятельно выбранная тема исследования. Затем, каждая группа выбирает тип задачи и учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи своего исследования. После короткого обсуждения учащиеся самостоятельно выбирают необходимое оборудование и проводят эксперимент, производят необходимые им эксперименты, измерения и расчеты, используя изученные  законы . Результаты оформляются в виде отчета по предложенному алгоритму. В конце урока происходит подведение итогов, обсуждение результатов и дается оценка деятельности не только по группам, но и каждого участника учебного процесса.

Рассмотрим методику организации проектной работы при прохождении темы «Химия и пища » на примере работы проведенной учащимися 9 класса. Перед учащимися была поставлена цель работы – изучение пищи. Для этого учащимся нужно решить следующие задачи:

  • собрать и систематизировать сведения об вредной и полезной пище;
  • сделать опрос своих одноклассников;
  • обработка результатов анализа.

Ребята работали по следующим этапам:

1 этап - сбор и систематизация сведений из литературы и Internet о выбранном объекте своего исследования;

2 этап – сравнение и анализ собранных данных, консультирование у учителя;

3 этап – обработка результатов анализа;

4 этап – презентация работы.

Рассмотрим методику проведения учебно-исследовательской работы на примере.

Перед учащимися была поставлена цель: изучить пищевые продукты .

Для достижения данной цели в исследовании учащимися должны решить следующие задачи:

- дать теоретическое описание пищи;

- представить исторический обзор;

- сделать общий анализ на наличие (или отсутствие) токсинов пищевых продуктов на примере анализа состава.

Работа учащихся проходила по следующим этапам:

1.   Подготовительный этап:

·       Формирование исследовательской группы;

·       Разработка плана и структуры исследования;

·       Изучение источников литературы по теме.

2. Этап планирования:

·       Дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

·       Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

3.   Организационно-исследовательский этап:

·       Расписывается последовательность выполнения работы;

·       Распределяются конкретные задания;

·       Собирается и обрабатывается информация.

4.     Отчет о выполнении исследовательской работы (в реферативной форме)

5.     Этап представления результатов (заключительный этап):

  • Подготовка презентации результатов;
  • Публичная презентация;
  • Анализ работы, проделанной в течение исследовательской деятельности;
  • Оценка работы исследовательской работы группы в целом и каждого участника .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

При оформлении исследовательской работы учащиеся придерживаются следующих правил: выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других источников. Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по определённым правилам.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом, рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. После заключения помещают список использованной литературы и других источников. Все страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа.

Защита проекта производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении (первичная презентация, урок), а затем окончательная защита на школьной конференции, районной конференции в пределах 5-7 минут.

Время представления проекта целесообразно ограничить 5-7 минутами. Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов. Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.

Критерии оценки мною были выбраны следующие:

1.   Интерес к теме исследования и к исследовательской деятельности .

2.   Способность формулировать цели и задачи исследования.

3.   Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию.

4.   Способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования.

5.   Способность видеть проблему выбирать пути ее решения.

6.   Креативность, творческий подход, нестандартные пути, ход мысли.

7.   Умение оценить имеющиеся и недостающие данные.

8.   Умение оценить результат, сделать выводы.

9.   Умение грамотно представить работу.

10.            Умение взаимодействовать с людьми в процессе выполнения и представления работы.

Результативность учащихся оценивается в зависимости от следующих показателей см. таблицу 1

Таблица 1

Критерий

Развитие коммуникативных умений и навыков 

Показатели

Учащийся – умеет грамотно,     лаконично выражать свои мысли.

Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы.

Владеет навыками презентации своей работы. 

Способ отслеживания

Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы

Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д

Тест оценки коммуникативных умений. 

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал разнообразные и интересные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность школьника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В ходе учебного исследования школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источники информации. Школьные исследования отличаются тематикой, которая определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной информации – достоверного результата, обладающего новизной не только для данного исследователя, но и для окружающих. Следовательно, исследования, проводимые во время уроков и внеклассной деятельности, имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе школы и должны занять важное место в работе каждого учителя химии.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.

2.       Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.

3.       Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – М., Ижевск, 2001

4.        Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики- М.: Просвещение, 1981. - С. 74-75/./Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.

5.       Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

6.        Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов средн. учебн. заведений / Е. В. Бережнов, В. В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

ФРАГМЕНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Учебник: О.С. Габриелян «Химия. 10 кл. , М.: Дрофа, 2015г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

21

Кислородсодержащие ор-
ганические соединения

(11 часов)

Углеводы

1

Проект

Углеводы, их классификация и значение. Свойства. Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов.Строение молекулы глюкозы. Химические свойства глюкозы как бифункционального соединения. Применение глюкозы

Знать:

– классификацию углеводов по различным признакам;

– химические свойства углеводов;– значение углеводов в природе и жизни человека и всех живых организмов на Земле;

– особенности строения глюкозы как альдегидоспирта;

– свойства и применение глюкозы.

Уметь объяснять свойства углеводов на основании строения молекулы

Текущий.

Индивидуальная работа по карточкам, с. 109,

№ 1–5

Основные этапы производства сахара. Важнейшие производные целлюлозы

и их практическое применение

Провести самостоятельный поиск инфор-
мации.CD «Органическая химия».

Слайд-лекция «Углеводы».

§ 14, № 6, 7.

 

 

 

 

22

Дисахариды и полисахариды

1

Семинар

Полисахариды: крахмал и целлюлоза.

Реакции поликонденсации. Гидролиз.

Сахароза – важнейший дисахарид.

Биологическая роль углеводов в организме человека

Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении.

Объяснять явления,

происходящие в быту, пользуясь приобретенными знаниями.

Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения

Текущий.

Фронтальный опрос

Важнейший изомер – фруктоза и его практическое применение

§ 15,

упр. 1–4.

Провести самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

Л. Качественная реакция на крахмал

 

 


Приложение 2

ФРАГМЕНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Учебник: О.С. Габриелян «Химия. 9 кл. , М.: Дрофа, 2015г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

59

Химия и жизнь

(6 часов)

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

1

Химические реакции в ОС. Роль химии в жизни современного человека

Уметь использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и минералами

 

.Самостоятельный поиск химической информации

Д. Образцы строительных и поделочных материалов. Слайд-лекция «Химия вокруг нас», ПК, проектор

 

 

60

Химия и здоровье.

Химические элементы в клетках живых организмов

1

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Макро- и микроэлементы. Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека

Иметь представления о лекарственных препаратах, о их применении.

Уметь:

– использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами;

– оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека

 

Компьютерная презентация темы, проектор, ноутбук.

Таблицы.

Схемы

 

 

61

Бытовая химическая грамотность.

Практи-

ческая

работа 5. Знакомство с образцами химических средств гигиены

1

Правила техники безопасности при выполнении данной работы

Знать влияние синтетических моющих средств на водную среду.

Уметь:

– использовать приобретенные знания и умения

для критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Текущий опрос по правилам ТБ

 

Практическая работа 5

 

 

Приложение 3

Примеры проектов учащихся

 


.

 


 

Методическая разработка по химии

Методическая разработка по химии

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1

ВВЕДЕНИЕ В процессе работы в школе за последнее время произошли ряд изменений , в результате моего опыта работы в школе я пришла к заключению, что…

ВВЕДЕНИЕ В процессе работы в школе за последнее время произошли ряд изменений , в результате моего опыта работы в школе я пришла к заключению, что…

Наличие у учащихся познавательного интереса в большой степени определяется деятельностью учителя, его педагогическим мастерством

Наличие у учащихся познавательного интереса в большой степени определяется деятельностью учителя, его педагогическим мастерством

МЕТОДОЛГИЯ УЧЕБНО - ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

МЕТОДОЛГИЯ УЧЕБНО - ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Третий уровень — конкретно-нау чная методология, т

Третий уровень — конкретно-нау чная методология, т

Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания

Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания

Принцип доминирования косвенного и перспективного управления с ориентацией на максимальное использование возможности самоорганизации учащихся в условиях

Принцип доминирования косвенного и перспективного управления с ориентацией на максимальное использование возможности самоорганизации учащихся в условиях

Все эти принципы в обобщенном, интегрированном виде они отражают основные требования к организации учебно-исследовательской работы учащихся

Все эти принципы в обобщенном, интегрированном виде они отражают основные требования к организации учебно-исследовательской работы учащихся

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

Принцип самостоятельности выступает системообразующим принципом проектно-исследовательской деятельности

Принцип самостоятельности выступает системообразующим принципом проектно-исследовательской деятельности

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для того, чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса

Для того, чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса

Тема отражает характерные черты проблемы

Тема отражает характерные черты проблемы

Следовательно, нужно следовать определенному алгоритму, т

Следовательно, нужно следовать определенному алгоритму, т

Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии

Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии

Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом)

Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом)

ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи

В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

В ходе урока изучения нового материала, к примеру при изучении в 8 классе темы «

В ходе урока изучения нового материала, к примеру при изучении в 8 классе темы «

Ребята работали по следующим этапам: 1 этап - сбор и систематизация сведений из литературы и

Ребята работали по следующим этапам: 1 этап - сбор и систематизация сведений из литературы и

Расписывается последовательность выполнения работы; ·

Расписывается последовательность выполнения работы; ·

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Умение взаимодействовать с людьми в процессе выполнения и представления работы

Умение взаимодействовать с людьми в процессе выполнения и представления работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах

ЛИТЕРАТУРА 1. Савенков

ЛИТЕРАТУРА 1. Савенков

Приложение 1 ФРАГМЕНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО

Приложение 1 ФРАГМЕНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО

Приложение 2 ФРАГМЕНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО

Приложение 2 ФРАГМЕНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО

Приложение 3 Примеры проектов учащихся

Приложение 3 Примеры проектов учащихся

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021