Доклад
Организация ученического самоуправления. Формирование дружеских отношений в коллективе.
Лушникова О. В.
Организация ученического самоуправления. Формирование дружеских отношений в коллективе.
Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
Работа воспитателя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей.
Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре – октябре мы вместе с обучающимися обсуждаем следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы жизни в квартире, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности воспитанника.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить республику своей мечты.
Развитие самоуправления в группе – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять воспитанникам власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Своим воспитанникам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, темы для часа общения, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь в работе с младшими воспитанниками группы, также мелкий ремонт и уход за мебелью, одеждой.
В нашем коллективе высшим органом самоуправления является групповое собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности обучающихся, их участия в общешкольных делах. На первом собрание выбирают актив группы: лидера группы, ответственного за безопасность и порядок, ответственного за досуг, за науку и образование, за спорт и здоровье, трудовые дела. На последующих собраниях заслушиваем информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждают планы, обсуждает разные памятки.
Особенно важно, чтобы функции и роли детей организации своей жизни и деятельности менялись. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых воспитанники приобретает опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.
Представляю структуру органов самоуправления в группе:
Лидер группы – Светлана М.
курирует организацию работы всех секторов самоуправления,
*организация и планирования дежурства по группе,
*посещаемость мероприятий,
Досуг - Софья С.
*формирование команд к участию в викторинах, олимпиадах,
*посещение театров, музеев, проведение экскурсий.
Наука и образование – Вика С.
Прессцентр – Вика С. Софья С.
*организация работы по развитию.
*организация огоньков;
*общешкольные и внутригрупповые праздники;
*посещение библиотеки,
Безопасность и порядок - Артем К.
*эвакуация группы
*работа по оформлению группы, состояния мебели,
Трудовые дела – Марат С.
*участие в трудовых акциях, уборка территории;
Спорт и здоровье – Ваня Ш.
*участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях группы и школы;
*формирование команды к спортивным турнирам, эстафетам.
Забота – Нурлан С.
*забота о порядке в коридоре.
*поддержание чистоты.
Главное - помочь воспитанникам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Работая в этом направлении, у ребят формируются дружеские отношения.
Цель работы не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. В целом коллектив нашей группы можно назвать дружным. Мы стараемся вместе играть, мастерить что либо, учить уроки.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере.
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни ,
Только найди свое дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.