Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Липовская ОШ № 15»
в 2021-2022 учебном году.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения основная образовательная программа должна реализовываться образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой воспитания и социализации, Рабочей программы воспитания и реализует основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно-урочной. Она позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Родители (законные представители) обучающегося имеют право выбрать перечень занятий внеурочной деятельностью для своего ребенка. Принуждение к посещению внеурочных занятий недопустимо. Отказ от внеурочной деятельности может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно (в заявлении родителя (законного представителя)) и мотивируется.
Внеурочная деятельность школьников направлена на достижение школьниками результатов основной образовательной программы.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
ü расширение общекультурного кругозора;
ü формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
ü включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
ü формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
ü участие в общественно значимых делах;
ü помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
ü создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
Направления, формы и виды внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организована по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;
по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
(Уроки этики, посещение художественных выставок, экскурсии, путешествия.
• Литературно-музыкальные постановки, композиции.
• Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.
• Составление презентаций и проектов. Участие в проектах и акциях.
• Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.
• Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины.
• Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках.)
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Администрация школы организует:
· процесс разработки и утверждения плана внеурочной деятельности;
· процесс разработки, рецензирования, утверждения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
·контроль выполнения программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;
· контроль ведения журналов внеурочной деятельности.
Классные руководители:
· в своей работе руководствуются должностной инструкцией классного руководителя;
· ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся о значении и важности внеурочной деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
· осуществляют контроль посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельности.
Родители (законные представители) обучающихся:
· несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.
Программное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся
Программы организационных форм объединения обучающихся (кружков, секций и т.д.), факультативных, индивидуально-групповых занятий составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам, не требуют лицензирования и могут быть рассчитаны на более короткий период времени (четверть/цикл, полугодие).
Программы, реализуемые во внеурочной деятельности, соответствуют нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. При разработке программы выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
Программа утверждается директором школы.
Внеурочная деятельность осуществляться через:
· дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения ( организация кружков, секций);
· организацию деятельности групп продленного дня;
· классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, и т.д.);
· деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-библиотекаря);
· пролектную деятельность.
В нашей школе применяется оптимизационная модель организации ВД.
(организация внеурочной деятельности за счет ресурсов образовательного учреждения)
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все работники образования данного учреждения.
Внеурочная деятельность организуется на основе принципов:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития образовательного учреждения.
Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.
Принцип учета возможностей учебно-методического, комплекса, используемого в образовательном процессе.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
План внеурочной деятельности
Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г, № 2357 в структуру основной образовательной программы начального общего образования был включен план внеурочной деятельности, являющийся, вместе с учебным планом, основным организационным механизмом реализации этой программы.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности на 2021 -2022 учебный год
Программа ВУД |
Форма |
Направление ВУД |
Класс |
Часов в неделю |
Руководитель |
«Изучаем природу родного края» |
школьное объединение |
Духовно-нравственное |
2,3,4 |
1 |
Преснухина Н.Г. |
«Я - гражданин России» |
классное объединение |
Духовно-нравственное |
5 |
1 |
Березина Н.В. |
«Я - гражданин России» |
классное объединение |
Духовно-нравственное |
6 |
1 |
Крылова Е.Н. |
«Я - гражданин России» |
классное объединение |
Духовно-нравственное |
7 |
1 |
Мещерякова Н.А. |
«Я - гражданин России» |
классное объединение |
Духовно-нравственное |
8 |
1 |
Тихонова О.В. |
«Я - гражданин России» |
классное объединение |
Духовно-нравственное |
9 |
1 |
Бабкина Е.В. |
«Здоровейка» |
спортивная секция |
Спортивно-оздоровительное |
2, 3 |
1 |
Хоцевич В.И. |
«Здоровейка» |
спортивная секция |
Спортивно-оздоровительное |
4 |
1 |
Хоцевич В.И. |
«Теннис » |
спортивная секция |
Спортивно-оздоровительное |
5-9 |
1 |
Хоцевич В.И. |
«Финансовая грамотность » |
школьное объединение |
Социальное |
2, 3, 4 |
1 |
Преснухина Н.Г. |
«Финансовая грамотность » |
классное объединение |
Социальное |
5 |
0,33 |
Березина Н.В. |
«Финансовая грамотность » |
классное объединение |
Социальное |
6 |
0,33 |
Крылова Е.Н. |
«Финансовая грамотность » |
классное объединение |
Социальное |
7 |
0,33 |
Мещерякова Н.А. |
«Финансовая грамотность » |
классное объединение |
Социальное |
8 |
0,33 |
Тихонова О.В. |
«Финансовая грамотность » |
классное объединение |
Социальное |
9 |
0,33 |
Бабкина Е.В |
«Полезные привычки» |
кружок |
Социальное |
2, 3 |
1 |
Бабкина Е.В. |
«Полезные привычки» |
кружок |
Социальное |
4 |
1 |
Бабкина Е.В. |
«Полезные навыки» |
кружок |
Социальное |
5,6 |
1 |
Бабкина Е.В. |
«Почемучка» |
клуб |
Общекультурное |
2,3 |
2 |
Преснухина Н.Г. |
«Почемучка» |
клуб |
Общекультурное |
4 |
2 |
Преснухина Н.Г. |
«Почемучка» |
клуб |
Общекультурное |
5,6,7 |
1 |
Мещерякова Н.А. |
«Семьеведение» |
классное объединение |
Социальное |
2, 3,4 |
0,33 |
Преснухина Н.Г. |
«Семьеведение» |
классное объединение |
Социальное |
5 |
0,33 |
Березина Н.В. |
«Семьеведение» |
классное объединение |
Социальное |
6 |
0,33 |
Крылова Е.Н. |
«Семьеведение» |
классное объединение |
Социальное |
7 |
0,33 |
Мещерякова Н.А. |
«Семьеведение» |
классное объединение |
Социальное |
8 |
0,33 |
Тихонова О.В. |
«Семьеведение» |
классное объединение |
Социальное |
9 |
0,33 |
Бабкина Е.В. |
«Кем быть?» |
классное объединение |
Обще-интеллектуальное |
2,3, 4 |
0,33 |
Преснухина Н.Г. |
«Кем быть?» |
классное объединение |
Обще-интеллектуальное |
5 |
0,33 |
Березина Н.В. |
«Кем быть?» |
классное объединение |
Обще-интеллектуальное |
6 |
0,33 |
Крылова Е.Н. |
«Кем быть?» |
классное объединение |
Обще-интеллектуальное |
7 |
0,33 |
Мещерякова Н.А. |
«Кем быть?» |
классное объединение |
Обще-интеллектуальное |
8 |
0,33 |
Тихонова О.В. |
«Кем быть?» |
классное объединение |
Обще-интеллектуальное |
9 |
0,33 |
Бабкина Е.В. |
Подведя итоги мониторинга занятости учащихся школы во внеурочной деятельности, следует отметить, что 100% обучающихся охвачены внеурочной деятельностью по пяти направлениям. В портфолио обучающихся фиксируется количество и направления посещенных занятий.
Индивидуальные карты рекомендуется заполнять совместно с родителями (законными представителями) с периодичностью один раз в год.
Фиксирование занятости обучающихся в отдельных мероприятиях внеурочной деятельности производится в «Журнале учета занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности». Журнал заполняется классным руководителем в соответствии с планом внеурочной деятельности класс.
Индивидуальные достижения обучающихся во внеурочной деятельности отражены в портфолио, в котором могут быть расположены материалы творческих работ, самостоятельные проекты, грамоты и благодарности. Обязательными в портфолио школьника являются и разделы с официальной документацией, отзывами и рекомендациями педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.