Внеурочная деятельность - образовательная деятельность , направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Механизмы реализации:
рабочие программы внеурочной деятельности;
план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность
Нормативное правовое регулирование
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 379 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015);
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного
стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015);
Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Примерная ООП начального общего образования (ФУМО, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Примерная ООП основного общего образования (ФУМО, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Примерная ООП среднего общего образования (ФУМО, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
Письмо Минпроса РФ от 05.09.2018 № 03-ПГМП-42216 «Об участии учеников муниципальных и
государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
Письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного Стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, с изменениями 2011, 2013, 2015, 22 мая 2019 года;
Письмо Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05. «О методических рекомендациях
Локальные акты ОО
Договор образовательной организации с родителями (законными
представителями) обучающихся
Устав образовательной организации
Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в
том числе детских и молодежных) организаций (объединений)
Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений
дополнительного образования детей
Положение об организации внеурочной деятельности
Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин
(модулей)
Положение об индивидуальном учёте образовательных достижений
Положение о ВСОКО
Положение о рабочих программах
Положение о ведении журналов.
Основные механизмы реализации внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной
программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной
программы
Рабочие программы ВД могут быть построены по
модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Структура программы курсов внеурочной деятельности
результаты освоения курса внеурочной деятельности.
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности;
тематическое планирование (указывать количество часов по каждой теме)
Такие правила установили пункт 19.5 ФГОС НОО, пункт 18.2.2 ФГОС ООО, пункт 18.2.2 ФГОС СОО.
В старшей школе «внеурочная деятельность» должна поддерживать
профиль и может быть реализована за счёт учебных предметов.
Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в соответствии с ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
В организации ВД могут принимать участие:
заместители директора
педагоги дополнительного образования
учителя-предметники
классные руководители
воспитатели
педагоги-организаторы
педагоги-психологи
логопеды
педагоги-библиотекари
соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории
работников.
Кадровое обеспечение внеурочной деятельности
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
-оптимизационная модель внеурочной деятельности ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
-модель «полного дня» предполагает реализацию внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп
продленного дня;
-инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной) площадки
федерального, регионального, муниципального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Если в школе недостаточно кадров для реализации внеурочной деятельности, можно использовать кадровые ресурсы образовательных организаций дополнительного образования детей (письма Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296, от 18.08.2017 № 09-1672), привлекать родителей и социальных партнеров. И тогда внеурочная деятельность будет организована
, как
-модель дополнительного образования(опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей). В соответствии с ФГОС, часть основной общеобразовательной программы может быть реализована, в том числе на базе организаций дополнительного образования (согласно статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
-если используются собственные ресурсы с ресурсами сторонней организации, можно организовать сетевое
взаимодействие с социальными партнерами
Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Учреждения дополнительного образования
Научные организации
Учреждения здравоохранения
Учреждения культуры
Учреждения спорта
Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ. Два варианта договора о сетевой форме реализации ОП:
Образец варианта интеграции образовательных программ
Образец варианта использования ресурсов иных организаций
Письмо Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05. «О методических рекомендациях по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»
Направления и формы внеурочной деятельности
Направление | НОО | ООО | СОО |
Спортивно-оздоровительное |
| ||
Духовно-нравственное | |||
Общеинтеллектуальное | |||
Социальное | |||
Общекультурное | |||
Количество часов внеурочной деятельности
Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется с учетом
особенностей ОУ, запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.
НОО: до 1350 часов за 4 года обучения
ООО: до 1750 часов за 5 лет обучения
СОО: до 700 часов за 2 года обучения
Сан-Пин. Длительность занятий
▶ Зависит от возраста и вида деятельности.
▶ • Чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры
▶ • не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов,
▶ • не более полутора часов в день - для остальных классов.
▶ • На музыкальных занятиях больше элементов ритмики и хореографии.
▶ • Просмотры телепередач и кинофильмов –
не чаще двух раз в неделю с длительностью:
до 1 часа для 1 - 3 классов и 1,5 часов - для 4 - 8 классов.
▶ Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
▶ П. 10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от
возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий
физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия спортивной направленности другими предметами не допускается
▶ Добровольность участия во внеурочной деятельности
обеспечивается для обучающегося через возможность выбора участниками образовательных отношений программ курсов внеурочной деятельности
Изучить потребности учеников (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, ассоциативный рисунок, незаконченный рассказ, неоконченный тезис. Универсальная методика «Карта
родителей (общешкольное собрание,
интересов»)
Изучить запросы
анкетирование).
Опрос среди педагогов
Итог: справка о результатах анкетирования среди родителей,
обучающихся, педагогов
Наличие плана внеурочной деятельности – требование ФГОС
Согласно ФГОС, план внеурочной деятельности:
является организационным механизмом реализации ООП
обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей по определенным направлениям
развития личности
включает: направления, формы организации, объем внеурочной деятельности
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности включает пояснительную записку и сетку часов (годовую, недельную)
При составлении плана для начальной школы используются данные программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и формирования экологической культуры и ЗОЖ.
Для основной и средней школы –программы воспитания и социализации обучающихся.
ледует изучить планируемые результаты освоения основной образовательной программы, так как именно на их
достижение направлена внеурочная деятельность.
Какие требования учесть при составлении плана внеурочной деятельности?
▶ Стандарты устанавливают обязательность внеурочной деятельности на каждом уровне образования и определяют ее
направления. (п. 19.10 ФГОС НОО, п. 18.3.1.2 ФГОС ООО, подп. 13 п. 7 ФГОС СОО).
▶ Необходимо включить 5 направлений и форм внеурочной деятельности.
▶ Проведение мероприятий и курсов необходимо планировать во внеаудиторных формах.
▶ При составлении плана для начальной школы используются данные программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и формирования экологической культуры и ЗОЖ. Для основной и средней школы – программы воспитания и социализации обучающихся.
▶ При этом следует изучить планируемые результаты освоения основной образовательной программы, так как именно на их достижение направлена внеурочная деятельность.
▶ Формы занятий, объём часов в плане внеурочной деятельности и рабочей программе курса должны совпадать.
▶ Перечень занятий по направлениям внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
законных представителей.
▶ Необходимо учитывать, что недельная нагрузка для каждого уровня образования независимо от продолжительности
учебной недели не должна превышать 10 академических часов (таблица 3 СанПиН 2.4.2.2821-10), а максимальная
нагрузка должна быть с требованиями ФГОС. СанПиН рекомендует выделять на занятия внеурочной деятельности для 1–2-х классов не более 50 минут в день. Для остальных классов – не более полутора часов в день (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10).
Методика расчёта объёма ВД
Бронируем четыре часа в месяц на проведение классных часов.
Вычитаем из 40 максимальных часов в месяц (10 в неделю по нормам СанПиН) четыре часа. Получаем - 36 часов на курсы и мероприятия.
Подсчитываем часы на еженедельные регулярные курсы (8 - 12 часов в месяц).
Вычитаем из 36 часов часы на курсы.
Часы, оставшиеся после вычета классных часов и регулярных курсов, распределяем по мероприятиям.
Ориентируемся на опыт проведения тех или иных мероприятий.
Например,
экскурсия - 3 часа;
праздник Последнего звонка - 2 часа;
Фестиваль проектов - 2 часа.
Подсчитываем объем часов, который отвели на мероприятия. Проверяем, чтобы в сумме с часами классных часов и внеурочных курсов он не превышал выделенной предварительно месячной нормы.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в
пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Направление | Формы организации | Количество часов в неделю | |||
1 «А», 1 «Б» | 2 «А», 2 «Б» | 3 «А», 3 «Б» | 4 «А», 4 «Б» | ||
Спортивно-оздоровительное | Кружок «Юные спортсмены» | 1 | |||
Обучающий курс «Шахматная азбука» | |||||
Секция «Народные игры» | 2 | ||||
Общеинтеллектуальное | Научные исследования «Эрудит» | 1 | |||
Кружок «Лего-конструирование» | 1 | ||||
Духовно-нравственное | Кружок «Я — гражданин России» | ||||
Социальное | Общественно полезная практика | ||||
Клуб проектов «Умники и умницы» | |||||
Кружок «Разговор о правильном питании» | 1 | ||||
Общекультурное | Кружок «Радужный мир» | 2 | |||
Театральная студия «Радуга» | 1 | ||||
Итого | 10 | ||||
План внеурочной деятельности НОО (недельная нагрузка)
Направления развития личности | Наименование рабочей программы/формы организации внеурочной деятельности | Количество часов в неделю |
| |||
I | II | III | IV | |||
| «Урок здоровья» /спортивное занятие |
|
|
| ||
Духовно - нравственное | «Социокультурные истоки»/ курс | 1(33 | 1(34) | 4(135) | ||
«Программа воспитания обучающихся» ( КТД, экскурсии, классный час, | 2(66) | 2(68) | 8(270) | |||
| «Психологическая азбука» / тренинговые занятия с | 1(33) | 1(33) | |||
«Лаборатория профессий»/ кружок | 1(34) | |||||
«Дорожная азбука»/ | 1(34) | 1(34) | ||||
| «Юный эколог»/кружок | 1(33) | 1(33) | |||
«Английский с удовольствием»/ кружок | 1(34) | 1(34) | ||||
«Учусь создавать проект»/ проектная деятельность | 1(34) | 3(102) | ||||
«РОСТок» (развитие, общение. самооценка, творчество)/ развивающие занятия | 1(33) | 4(135) | ||||
«Шахматы»/кружок | ||||||
«Школа занимательных наук» | ||||||
| «Рукоделие»/кружок |
|
|
| ||
«Краеведение»/ кружок | 1(34) | |||||
Итого | 10 | 10 | 40 | |||
План внеурочной деятельности НОО (перспективный)
Результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.
Результаты внеурочной деятельности
В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ
внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая
основные общеобразовательные программы,
определяет порядок зачета результатов освоения
самостоятельно
обучающимися
дополнительных общеобразовательных программ,
который
утверждается локальным актом.
При зачете результатов освоения
рабочих
программ
внеурочной
деятельности рекомендуется провести сопоставительный
анализ
планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности не обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся организации.
В рабочих программах внеурочной деятельности в содержании не указаны формы и виды деятельности.
Расхождения в количестве часов и тематике при планировании ВД.
Несоответствие записей в журналах тематическому планированию.
При разработке рабочих программ ВД не учитываются планируемые результаты,
определенные основной образовательной программой соответствующего уровня.
Типичные нарушения
Какие ошибки допускают ОУ?
▶ Ошибка 1. Отсутствуют разработанные программы внеурочной деятельности
▶ Внеурочная деятельность – обязательная часть основной образовательной программы (п. 16 ФГОС начального общего образования, п. 13 ФГОС основного общего образования, п. 13 ФГОС среднего общего образования). Программы внеурочной деятельности педагоги обязаны разработать и представить в полном
объеме в соответствии с утвержденным школой планом внеурочной деятельности.
Закрепите эту обязанность в локальном акте школы об ООП.
▶ Ошибка 2. Внеурочная деятельность организована в форме академических
занятий.
▶ Если в вашей школе занятия внеурочной деятельностью проводятся в академической классно-урочной системе, вы нарушаете гигиенические
требования к максимальному общему объему недельной образовательной
нагрузки учеников и требования ФГОС (СанПиН 2.4.2.2821-10, утв.
постановлением главного санитарного врача от 29.12.2010 № 189).
▶ Ошибка 3. Внеурочная деятельность включена в учебный план.
▶ План внеурочной деятельности – это самостоятельный подраздел организационного раздела ООП наравне с учебным планом на уровень образования и календарным учебным графиком (п. 16 ФГОС начального общего образования, п. 14 ФГОС основного общего образования, п. 14 ФГОС среднего общего образования). Если вы
включаете внеурочную деятельность в учебный план, вы нарушаете требования ФГОС.
▶ Ошибка 4. Посещение занятий по программам внеурочной деятельности и зачет
результатов только в той школе, в которой учится ребенок.
▶ Ученик вашей школы может посещать различные программы, например программы внеурочной деятельности, в других организациях. Школа должна засчитывать результаты, которые предоставил ученик.
▶ Как исправить. Учитывайте внеурочные занятия, которые посещают школьники в
других образовательных организациях. Порядок зачета установите локальным актом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.