Организация воспитательной деятельности педагога с позиции анализа проступков учащихся.
Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Слово учителя», - говорил Василий Александрович, - «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».
Действительно, для воспитателя (а мы все таковыми являемся) очень важно уметь правильно оценить поступки воспитанника, поскольку в его поступках раскрывается личность в целом. Понимание личности необходимо для принятия справедливых мер воздействия, для установления с учеником нормальных отношений.
В последнее время очень остро встает проблема– нарушение дисциплины учащимися: на уроке, на перемене, во внеклассных делах. Педагоги и я, в том числе предъявляют требования к поведению учеников, которые последние должны выполнять. Однако, часто этого не происходит. И мыимеем факт проявления негативного отношения ученика к учителю,которое проявляется в форме конфликтного поведения.
Тогда возникает вопрос: что делать педагогу в этом случае? Как же грамотно разрешить подобную педагогическую ситуацию и достойно выйти из конфликта?
Данные вопросы заставляют нас задуматься и прежде чем пытаться разрешить ту или иную возникающую проблему, связанную с проступками наших учащихся педагог должен уметь проанализировать причины, которые привели к негативной ситуации, а за тем конструктивно взаимодействовать с учеником, нарушающим дисциплину. Однократное разрешение конфликтной ситуации, мы это прекрасно понимаем, неприводит к каким-либо позитивным изменениям.
Когда мои ученики, совершают негативные проступки будь то это на моих уроках или уроках моих коллег, конечно же мне это не приятно и как учителю-предметнику и как классному руководителю. Но, любая конфликтная ситуация, любой проступок наших учеников не возникает на пустом месте. Поэтому прежде, чем выйти на индивидуальную беседу или воспитательную беседу с классом я начинаю анализировать мотивы конфликтного поведения ученика и выработала для себя индивидуальную стратегию создания позитивных взаимодействий с каждым проблемным учеником. Я считаю, что только такая моя педагогическая позиция может сформировать новые отношения между педагогом и учениками, основанные на взаимном уважении.
Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действийучастников учебного процесса.
Мотивы проблемногоповедения учащихся я условно разделила на 4 группы и определила задачи для их урегулирования.
I. Ученики часто ищут внимания к себе, которого им не хватает в повседневной жизни. Для этого они разыгрывают настоящие мини-спектакли, выступая в роли артистов. Они активно провоцируют учителя, одноклассников, или действуют пассивно, например, нарочито медленно выполняют требования педагога. Таким ученикам просто нужна аудитория. Они не знают, как можно позитивно общаться.
Задача учителя – в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.
А в момент конфликта:
1. Не реагировать на «выходки» ученика.
2. Установить с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.
3. Можно встать возле него, Не говоря ничего, и не глядя на него.
4. Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, что он ведет себя неправильно.
5. Не используя резкие окрики, спокойно объясните ученику, почему этого не нужно делать.
6. Используйте прием неожиданности: юмор (смех разрядит ситуацию), снизив голос, начните говорить тихо, со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить», остановите на время ход урока.
7. Используйте прием отвлечения внимания: задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу, попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал, мел и т. д.); измените вид деятельность учащихся, дав другое задание.
8. Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.
II. Часто мотивом плохогоповедения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми. Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произнося идиоматические выражения, демонстративно делают то, чтонельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.
Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.
Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика, стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.
Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников:
1. Принять ученика. Учитель должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.
2. Проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).
3. Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам, что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса, он будет учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касатьсяпродукта труда и поведения, а не самого ученика. Тогда ученик не зазнается.
4. Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам, как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю.
5. Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе отпадет сам по себе.
III. Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога, хамят, обижают других учеников и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя. Другие пассивны, открыто не нарушают требования учителя. Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу.
Задача учителя в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика в позитивное, созидательное русло, стать его партнером,установив с ним контакт.
А в момент конфликта:
1. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.
2. Лучше признать позицию ученика. Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученику: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.
3. Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.
4. Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».
5. Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав, «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.
6. Попробуйте озадачить ученика, сказав: «Может быть, ты прав.… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»
7. Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.
Можно удалить (но это на крайний случай):
-в пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)
-в другой класс или помещение (по договоренности с другим педагогом, социальным педагогом и т.д.) При этом ставьте его перед выбором: «Ты можешь выбрать, что тебе больше нравится – сидеть в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.
IV. Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.
Задача учителя - помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия (ситуацию успеха).
Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:
1. Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах ).
2. Создавать ситуацию успеха. При этом постоянно подбадривать: «Ты сможешь, у тебя получится!»
3. Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика.
4. Оказывать индивидуальную помощь ученику.
Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных ситуациях.
В первую очередь, учителю самому нужно понять: что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником?
Для решения поставленных задач, я выработала для себя План действий.
1. Понять мотивы неправильного поведения.
2. Выбрать методы для прекращения конфликта.
3. Создать тактику поддержки ученика.
4. Осуществлять совместное решение проблемы с родителями и педагогами.
При этом педагог решает последовательно 4 задачи, делает 4 шага.
Но при этом я сама должна обладать следующими качествами:
1. Быть объективной, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика.
2. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне. При возникновении подобной педагогической ситуации, в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика, а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее.
3. Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика.
4. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.
5. Держать под контролем негативные эмоции. Так как гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик, действующий назло педагогу.
6. Стремиться разрядить напряженность ситуации, а не нагнетать повышением голоса, критикой, сарказмом, втягиванием других людей в данный конфликт и другими неправильными с точки зрения психологии приемами, которые лишь усилят конфликт. Они не способствуют формированию уважительных отношений педагога и ученика.
7. Не начинать «разборки» во время конфликта или сразу после него. Лучше, например, оставить ученика после уроков, когда эмоции улягутся, и учитель сможет быть объективным.
8. Не доводить конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации, возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.
9. Демонстрировать ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику. Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.
Подключение родителей и коллег- педагогов к борьбе за дисциплину.
Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.
Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников, но помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен обижаться на них, если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги требуют от родителей то, что является — проблемой учителей, а не родителей (к примеру, негативное отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками).
И в заключении, мне хочется вам напомнить, что учитель – взрослый человек, а учащиеся – дети. И на сколько правильно мы построим взаимодействие и сотрудничество с ними, настолько будет достигнута основная цель в обучении: повышение качества образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.