Мифтахова С.В.
Воспитатель
Организация здоровьесозидающей деятельности в ГБДОУ
На сегодняшний день тема здоровьесбережения и здоровесозидания занимает большое внимание как в нашем государстве, так и во всем мире. Более того, особенно остро стоит вопрос здоровья в процессе воспитания и образования будущего поколения. Однако, прежде чем поднимать данный вопрос, стоит убедиться в том, что понимается под словом «здоровье». Принято считать, что здоровье – это то состояние живого организма, при котором он сам, его органы и системы обеспечения работоспособны и функционирую. Но если переложить здоровье на человека и упростить: здоровье равно благополучному самочувствию, отсутствию болезней и недугов. Вопреки данному представлению, стоит заметить, что понятие «здоровье» куда более шире, чем мы привыкли принимать. Важно помнить, что здоровый человек – это человек физиологически благополучный, эмоционально устойчивый, гармонично развитый. Таким образом, мы понимаем, что в здоровье включен не только физиологический компонент, но и психологический, эмоциональный, духовный.
Динамика развития современного мира зашкаливает, что не может не отразиться на процессе формирования подрастающего поколения. Бесспорно, прогресс шагает вперед и несет с собой открытия, инновационные технологии, новые возможности, комфорт и удобство. Но не стоит забывать о том, что вместе со всем новым приходят и новые сложности: то, что раньше казалось невозможным, и местами еще не до конца понято и принято взрослыми, уже активно используется детьми, собирая как позитивные, так и негативные «плоды». Так и с областью здоровьесозидания и сбережения: новейшие технологии позволяют более эффективно справляться со сложными заболеваниями и деффектами организмов, но и в тоже время оказывает давление несовершенством, недоступностью понимания (для широких масс), побочными эффектами. Именно поэтому в современном обществе вопрос здоровьесоздания вызывает беспокойства и требует особого внимания.
Отчетливо понимая, что дошкольное учреждение оказывает непосредственное влияние на формирование личностей подрастающего поколения, мы придерживаемся идеи постоянно и всесторонне оздоравливать приходящих к нам воспитанников. Ведь дошкольный период является фундаментом для подрастающего поколения – фундаментом нашего будущего. Нам, как дошкольному образовательному учреждению, отведена особая миссия:
⎯ создать необходимые условия для гармоничного развития детей;
⎯ организовать пребывание воспитанников в детском саду безопасным;
⎯ включить в деятельность реализацию таких задач, как формирование здорового образа жизни, модели безопасного поведения, поиск способов взаимодействия с окружающим миром (любовь к природе, отношения с людьми);
⎯ обеспечить психологически комфортный микроклимат.
Уделяя внимание тому, как чувствует себя ребенок, подразумевая под самочувствием не только его физиологические ощущения, но и психологический комфорт, ощущение себя в обществе, умение постоять за себя, умение найти способ поощрить или расслабить себя, мы способствуем гармоничному развитию здоровой личности. Ведь стремительно развивающееся общество дестабилизирует несформированный организм ребенка: инновационные технологии раздражают эмоциональный спектр, пищевые привычки (сложившиеся в изобилии доступных продуктов и блюд) агрессивно настраивают дошколят в процессе формирования культуры питания, обеспокоенность родителей на фоне широкого разнообразия заболеваний и недугов также оказывает влияние на воспитанников в процессе формирования их режима и привычек, отражающихся на культуре здоровья. Однако, если вовремя задуматься и заложить «крепкий» фундамент здоровьесбережения и здоровьесозидания именно в дошкольном детстве, если сформировать привычки заботы о себе, своем самочувствии, своем организме, то подрастающему поколению будет легче балансировать в современном мире, развиваться в гармонии и поддерживать здоровый образ жизни.
Сегодня наше дошкольное учреждение пробует, экспериментирует, шагает вперед и продвигает идеи здоровьесбережения и созидания в общество через своих воспитанников и их семьи. Более того, коллектив нашего учреждения поддерживает здоровый образ жизни, занимает активную позицию и принимает участие в различных мероприятиях, в том числе имеющих непосредственное отношение к культуре здоровья.
При реализации здоровьесозидающей деятельности не стоит зацикливаться только на физиологическом компоненте. В связи с этим, в нашем дошкольном учреждении ведется активная работа над созданием благоприятных условий для формирования культуры здоровья и воспитания здоровых личностей. Культура здоровья «протянута ниточкой» сквозь каждую образовательную область, и каждая образовательная область решает определённые задачи.
Социально-коммуникативное развитие: в процессе общения воспитанников со сверстниками и взрослыми каждый педагог стремится поддерживать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы собеседники могли чувствовать себя комфортно, не испытывали раздражения и стеснения в процессе общения. Поддержанию эмоционального комфорта и психологического здоровья способствуют коммуникативные игры с воспитанниками, коллективные задания и выполнение различных проектов группой воспитанников, что подразумевает под собой командную работу.
Познавательное развитие: при решении поставленных задач в данной области особое внимание уделяется формированию мотивации к поиску нового. Поиск новых решений, способов взаимодействия с миром, побуждение любознательности и жажды знаний об окружающем мире позволяет расширять представления воспитанников о мире, в котором мы живем. Ведь чем больше ребенок узнает о мире, тем спокойнее и комфортнее чувствует себя, когда попадает в нетипичные и нестандартные ситуации. Экспериментальная деятельность в этом отношении выступает для нас верным другом. Также, взращивание в дошколятах любви к природе стабилизирует эмоциональное благополучие ребенка, а значит так же является одной из ступеней в процессе оздоровления души и тела.
Речевое развитие: речевой центр в процессе формирования личности занимает особое место и оказывает влияние на развитие других жизнеобеспечивающих компонентов дошкольника. Эффективное и динамичное развитие речевого аппарат ребенка оказывает воздействие не только на процесс формирования речи, но и на физиологические ощущения ребенка. Более того, в процессе речевого развития используются лексические темы, связанные со здоровьесбережением и здоровье созиданием, а также разучивание потешек и стихотворений, имеющих отношение к культуре здоровья, оказывает позитивное влияние на формирование модели здорового образа жизни.
Художественно-эстетическое развитие: в процессе творческой продуктивной деятельности уделяется большее внимание самостоятельности, что позволяет воспитанникам совершить эмоциональный выплеск. Речь идет о расслаблении и снятии эмоционального напряжения, которое копится не зависимо от «среды обитания» человека, т.к. все люди разные и так или иначе человек сталкивается с тем, что ему может не понравится, что приводит его к конфликту «ожиданий и реальности». Более того, художественно – эстетическое направление позволяет оказывать здоровьесозидающий эффект, используя элементы цветотерапии. Добавление ярких красок, привнесение в визуальный мир прекрасного, поиск в окружающем мире необычных и ярких явлений – все это способствует позитивному настрою в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении и участии его в воспитательнообразовательном процессе.
Физическое развитие: выше описывалось, что в нашем дошкольном учреждении физическое развитие занимает особое место. Воспитанники с удовольствием учувствуют в спортивных мероприятиях. Но это не вся деятельность в рамках данного направления. Нашими педагогами создаются комплексы гимнастик, используемые в течение дня при смене деятельности. Также в зависимости от деятельности, педагоги включают в непрерывную образовательную деятельность элементы зрительной и дыхательной гимнастик, что позволяет и переключить внимание воспитанников, и организовать смену деятельности, и обеспечить комфортную среду для реализации воспитательно-образовательного процесса.
Помимо того, что задачи по развитию культуры здоровья включены в каждую образовательную область, наш педагогический коллектив использует инновационные информационно-коммуникативные технологии. При подборе воспитательно-образовательных материалов педагоги прибегают к самостоятельному созданию элементов развивающей среды. Процесс создания – процесс творческий: учитывая аудиторию, для которой создаются материалы, нужно помнить о том, что «творческий продукт» должен быть ярким, запоминающимся, мотивирующим, обеспечивающим реализацию здоровьесозидания и здоровьесбережения внутри детского коллектива. Так, педагоги нашего учреждения создают творческие презентации, видеоролики и мультипликации (самостоятельно озвученные), отвечающие возрастным требованиям и включающие здоровьесозидающий компонент. В старших и подготовительных группах к созданию таких материалов привлекаются и сами дошкольники: для озвучивания мультипликаций, транслирующих культуру здоровья и как участники при съемке видеороликов, например гимнастических комплексов.
Таким образом, в дошкольном учреждении ведется активная работа по организации здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности, уделяя внимание не только физиологическому компоненту, но и всестороннему оздоровлению воспитанников. Важно помнить о том, что современный мир диктует свои правила, и здоровье связано не только с функционирование организма с анатомической точки зрения. Уделяя внимание потребностям ребенка быть адаптированным к окружающему миру, идти в ногу со временем, взаимодействовать с обществом, видеть прекрасное в мелочах и чувствовать себя единым с миром, желать покорять вершины и совершать открытия, беречь природу, любить наш мир и уметь постоять за себя и значит содействовать развитию культуры здоровья подрастающего поколения. Создаваемые условия позволяют обеспечивать воспитанникам безопасность, комфорт и поддержание здорового духа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.