Организация доступной среды
Оценка 4.8

Организация доступной среды

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
искусство +1
Взрослым
29.05.2017
Организация доступной среды
Инклюзия рассматривается как обучение детей с инвалидностью и другими проблемами вместе с их сверстниками. Включение личной деятельности ребенка с ОВЗ и подчеркивание ее важности в групповом процессе дает ему возможность выхода из ощущения неадекватности, отделенности и одиночества, а так же помогает лучше адаптироваться в социальной среде. В нашей школе при работе с детьми с ОВЗ мы активно применяем метод арттерапии.Статья из опыта работы
Бородина Ольга Ивановна.docx
Бородина Ольга Ивановна Преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «Николо­Павловская ДШИ» (Филиал Новоасбестовская ДШИ), п. Новоасбест  Организация доступной среды в области дополнительного образования     (из опыта работы) Начиная с 70­х годов ХХ века, система образования и воспитания столкнулась с серьёзной   проблемой   роста   количества   детей   с   различными   патологиями   и отклонениями   в   психическом   и   физическом   развитии.   По   данным   различных исследований в настоящее время количество детей с задержкой психического развития составляют   более   20   %   из   общей   массы   детей   [1],   от   2   до   20%   детей   проявляют гиперактивные   расстройства   [2],   около   4%   малышей   рождаются   с   врожденными аномалиями, различными деформациями и хромосомными нарушениями [3]. Как видно из   вышеизложенного,   число   детей,   страдающих   различными   видами   психических   и физиологических заболеваний, так называемых детей с ограниченными возможностями здоровья   (далее   ОВЗ),   достигает   40%   от   общего   количества.   Социально­ психологическая адаптация таких детей уже имеет глобальный характер и затрагивает не только нашу страну, но и многие высокоразвитые страны. Задача государства и всего общества переосмыслить систему отношения к детям с ОВЗ, для реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, в том числе в образовании. Инклюзию как реформу, поддерживающую и приветствующую различия и особенности   каждого   ученика,   определяет   Саламанкская декларация  [4].  Ее   цели   ­ избежать социальной сегрегации, являющейся следствием различий, в том числе, и в индивидуальных возможностях и способностях детей.      В нашей Детской школе искусств, как и в большинстве школ по всему миру, инклюзия рассматривается как обучение детей с инвалидностью и другими проблемами вместе с их сверстниками. Прием детей в нашу школу производится без ограничений по состоянию здоровья. На протяжении уже более 10­ти лет дети с ОВЗ занимаются у нас наравне со здоровыми. Практика показала, что включение личной деятельности ребенка с ОВЗ и подчеркивание ее важности в групповом процессе дает ему возможность выхода из ощущения неадекватности, отделенности и одиночества, а так же помогает лучше адаптироваться   в   социальной   среде.   В   нашей   работе   мы   активно   применяем   метод арттерапии, впервые использованный в начале  XX  века британским арттерапевтом и художником   Адрианом   Хиллом  [5].   Дети   занимаются   как   в   группах,   так   и индивидуально. Индивидуальные занятия помогают педагогу построить доверительные отношения с ребенком, на групповых занятиях дети с ОВЗ учатся на равных общаться со сверстниками.    с   целью   стимулирования заинтересованности   участников,  занятия   проходят   в   игровой   форме.   Обязательны доброжелательные   и   дружелюбные   отношения   с   детьми,   недопустимо   порицание   за неуспех, любое достижение ребенка положительно оценивается как преподавателем, так и другими детьми, что помогает развитию у обучающихся способности самостоятельной оценки своей работы и своего поведения.   Для   коррекции   поведения   детей, Преподаватели   стараются   уделять   постоянное   внимание   каждому   ребенку. Взрослые не всегда понимают, что, разговаривая с ребёнком c «высоты» своего роста, вынуждают малыша постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство, поэтому, разговаривая с детьми, мы чаще приседаем перед ним, или садимся на невысокий стул рядом с ними, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Общаясь с ребенком, всегда называем его по имени, что в его понимании свидетельствует о заботе взрослого: «Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили». У нас в школе существует правило, обязательное для всех педагогов: плохих детей нет, а есть плохое поведение. Поэтому мы помогаем детям оценить свое поведение, тем самым стараемся подвести их к тому, чтобы они сами могли оценить свои поступки. Дети   в   нашей   школе   начинают   обучение   с   4­х   лет.   Для   них   мы   предлагаем комплексную   программу,   включающую   ряд   предметов:   изобразительное   искусство, музыкальный театр, основы музицирования и пения, слушание музыки.  Изотерапия   –   терапия   изобразительным   творчеством,   метод,   используемый   на уроках изобразительного искусства. В основе изобразительной арттерапии лежит особая «сигнальная   цветовая   система»,   согласно   которой   посредством   цвета   участник технологии   сигнализирует   о   своем   эмоциональном   состоянии.   Сначала   для   каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях ­ один лист на целую группу, на котором рисуют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок. После окончания рисования обязательно   проводится   рефлексия:   как   детям   удалось   передать   свои   чувства, состояние, цвет, форму, движение, что каждый из них чувствовал во время рисования. Чем пластичнее, округлее на рисунке линии, тем пластичнее психика ребенка, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот. Музыкальная   арттерапия   используется   на   уроках   слушания   музыки,   пения   и музицирования.   Она   основана   на   способности   музыки   регулировать   и   развивать эмоциональную   сферу   личности,   а   эмоции   вызывают   изменения   пульса,   дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Одной из составных частей музыкальной арттерапии являются вокальные и дыхательные тренинги,   обязательно   проводимые   в   игровой   форме.   Основной   целью   вокального развития   является   повышение   адаптационных   и   резервных   возможностей   организма ребенка.   И,   конечно   же,   трудно   переоценить   значение   пения   как   явления художественного   и   как   средства   самовыражения   личности.   Общеизвестно   и   о положительном   воздействии   пения   на   психоэмоциональный   фон   человеческого организма. Нами замечено, что дети с ОВЗ очень любят петь, особенно в хоре, что помогает их скорейшей адаптации в коллективе. Сказкотерапия – (предмет «Музыкальный театр) это процесс переноса сказочных смыслов   в   реальность.   Этот   метод   особенно   эффективен   в   работе   с   детьми   как   с задержкой психического развития, так и с гиперактивными  детьми, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения. Сказка   для   ребёнка   –   особая   реальность,   которая   позволяет   ему   раздвигать   рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребёнком форме. И,   конечно,   игротерапия,   метод,   применяемый   нами   на   всех   уроках,   т.к.   он является ведущим средством профилактики и коррекции детей с ОВЗ потому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности   ребенка,   сильнее   затрагивает   его   глубинные   эмоциональные   переживания. Более того, в Программу обучения у детей 4­5 лет включен предмет «Поиграем», где обучающиеся   с   удовольствием   разучивают   и   играют   в   музыкальные   и   музыкально­ дидактические игры, постигая, таким образом в доступной и увлекательной форме азы музыкального   образования.   Успешность   игрового   коррекционного   воздействия   таких занятий   заложена   в   диалогическом   общении   взрослого,   ребенка   и   коллектива   через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.  Подводя   итог   вышесказанному,   следует   отметить,   что   применение   данного метода   в   нашем   учреждении   дополнительного   образования   детей   дает   устойчивую положительную   динамику   в   процессе   подготовки   детей   к   обучению   в   обычной общеобразовательной школе и адаптации детей с ОВЗ в условиях современных реалий. Литература  [1] Тригер   Р.Д.   Психологические   особенности   социализации   детей   с   задержкой психического развития. ­ СПб.: Питер, 2008. – с.8 [2] Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания:   факторы   риска,   возрастная   динамика,   особенности   диангостики   // Дефектология. – 2003 г. ­ №6. – с.4 [3]   Дети   в   России.   2009:   Статистический   сборник.   /   ЮНИСЕФ,   Росстат.   М.:   ИИЦ «Статистика России», 2009. –  121 с. – с.27 [4]   Саламанкская   декларация   и   рамки   действий   по   образованию   лиц   с   особыми потребностями,   принятые   Всемирной   конференцией   по   образованию   лиц   с   особыми потребностями:   доступ   и   качество,   Саламанка,   Испания,   7   –   10   июня   1994   г. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_hr.shtml [5] Общая   психокоррекция:   Учебное   пособие.   Под   редакцией   А.А.Осиповой.   –   М.: Сфера, 2002 – С.175

Организация доступной среды

Организация доступной среды

Организация доступной среды

Организация доступной среды

Организация доступной среды

Организация доступной среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017