«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
4 кл
01.04.2017
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.
Доклад на КМО.docx
«Организация эффективной
контрольно-оценочной
деятельности в начальной
школе в условиях ФГОС»
(выступление)
Учительница начальных классов МБОУ
«Татарско- Бурнаевская ООШ» Алькеевского МР
РТ: Кашапова Р.И. Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу
нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении
самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет
умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с
первого класса.
Введение федерального государственного стандарта НОО требует
переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики
в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и
контрольнооценочная деятельность в целом выступает как
самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо
формировать и развивать.
Что такое оценивание?
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и
результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов
деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в
преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью
которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей
деятельности.
Оценивание может осуществляться поразному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом
усвоенной информации): – отметка; – результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя: – словесные высказывания о процессе и
результате работы; – эмоциональная реакция.
В чем суть правил новой технологии оценивания? 1. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется
отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по
использованию знаний.
2. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге
(внешняя оценка +самооценка).
3. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих
овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только
по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и
знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу
проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся
всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел
умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от
выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
5. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней
успешности: необходимый уровень знания, соответствующие
государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–
функциональной грамотности
– «отлично»;необязательный максимальный уровень «превосходно».
Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого
класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях
безотметочного обучения.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при
безотметочном обучении:
«Лесенка» ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал:
нижняя ступенька не понял, вторая ступенька требуется небольшая помощь
или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и
работу может выполнить самостоятельно;
« Волшебные линеечки» на шкале воображаемой линейки отмечены уровни
выполнения задания.
Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена
работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит
крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку
данному виду работы могут и родители.
Прием позволяет: Увидеть свои успехи
Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
Удерживает учебную функцию оценки
Помогает избежать сравнения детей между собой
«Светофор» оценивание выполнения заданий с помощью цветовых
сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный –
я умею сам.
Допускается словесное оценивание устным ответам учитель даёт
словесную оценку: если очень хорошо «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,
если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов
отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель: отследить
динамику продвижения учащихся в достижении предметных и
метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются
программа и требования к обязательному минимуму содержания образования.
Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных
работ.
Приемы формирования самооценки делятся на письменные,
комплексные, вербальные.
В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к
включению самих учащихся в контрольнооценочную деятельность, ребята
должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу
(рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами”
учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения,
уметь их оценивать самостоятельно.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел.
В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления,
“ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет
классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу
по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д.
Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми
словами за какиелибо дела, успехи или просто так. Периодически эту
тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для
дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их
тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал –
частью летописи класса. К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в
парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради
(или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет
и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера,
учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В
случае совпадения признаков – возможно установление понимания или
принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый
получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются
именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки
самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально
окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие
игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый
из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я
хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10
своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а
другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать
следующие методические приемы формирования оценочной
деятельности.
могут играть доминирующую роль в формировании
1. В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы
предстоит решить;
2. При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому,
что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
Какие возникли проблемы?
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы подругому сделал
следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя… Для того, чтобы контрольнооценочная деятельность была эффективной, ее
необходимо строить на основе следующих общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа
обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое
(тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое)
оценивание. Оценивание может быть только критериальным.Основными
критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки
известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться
ими совместно. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты
деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества
ребенка.
должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения
ответственности между различными участниками образовательного
процесса.В частности, при выполнении проверочных работ должен
соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной
сложности. В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке
школьника; Соблюдение принципа объективности оценки; Соблюдение
принципа открытости процедуры и результатов оценки; Комплексный
подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования); Оценка
динамики образовательных достижений младших школьников;
При оценке работы ребенка особое значение придается:
Оценивать можно только то, чему учат. В оценочной деятельности
Упорству, старанию, труду;
Достигнутому успеху;
Личной позиции ученика;
Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:
Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный
риск;
Готовность защищать свою точку зрения;
Творческий подход; пытливость, любознательность;
Самоконтроль, способность оценить свою работу; Стремление находить и исправлять свои ошибки.
Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского :
Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и
болезненные явления. Н. Островский
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали
оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же
необходима, как и правильное кровообращение для полноценного
функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней
совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно
организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели
обучения.
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.