Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Методика
организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и
обществознания
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой
деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории
и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических
материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет
использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем
подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного
общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные
принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной
деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между
учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется
взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей
последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в
соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в
соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими
детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах)
через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как
1.
единая, требующая объединения усилий всех членов группы).Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе
2.
(организация деятельности предполагает разделение труда, установление
отношения ответственности за свою часть работы).
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового
3.
задания и выступления группы на уроке).
4.
Равноправное участие каждого в работе группы.
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется
5.
самими учащимися).
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и
6.
самоанализ).
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной)
деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой
деятельности учащихся:
1.
o
Определить цели и задачи урока:
какие знания учащиеся должны усвоить;
какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны
o
овладеть;
o
o
какие качества будут проявлять;
какие чувства будут выражать;
как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на
o
какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует
обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов
2.
работы учащихся.
Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями
3.
урока.
4.
5.
Продумать методы создания групп.
Выбрать помощников (руководителей групп).6.
Определить этапы работы групп.
Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ
7.
и самооценку деятельности и её результатов.
Продумать, каким будет результат работы каждой группы
8.
(теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
9.
Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
10. Подготовить специальные карточки для стимулирования
индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития
аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихсяВзаимооценка работы в группе
Самооценка
Оценка итоговая
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной
подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся,
например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями,
индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и
как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при
малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту
форму при изучении, например, нового материала, который носит
теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального
формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов,
например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим
учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и
временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта,
учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетомуспеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы
в группе были школьники с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп
Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей
1.
деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия
учебных материалов, специфике задания.
2.
Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей
познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в
постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп
и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в
работе.
Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как
3.
правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди
одноклассников (см. приложение 1).
Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для
4.
каждой группы и инструктаж (см. приложение 2).
5.
Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами.
Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и
спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы
не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные
1.
для групп столы.
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока,
2.
её целями и планируемым результатом.
3.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя
с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По
ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой
отдельных учащихся.
4.
5.
Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.6.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
o
o
o
o
o
Что удалось сделать?
Почему?
Что не удалось сделать?
Почему?
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого
7.
ученика в группе).
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает
8.
деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей,
отмечает успехи и просчеты урока.
Определение темы и основных заданий для группы происходит за 23 недели
до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и
консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания.
Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал,
например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и
практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные
тесты и кроссворды).
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации
Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления,
оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить
новый материал (например, историческое лото).
На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1
группа), а остальные группы учащихся слушают их выступление и
оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному),
который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей
в тетрадях.Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты,
кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой
группой, проверяют, консультируют ребят, оценивая их работу.
Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а
затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.
В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и
"минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной
группы.
Если позволяет время, ребята проводят игру по изучаемой теме и показывают
творческие задания.
Так как урок очень насыщен, необходимо иметь в программе не один, а два
урока по данной теме (это предполагает программа Л.Н.Боголюбова по
обществознанию в 11 классе).
В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и
оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и
каждого ученика на уроке.
В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается
личное участие каждого члена группы в работе на уроке
Анкетирование учащихся 11 классов показало, что такие уроки им интересны,
надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и
взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в
команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и
результативности использования групповой формы деятельности учащихся на
уроках истории и обществознания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Вопервых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности,
раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах
своей работы.Вовторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений
анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа
и самооценки.
Втретьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а
организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят
решение поставленных проблем.
Вчетвертых, в групповой работе используется исследовательский или
поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и
использованию уже полученных знаний.
Впятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и
с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового
материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых
учебных игр.
Вшестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный
эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает
уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в
общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную
работу, которую в методике обучения истории и обществознания
рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной
деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная)
деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи,
способствует повышению эффективности обучения истории и
обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и
развитию ученического коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих
умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования
гуманистического мировоззрения.
Рекомендуемая литература:Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю
1.
истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в
2.
школе. М, 2000.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе
3.
учебной работы. М, 2001.
Коллективная учебнопознавательная деятельность школьников. /Под
4.
ред. Первина И.Б. М, 1991.
5.
Преподавание истории в школе, 1990, №46; 1992, №56; 1993, №45.