Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
            
        
        
        
                    
                
                    Методика 
организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и
обществознания
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой 
деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории 
и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических 
материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет 
использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем 
подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного 
общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные 
принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной 
деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между 
учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется 
взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей 
последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в 
соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в 
соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими 
детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) 
через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как 
1.
единая, требующая объединения усилий всех членов группы).Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе 
2.
(организация деятельности предполагает разделение труда, установление 
отношения ответственности за свою часть работы). 
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового 
3.
задания и выступления группы на уроке). 
4.
Равноправное участие каждого в работе группы. 
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется 
5.
самими учащимися). 
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и 
6.
самоанализ). 
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) 
деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой 
деятельности учащихся:
1.
o
Определить цели и задачи урока: 
какие знания учащиеся должны усвоить; 
какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны 
o
овладеть; 
o
o
какие качества будут проявлять; 
какие чувства будут выражать; 
как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на 
o
какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует 
обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке. 
Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов 
2.
работы учащихся. 
Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями 
3.
урока. 
4.
5.
Продумать методы создания групп. 
Выбрать помощников (руководителей групп).6.
Определить этапы работы групп. 
Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ 
7.
и самооценку деятельности и её результатов. 
Продумать, каким будет результат работы каждой группы 
8.
(теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.). 
9.
Продумать систему оценки группы и каждого члена группы. 
10. Подготовить специальные карточки для стимулирования 
индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития 
аналитических умений по следующему образцу: 
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихсяВзаимооценка работы в группе
Самооценка
Оценка итоговая
 
 
 
 
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной 
подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, 
например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, 
индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и 
как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при 
малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту 
форму при изучении, например, нового материала, который носит 
теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального 
формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов,
например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим 
учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и 
временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, 
учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетомуспеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы 
в группе были школьники с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп 
Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей
1.
деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия 
учебных материалов, специфике задания. 
2.
Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей 
познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в 
постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп 
и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в 
работе. 
Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как
3.
правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди 
одноклассников (см. приложение 1). 
Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для 
4.
каждой группы и инструктаж (см. приложение 2). 
5.
Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. 
Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и 
спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы 
не должны мешать друг другу при обсуждении материала. 
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные 
1.
для групп столы. 
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, 
2.
её целями и планируемым результатом. 
3.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя
с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По 
ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой 
отдельных учащихся. 
4.
5.
Необходимо выдерживать график работы групп. 
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.6.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
o
o
o
o
o
Что удалось сделать? 
Почему? 
Что не удалось сделать? 
Почему? 
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? 
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки. 
Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого 
7.
ученика в группе). 
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает 
8.
деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, 
отмечает успехи и просчеты урока. 
Определение темы и основных заданий для группы происходит за 23 недели 
до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и 
консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. 
Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, 
например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и 
практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные 
тесты и кроссворды).
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации 
Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления, 
оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить 
новый материал (например, историческое лото).
На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 
группа), а остальные группы учащихся  слушают их выступление и 
оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), 
который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей 
в тетрадях.Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, 
кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой 
группой, проверяют, консультируют ребят, оценивая их работу.
Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а
затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.
В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и 
"минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной 
группы. 
Если позволяет время, ребята проводят игру по изучаемой теме и показывают 
творческие задания.
Так как урок очень насыщен, необходимо иметь в программе не один, а два 
урока по данной теме (это предполагает программа Л.Н.Боголюбова по 
обществознанию в 11 классе).
В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и 
оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и 
каждого ученика на уроке.
В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается 
личное участие каждого члена группы в работе на уроке 
Анкетирование учащихся 11 классов показало, что такие уроки им интересны,
надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и 
взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в 
команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и 
результативности использования групповой формы деятельности учащихся на
уроках истории и обществознания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Вопервых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, 
раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах 
своей работы.Вовторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений 
анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа
и самооценки.
Втретьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а 
организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят 
решение поставленных проблем.
Вчетвертых, в групповой работе используется исследовательский или 
поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и 
использованию уже полученных знаний.
Впятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и 
с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового 
материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых 
учебных игр.
Вшестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный 
эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает 
уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в 
общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную 
работу, которую в методике обучения истории и обществознания 
рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной 
деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) 
деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, 
способствует повышению эффективности обучения истории и 
обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и 
развитию ученического коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих 
умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования 
гуманистического мировоззрения.
Рекомендуемая литература:Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю 
1.
истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000. 
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в 
2.
школе. М, 2000. 
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе 
3.
учебной работы. М, 2001. 
Коллективная учебнопознавательная деятельность школьников. /Под 
4.
ред. Первина И.Б. М, 1991. 
5.
Преподавание истории в школе, 1990, №46; 1992, №56; 1993, №45.