Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
организация групповой работы на уроках истории.docx
Методика
организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и
обществознания
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой
деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории
и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических
материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет
использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем
подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного
общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные
принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной
деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между
учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется
взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей
последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в
соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в
соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими
детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах)
через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как
1.
единая, требующая объединения усилий всех членов группы). Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе
2.
(организация деятельности предполагает разделение труда, установление
отношения ответственности за свою часть работы).
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового
3.
задания и выступления группы на уроке).
4.
Равноправное участие каждого в работе группы.
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется
5.
самими учащимися).
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и
6.
самоанализ).
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной)
деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой
деятельности учащихся:
1.
o
Определить цели и задачи урока:
какие знания учащиеся должны усвоить;
какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны
o
овладеть;
o
o
какие качества будут проявлять;
какие чувства будут выражать;
как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на
o
какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует
обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов
2.
работы учащихся.
Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями
3.
урока.
4.
5.
Продумать методы создания групп.
Выбрать помощников (руководителей групп). 6.
Определить этапы работы групп.
Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ
7.
и самооценку деятельности и её результатов.
Продумать, каким будет результат работы каждой группы
8.
(теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
9.
Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
10. Подготовить специальные карточки для стимулирования
индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития
аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихсяВзаимооценка работы в группе
Самооценка
Оценка итоговая
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной
подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся,
например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями,
индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и
как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при
малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту
форму при изучении, например, нового материала, который носит
теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального
формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов,
например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим
учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и
временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта,
учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы
в группе были школьники с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп
Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей
1.
деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия
учебных материалов, специфике задания.
2.
Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей
познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в
постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп
и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в
работе.
Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как
3.
правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди
одноклассников (см. приложение 1).
Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для
4.
каждой группы и инструктаж (см. приложение 2).
5.
Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами.
Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и
спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы
не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные
1.
для групп столы.
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока,
2.
её целями и планируемым результатом.
3.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя
с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По
ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой
отдельных учащихся.
4.
5.
Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе. 6.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
o
o
o
o
o
Что удалось сделать?
Почему?
Что не удалось сделать?
Почему?
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого
7.
ученика в группе).
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает
8.
деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей,
отмечает успехи и просчеты урока.
Определение темы и основных заданий для группы происходит за 23 недели
до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и
консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания.
Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал,
например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и
практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные
тесты и кроссворды).
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации
Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления,
оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить
новый материал (например, историческое лото).
На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1
группа), а остальные группы учащихся слушают их выступление и
оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному),
который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей
в тетрадях. Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты,
кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой
группой, проверяют, консультируют ребят, оценивая их работу.
Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а
затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.
В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и
"минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной
группы.
Если позволяет время, ребята проводят игру по изучаемой теме и показывают
творческие задания.
Так как урок очень насыщен, необходимо иметь в программе не один, а два
урока по данной теме (это предполагает программа Л.Н.Боголюбова по
обществознанию в 11 классе).
В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и
оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и
каждого ученика на уроке.
В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается
личное участие каждого члена группы в работе на уроке
Анкетирование учащихся 11 классов показало, что такие уроки им интересны,
надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и
взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в
команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и
результативности использования групповой формы деятельности учащихся на
уроках истории и обществознания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Вопервых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности,
раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах
своей работы. Вовторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений
анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа
и самооценки.
Втретьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а
организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят
решение поставленных проблем.
Вчетвертых, в групповой работе используется исследовательский или
поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и
использованию уже полученных знаний.
Впятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и
с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового
материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых
учебных игр.
Вшестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный
эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает
уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в
общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную
работу, которую в методике обучения истории и обществознания
рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной
деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная)
деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи,
способствует повышению эффективности обучения истории и
обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и
развитию ученического коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих
умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования
гуманистического мировоззрения.
Рекомендуемая литература: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю
1.
истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в
2.
школе. М, 2000.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе
3.
учебной работы. М, 2001.
Коллективная учебнопознавательная деятельность школьников. /Под
4.
ред. Первина И.Б. М, 1991.
5.
Преподавание истории в школе, 1990, №46; 1992, №56; 1993, №45.
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Организация групповой работы на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.