организация групповой работы на уроках истории

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов. Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности. Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов. Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности. Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Иконка файла материала организация групповой работы на уроках истории.docx
Методика  организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания Цель работы – показать технологию разработки формы групповой  деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории  и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических  материалов. Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет  использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем  подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного  общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности. Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные  принципы. Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной  деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между  учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется  взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Формирование рефлексивных умений происходит в следующей  последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка. Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в  соответствии с эталоном. Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в  соответствии с эталоном. Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими  детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах)  через распределение функций, их усложнение. Для работы в группах характерными признаками являются: Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как  1. единая, требующая объединения усилий всех членов группы).Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе  2. (организация деятельности предполагает разделение труда, установление  отношения ответственности за свою часть работы).  Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового  3. задания и выступления группы на уроке).  4. Равноправное участие каждого в работе группы.  Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется  5. самими учащимися).  Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и  6. самоанализ).  Методические рекомендации по организации групповой (коллективной)  деятельности. Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой  деятельности учащихся: 1. o Определить цели и задачи урока:  какие знания учащиеся должны усвоить;  какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны  o овладеть;  o o какие качества будут проявлять;  какие чувства будут выражать;  как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на  o какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует  обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.  Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов  2. работы учащихся.  Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями  3. урока.  4. 5. Продумать методы создания групп.  Выбрать помощников (руководителей групп).6. Определить этапы работы групп.  Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ  7. и самооценку деятельности и её результатов.  Продумать, каким будет результат работы каждой группы  8. (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).  9. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.  10. Подготовить специальные карточки для стимулирования  индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития  аналитических умений по следующему образцу:  Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося Список учащихсяВзаимооценка работы в группе Самооценка Оценка итоговая         Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной  подготовки к ней учащихся. Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся,  например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями,  индивидуальными заданиями, дополнительной литературой. Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и  как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при  малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту  форму при изучении, например, нового материала, который носит  теоретический характер и может быть разделен на варианты. Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального  формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим  учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и  временные, только на один урок (одну тему). Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта,  учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетомуспеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы  в группе были школьники с разными учебными возможностями. Рекомендации по созданию групп  Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей 1. деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия  учебных материалов, специфике задания.  2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей  познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в  постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп  и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в  работе.  Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как 3. правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди  одноклассников (см. приложение 1).  Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для  4. каждой группы и инструктаж (см. приложение 2).  5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами.  Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и  спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы  не должны мешать друг другу при обсуждении материала.  Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные  1. для групп столы.  Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока,  2. её целями и планируемым результатом.  3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По  ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой  отдельных учащихся.  4. 5. Необходимо выдерживать график работы групп.  Выступление групп и их отчет о проделанной работе.6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися: o o o o o Что удалось сделать?  Почему?  Что не удалось сделать?  Почему?  Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?  Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.  Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого  7. ученика в группе).  Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает  8. деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей,  отмечает успехи и просчеты урока.  Определение темы и основных заданий для группы происходит за 2­3 недели  до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и  консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания.  Все материалы оформляются в специальную папку. Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал,  например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и  практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные  тесты и кроссворды). Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации  Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления,  оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить  новый материал (например, историческое лото). На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1  группа), а остальные группы учащихся  слушают их выступление и  оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному),  который рассказывает выступающая группа (эксперты темы). Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей  в тетрадях.Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты,  кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять. Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой  группой, проверяют, консультируют ребят, оценивая их работу. Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока. В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и  "минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной  группы.  Если позволяет время, ребята проводят игру по изучаемой теме и показывают  творческие задания. Так как урок очень насыщен, необходимо иметь в программе не один, а два  урока по данной теме (это предполагает программа Л.Н.Боголюбова по  обществознанию в 11 классе). В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и  оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и  каждого ученика на уроке. В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается  личное участие каждого члена группы в работе на уроке  Анкетирование учащихся 11 классов показало, что такие уроки им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и  взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в  команде единомышленников. Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и  результативности использования групповой формы деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Что положительного дает групповая форма работы учащихся? Во­первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности,  раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах  своей работы.Во­вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений  анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки. В­третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а  организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят  решение поставленных проблем. В­четвертых, в групповой работе используется исследовательский или  поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и  использованию уже полученных знаний. В­пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и  с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового  материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых  учебных игр. В­шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный  эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает  уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в  общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную  работу, которую в методике обучения истории и обществознания  рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной  деятельности учащихся. Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная)  деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи,  способствует повышению эффективности обучения истории и  обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и  развитию ученического коллектива. Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих  умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь. Это очень важно для социализации личности и формирования  гуманистического мировоззрения. Рекомендуемая литература:Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю  1. истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.  Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в  2. школе. М, 2000.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе  3. учебной работы. М, 2001.  Коллективная учебно­познавательная деятельность школьников. /Под  4. ред. Первина И.Б. М, 1991.  5. Преподавание истории в школе, 1990, №4­6; 1992, №5­6; 1993, №4­5.