Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
3 кл
05.08.2018
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Именно актуальность организации групповой работы в системе развивающего обучения определила мою тему самообразования.Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания.
Ворфоломеева Н Н статья.docx
Ворфоломеева Наталья Николаевна
учитель начальных классов,МОУ Казановской СОШ
Шилкинский район
Тема: Организация групповой работы на уроке в рамках требований
ФГОС НОО.
Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе
учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны
сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей
деятельности: учебнопознавательные мотивы, учебные действия, контроль и
самоконтроль, оценку и самооценку.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования нацеливает на приоритетное направление по формированию
общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для
решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в
учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где
ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в
позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе
развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться,
стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать
вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение
учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением
формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно
определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной
активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь
угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих
детей. Именно актуальность организации групповой работы в системе
развивающего обучения определила мою тему самообразования.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс
усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
1.
2.
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности:
определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути,
умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать
друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
4.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало
достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
1.
Повышается учебная и познавательная мотивация.
2.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в решении какихто задач.
3.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и
актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
4.
Минусы.Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее
эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
1.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен
потратить время на какихто уроках. Без соблюдения этого условия групповая
работа бывает неэффективна.
2.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений,
затрат усилий. 3.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики
могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
4.
5.
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве.
Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для
учителя.
Принципы групповой работы.С целью успешного проведения групповой
работы важно соблюдать следующие принципы:
1.
2.
Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
Учитывать особенности состава группы.
3.
Составлять задания исключительно для совместного поиска
решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в
группе.
4.
Распределять роли между участниками группы.
5.
6.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы
должна быть рефлексия учебной деятельности.
Варианты комплектования групп. Разделение класса на группы – это
важный момент в организации работы.
1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в
двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности,
характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному
желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не
взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям
деятельности и к разным деловым партнерам.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех,
кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью
импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет
номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент
педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.Такой признак задается либо учителем,
либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная
– согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре
группы), по цвету глаз (карие, сероголубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может
объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо
вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает
некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо
назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может
выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп
осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по
очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.
Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто
действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и
личные симпатии отходят на второй план.
5. По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по
некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные
педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими
интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может,
напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на
вопросы участников по этому поводу.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.Учитель,
работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя поразному:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Он может контролировать.
Организовывать.
Оценивать работу учеников.
Участвовать в работе группы.
Предлагать участникам разные варианты решений.
Выступать в роли наставника, исследователя или источника
информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать
эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда
можно позволить себе выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики
просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если
они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в
доброжелательной форме;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить ктото
из учеников.
и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале
групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии
учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в
группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Принципы выбора заданий для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа
всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить
каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей
совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет
группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется
генерировать максимальное количество оригинальных идей;
требующие принятия решений,
задания,
непосредственно
касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное
познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного
использования имеющихся знаний.
Правила совместной работы. В начальной школе возможно предложить
детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся
смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 34 классах такие правила
(или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Критерии эффективности групповой работы. Учитель может оценить
эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.
Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами
уроках по данным критериям. Советы учителю. В заключение несколько советов по учителю по
организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе
работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет
работать один;
групповая работа должна занимать не более 1520 минут в I – II
классах, не более 2030 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны
обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении
допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной
работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается
практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут
проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика,
разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
В своей практике применяю групповую работу на уроках окружающего
мира, литературного чтения, русского языка и др. Таким образом, я вижу, что
ключевые моменты системнодеятельностного подхода групповая работа
помогает мне выполнить. Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что
«Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа
помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты,
отстаивать свою точку зрения и применять свои знания.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.