«Организация «группы допонимания по русскому языку в 3-4 классе»
Оценка 5

«Организация «группы допонимания по русскому языку в 3-4 классе»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
3 кл—4 кл
05.06.2019
«Организация «группы допонимания по русскому языку в 3-4 классе»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НК Беллер.docx

Выступление

на фестивале педагогических идей «Инновации. Мастерство. Творчество»

«Организация «группы допонимания»

 

1 слайд

Я представляю Ачинский район, учитель начальных классов Причулымской средней школы, Беллер НК.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы по организации «группы допонимания», которая функционирует в нашей школе в этом учебном году. В школе работают две группы: одна в начальных классах и вторая в среднем звене. Я расскажу о работе  «группы допонимания» в начальных классах.

Возможно словосочетание «группа допонимания» может показаться кому-то чем-то новым или непонятным. Но, кто в своей жизни хотя бы раз сталкивался с технологией коллективного способа обучения, поймет, о чём идет речь. Работу с элементами коллективного способа обучения  мы начали на летней оздоровительной площадке, где  наши воспитанники посещали занятия по интересам и учились заполнять маршрутные листы на весь день.

2 слайд

Основная цель каждого ученика в данной технологии: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

Цель группы допонимания – создать ситуацию для любого учащегося, в которой он будет выступать не только и не столько в роли ученика, сколько в роли учителя и незаметно для себя, отрабатывать нужные именно ему умения.  

3 слайд

Организуя «группу допонимания», мы основывались на общих моментах:

1.    Определили состав группы 3-4 класс и общую тему проблемного блока «Безударная гласная в корне слова».

2.    Провели диагностику по первой выбранной теме. Озвучили учащимся результаты диагностики и предложили ребятам объединиться для работы в группу.

3.    Разбили выбранную тему на микроумения и оформили табло учёта по теме.

4.    Деятельность учащихся в «группе допонимания» проходит в парной работе. Проверку результата своей работы ученик может выполнить на выбор: самостоятельно или работая с учителем.

5.    Группа допонимания не должна быть постоянной: в состав входят те учащиеся, кому это необходимо (первый раз учителя в классе говорили ребятам кому желательно поработать в группе, затем они стали сами проявлять интерес и записываться в группу).

6.    Необходимым условием работы группы является быстрая проверка выполненного задания, коррекция и диагностика. Поэтому мы создали учительскую кооперацию и распредилили обязанности в работе группы. В тот день, когда предполагается общая диагностика, мы привлекаем учителя для клубной деятельности. И ребята, которые отработали выбранные темы и закончили работу раньше других, переходят на клубную деятельность «Мир глазами художника».

Необходимым принципом проведения занятий в «группе допонимания» - является «обучение, погружённое в общение». Такая организация освобождает учителя от  коммуникативного лидерства и передаёт  его ученикам, обеспечивая  создание условий для максимально возможного в выделенном времени общения, так как каждый ученик, взаимодействуя с «собственным» учителем, имеет больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего товарища. Этим же обеспечивается психологический комфорт ребенка, он  может говорить, не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, ученик.

Работу мы начали с октября. В первой группе было 20 человек (это все учащиеся 3-4 классов). В ходе занятий ребята выполняли диагностические работы и выходили из группы.

4 слайд

Во втором полугодии мы разработали модуль по теме «Имя существительное». И работа группы продолжается. Несколько человек еще продолжают работу по первой теме, остальные осваивают вторую.

При планировании работы группы мы записываем всех учащихся в табло, где за каждым закрепляется его номер. Затем составляем план в виде пошаговой деятельности. Каждый шаг – это последовательные действия с собственным выбором ученика. На каждый шаг - этап занятия мы предлагаем  ученику выбрать то умение, над которым он будет работать. В течение занятия выделяем три шага и оформляем в таблицу - ориентир.

 

Время

 

13.00    --

13.10

 

 

 

1.Имя существи-тельное --  часть речи

 1.

 2.

 3.

 4.

2.Одушевленные  и неодушевлен-ные сущ-ные

   1.

  2.

  3.

  4.

3.Собственные  и  

   нарицательные

 существительные

1.

2.

3.

4.

4. Число  имен

 существительных

 

1.

2.

3.

4.

5. Род имен     

 существительных

1.

2.

3.

4.

6. Склонение имен сущ-ных

1.

2.

3.

4.

7.  Изменение сущ -ных по падежам

1.

2.

3.

4.

8. Мягкий знак на конце сущ-ных после шипящих

1.

2.

3.

4.

 

13.10   --

13.20

 

1.Имя существи-тельное --  часть речи

 1.

 2.

 3.

 4.

2.Одушевленные  и неодушевлен-ные сущ-ные

   1.

  2.

  3.

  4.

3.Собственные  и  

   нарицательные

 существительные

1.

2.

3.

4.

4. Число  имен

 существительных

 

1.

2.

3.

4.

5. Род имен     

 существительных

1.

2.

3.

4.

6. Склонение имен сущ-ных

1.

2.

3.

4.

7.  Изменение сущ -ных по падежам

1.

2.

3.

4.

8. Мягкий знак на конце сущ-ных после шипящих

1.

2.

3.

4.

 

13.20    --

13.30

1.Имя существи-тельное --  часть речи

 1.

 2.

 3.

 4.

2.Одушевленные  и неодушевлен-ные сущ-ные

   1.

  2.

  3.

  4.

3.Собственные  и  

   нарицательные

 существительные

1.

2.

3.

4.

4. Число  имен

 существительных

 

1.

2.

3.

4.

5. Род имен     

 существительных

1.

2.

3.

4.

6. Склонение имен сущ-ных

1.

2.

3.

4.

7.  Изменение сущ -ных по падежам

1.

2.

3.

4.

8. Мягкий знак на конце сущ-ных после шипящих

1.

2.

3.

4.

 

 Каждое занятие начинается с организационного этапа, где учащиеся получают инструктаж о сегодняшней работе. На этом этапе учащиеся  прогнозируют свою деятельность на занятии. Затем каждый ученик самостоятельно отмечает в «Табло учёта» умения, которые он сегодня выбрал для освоения.

5 слайд

Далее каждый ребёнок работает со своим «Маршрутным листом». В нём ученик выбирает способ работы над каждым умением. Затем отмеченные способы действия переносит в «Табло учёта».

 

Маршрутный лист

Ф.И, класс ____________________________________________  Дата _______________

 

             

Время

Умение

Способ

 

Результат

 .     не справился

       с помощью

 +    справился сам

 

Подпись

ДК

ВТ

           С кем работал?

Р с У

 

СР

 

 

 

 

 №

 

 

 

 

 

 

 

 

 №

 

 

 

 

 

 

 

 

 №

 

 

 

 

 

 

6 слайд

При выборе нового умения учащиеся выбирают ДК для припоминания теоретического материала, если это необходимо. ДК состоит из двух частей. Первая часть содержит то, что необходимо понять учащемуся. Это может быть какое-либо определение. Вторая часть - взаимосвязанные между собой вопросы и задания, приводящие к пониманию первой части. Вопросы и задания должны быть такими, на которые ученик потенциально может ответить, и которые в комплексе помогают ему понять данный в первой части карточки фрагмент учебного материала.

 

Доводящая карточка №1

Имя существительное.

Ф. И _____________________________________ дата ____________

 

1.    1.Прочитай текст

 

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  или  что?

2.Подчеркни имена  существительные 

Сорока, бежит, ручей, смелость, синий,  синева, 

 

 котик,  холод, похолодало, похолодание .

3.Вставь пропущенные слова в правило.

Имя существительное – это___________________ часть речи, которая обозначает _______________, отвечает на вопросы _________ или _______.  

 

 

 

Далее каждый работает в парах сменного состава по своему плану, используя методику взаимотренажа. Ребята получают карточку, отрабатывают ее задания с несколькими напарниками. Для данной методики на  каждом столе есть «Алгоритм работы». Если ученик готов выполнить диагностику пройденного умения, он может в это же время проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

И так проходит работа в три шага. После каждого шага ребята отмечают в табло достигнутые результаты. Затем учащиеся сдают свои маршрутные листы и готовятся к рефлексии. Сначала каждый говорит о том, как он чувствовал себя сегодня на занятии, выражает слова благодарности тем, с кем легко было работать и т.д. Затем говорит, достиг ли он своей цели и намечает дальнейшие действия.

Анализируя результаты работы «группы допонимания» мы увидели,  что использование элементов разновозрастного сотрудничества обеспечивает положительную динамику развития учебно-познавательных, коммуникативных, информационных  и предметных  компетенций учащихся.  Учащихся, которые справились с заданиями темы, мы переводим в учительскую кооперацию и присваиваем звание ассистента. Это большой стимул стремиться к новым знаниям. Ведь раскрытие потенциала ученика – это ключевая задача и основной результат работы современного педагога. Приоритетным является подготовка человека, который думает, умеет использовать знания в жизни, делает ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, принимает сложные решения, обладает навыками межличностного общения. Всему этому наши ребята учатся на занятиях в «группе допонимания». По окончании учебного года можно будет судить о результативности и эффективности работы  нашей группы.

7 слайд

Мы считаем, что можно распространять опыт работы  «группы допонимания», можем поделиться дидактическим материалом.

 

Диагностика предметных умений по теме «Безударная гласная в корне слова»

 

 

 

Умения

 

 

 

Ставить ударение, находить  ударные и                                                   безударные гласные

Находить корень, подбирать однокорен-ные слова

Видеть в словах орфограмму

Выбирать правильное написание, применять правило

Объяснять выбор написания

Самостоятельно находить и исправлять  ошибки

Ф И     уч-ся                   

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление на фестивале педагогических идей «Инновации

Выступление на фестивале педагогических идей «Инновации

Провели диагностику по первой выбранной теме

Провели диагностику по первой выбранной теме

Во втором полугодии мы разработали модуль по теме «Имя существительное»

Во втором полугодии мы разработали модуль по теме «Имя существительное»

Род имен существительных 1

Род имен существительных 1

Доводящая карточка №1 Имя существительное

Доводящая карточка №1 Имя существительное

Учащихся, которые справились с заданиями темы, мы переводим в учительскую кооперацию и присваиваем звание ассистента

Учащихся, которые справились с заданиями темы, мы переводим в учительскую кооперацию и присваиваем звание ассистента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019