Организация индивидуальной работы с учащимися
Оценка 4.6

Организация индивидуальной работы с учащимися

Оценка 4.6
Особые потребности +1
doc
русский язык
5 кл
27.12.2017
Организация индивидуальной работы с учащимися
Материал доклада посвящен организации индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка в условиях спецшколы в соответствии с требованиями ФГОС (на примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное»). Данная работа включает в себя полноценную разработку урока обобщения и систематизации знаний.
Масленцова Н.В._Организация индивидуальной работы с учащимися.doc
Государственное специальное учебно­воспитательное общеобразовательное  учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением  «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде Организация индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка в условиях спецшколы в соответствии с требованиями ФГОС  (на примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное») Разработал: Масленцова Н.В.,  учитель русского языка            и литературы Кемерово 2017 год Пояснительная записка Проблема   индивидуального   подхода   к   учащимся   волновала   передовых учителей   и   прогрессивных   мыслителей   еще   до   революции.   Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л.Н. Толстой и К.Д.   Ушинский.   «Подобно   тому,   как   дети   различаются   по   своим   физическим качествам, ­ говорил В.А. Сухомлинский, ­ так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их  глубине, устойчивости,  быстроте   протекания, но  и  в качественном  отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого учащегося». Должны ли учитываться индивидуальные особенности в обучении? Сегодня педагоги считают, что воспитание и образование должны максимально опираться на индивидуальность.   Такой   подход   создает   наиболее   благоприятные   условия   для развития   познавательной   активности   и   дарований   каждого   ученика.   Согласно требованиям   ФГОС,   приоритетной   целью   современного   российского   образования стала   не   репродуктивная   передача   знаний,   умений   и   навыков   от   учителя,   а полноценное   формирование   и   развитие   способностей   ученика посредством построения личностного вектора его развития.  Среди учащихся среднестатистической школы, с которыми работает учитель, может быть выделена специальная, хоть и немногочисленная категория «трудных» подростков.   В   специальной   школе   закрытого   типа   100%   учащихся   –   «трудные». Учитывая   специфику   контингента   специальной   школы,   можно   отметить,   что диапазон   проступков,   на   основании   которых   подростков   и   старших   школьников считают   «трудными»,   весьма   велик:   от   устойчивых   проявлений   отдельных отрицательных   качеств   и   черт   до   наличия   явно   асоциальных   форм   поведения, правонарушений и преступлений. Актуальность   заключается   в   следующем:   несмотря   на   деятельность образовательных учреждений закрытого типа и обилие методических материалов о личностно­ориентированном подходе в обучении и воспитании, педагоги подобных школ   обладают   недостаточным   уровнем   компетентности   для   организации индивидуальной работы с учащимися, что сводит их усилия к минимуму. Таким   образом,   выявляется   очевидное   противоречие   между   реальными требованиями   современной   педагогики   в   вопросе   осуществления   индивидуальной работы с учащимися и недостаточной сформированностью у педагогических кадров умений и навыков реализовать её. Когда   мы   говорим   об   индивидуальном   подходе,   то   имеем   в   виду   не приспособление целей и основного содержания образования и воспитания к отдельно взятому учащемуся, а приспособление форм и методов педагогического воздействия 2 к   индивидуальным   особенностям   с   тем,   чтобы   обеспечить   запроектированный уровень развития личности. Необходима ли индивидуальная работа с учащимися в условиях спецшколы? Несомненно.   В   индивидуальном   подходе   нуждаются   все,   но   особенно   – малоспособные   учащиеся,   подростки   с   задержкой   в   развитии   и   «трудные» воспитанники.   Главная   проблема   учащихся   спецшколы   –   утерянный   интерес   к учению, неразвитость умственных способностей, неустойчивость внимания и памяти, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы. В   условиях   спецшколы   реально   при   первоначальном   изучении   учащегося выяснить следующие свойства личности: ­ обученность. При проверке знаний, умений, навыков традиционная текущая проверка   не   позволяет   дать   достаточно   глубокий   анализ   обученности.   Следует давать   тесты,   вопросы   которых   должны   учитывать   основные   программные требования.   Результатом   этой   проверки   является   перечень   пробелов   в   знаниях учащихся. ­  уровень   обучаемости.  Эти   данные   в   условиях   спецшколы   учителям предоставляют психологи. ­  умение самостоятельно работать. Учителю нужно выяснить, насколько обучающийся   может   выполнять   самостоятельные   работы   различной   сложности, например, составить  план,  конспект, проработать  новую   тему  по   учебнику  и  т.д. Проверяются эти умения путем эксперимента. ­  умение   читать   с   пониманием   и   нужной   скоростью   текст.   Это особенно важно, так как здесь существует тесная связь между умением читать и успеваемостью. Эти умения исследуются в ходе контрольной проверки. ­  специальные   способности  –   определяются   путем   наблюдений   в повседневной   работе,   а   также   с   помощью   заданий   повышенной   сложности   по предмету. ­ познавательные интересы – можно быстро установить с помощью анкет, бесед и наблюдений. Проведённая таким образом психолого­педагогическая диагностика позволит учитывать индивидуальные способности подростка при дальнейшей работе с ним. Дидактические и воспитательные цели индивидуализации – это: 1. Повышение успеваемости, качества знаний обучающихся. 2. Формирование   ответственного   отношения   к   труду,   содействие воспитанию чувства долга и ответственности. 3. способностей обучающихся, содействие сознательному выбору профессии. 4. Развитие   индивидуальных   познавательных   интересов   и   умственных Развитие творческих способностей и талантов подростков. 3 Поскольку   внутриклассная   индивидуализация   происходит   обычно   в   виде самостоятельной работы, к вышеперечисленному следует прибавить еще одну цель: 5. Развитие умения работать самостоятельно. Путей индивидуализации в принципе три: ­ образование классов или групп на основании какого­либо одного общего признака; ­ внутриклассная  индивидуализация   учебных  заданий  в  классе, который образован стихийно и, как правило, состоит из очень разных учеников; ­ прохождение курса в ускоренном/замедленном темпе. Какие   формы,   методы   и   приемы   работы   с   учащимися   применяются   в условиях спецшколы? В условиях спецшколы мы практикуем ускоренное изучение для учащихся­ переростков   в  форме   консультаций,  самостоятельных   занятий,  дополнительных   и летних   занятий.   Таким   образом,   учащиеся   получают   возможность   за   один   год закончить два класса. Эта форма вызывает у учащихся повышенный интерес к учебе. Основными путями индивидуализации в условиях спецшколы являются два первых. Наиболее перспективным  следует считать промежуточный вариант, когда группы создаются в течение одной части учебного времени в виде временных или постоянных групп. Самым   массовым   и   универсальным   средством   обучения   является внутриклассная индивидуализация в классах с различным составом: суть её состоит в варьировании заданий, исходя из особенностей и способностей учеников. При этом учитель   не   имеет   права   сокращать   программный   минимум,   но   он   должен индивидуализировать обучение там, где вопрос стоит г расширении программы. Индивидуализация   внутри   класса   осуществляется,   в   основном,   в   ходе самостоятельной работы на уроке и самоподготовке. Для   выполнения   самостоятельной   работы   учащимся   даются   письменные руководства, где указывается, что надо делать на каждом этапе, даются ссылки на источники,   где   учащийся   может   получить   необходимый   материал.   Руководство также содержит проверочные вопросы и задания, которые надо выполнить; схемы, чертежи,  дополнительные   задания.  Они   могут   быть  в  виде   рабочих  тетрадей   или каточек с индивидуальными упражнениями различного уровня сложности (обычно трехуровневых). Самостоятельно работать все или часть, пока другая работает фронтально. Особенно это важно на уроках русского языка, где учитель постоянно отводит время на развитие устной речи. При подборе заданий используются три варианта. 4 1. Учитель   дает   задания,   опираясь   на   данные,   которые   он   получит   при диагностике индивидуальных особенностей. 2. Задания   предлагаются   на   выбор   по   степени   трудности   или привлекательности. 3. Учащимся предлагается право добровольного выполнения заданий. Какой вариант использовать, учитель решает в каждом частном случае. Обычно мы пользуемся первым вариантом для наилучшего усвоения материала программы; второй и третий варианты применяются для пробуждения интереса к предмету и удовлетворения существующих интересов. Учителя­словесники эти варианты чаще используют   на   уроках   литературы,   где   урок   зачастую   представляет   собой коллективное   творчество.   Подобные   задания   даются   на   уроках   истории, граждановедения. Организация индивидуальной работы требует особого педагогического такта. Если   учитель   дает   понять,   что   одних   он   считает   умными,   поэтому   и   дает   им интересные   задания,  а  других  –   безнадёжно   глупыми,  и   дает   им   только   скучные задания   на   повторение,   то   индивидуализация   принесет   только   вред.   Следует исходить из принципа разъяснения учащемуся, почему он в данный момент получает задание, соответствующее его уровню знаний, а не способностей. Если он справится с этим заданием, то получит более трудное. Каждый может попробовать выполнить более трудное задание. Не следует создавать постоянных групп. Систематическая индивидуализация, как правило, дает следующий эффект: ­ поднимается качество знаний обучающихся; ­   вырабатывается   умение   самостоятельно   работать   с   текстом   учебника   и другими источниками; ­ повышается интерес к предмету; ­ индивидуальная работа нравится и сильным учащимся, которым выдаются задания,   соответствующие   их   способностям,   и   слабым,   которые   становятся увереннее в себе, справляясь с заданиями; ­ при работе с группами у учащихся возникает стимул попасть в группу более высокого уровня, то есть появляется желание учиться лучше; ­   сокращается   объем   домашних   заданий,   так   как   обучающиеся   начинают больше усваивать на уроке; ­ появляется привычка к умственному напряжению. Индивидуализация обучения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудностей, верхний ее предел, который ученик должен стремиться превзойти. Индивидуализация   предполагает   коллективные,   фронтальные,   групповые   формы деятельности.   Неприемлема   попытка   вести   индивидуализацию   обучения освобождением от выполнения заданий, которые трудно даются. Задача в том, чтобы 5 дать   всем   учащимся   систему   знаний   как   средство   их   развития.   Не   признаем правильным   решение   вопроса   об   индивидуализации   обучения   посредством сокращения программы для некоторых обучающихся. Таким   образом,   индивидуальный   подход   ­   важнейший   принцип   обучения   и воспитания.   Его   реализация   предполагает   частичное,   временное   изменение ближайших   задач   и   содержания   учебно­воспитательной   работы,   постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого обучающегося   для   обеспечения   гармоничного,   целостного   её   развития. Эффективность   индивидуальной   работы   зависит   от   знания   научных   основ,   от конкретизации задач обучения и воспитания подростков в данном классе, от уровня воспитанности   каждого   ребенка,   от   гибкости   методики,   компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. 6 Класс: 5а Предмет: русский язык Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Тема урока: «Имя существительное» Цели урока:  ­ деятельностная:  закрепить умения опознавать существительные в речи по  морфологическим признакам; ­ развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; ­ содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи. Универсальные учебные действия: Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать  тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей  деятельности. Определять степень успешности работы. Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.  Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,  группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.   Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других,  быть готовым корректировать свою точку зрения Средства обучения: учебник, карточки, выставка книг о природе, портреты  кузбасских поэтов. I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Ход урока Да здравствует радость рассветного часа! Вхожу в тишину приумолкшего класса, Открою журнал на заветной странице, 7 Здесь дата и тема. Давайте учиться? Давайте учиться свободно и строго Владению словом. Пора нам в дорогу! Тому, что случилось и может случиться. Давайте учиться? Давайте учиться! ­ Запишите число, отгадайте загадку, которая позволит вам определить тему урока:  Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. ­ Какая часть речи так говорит о себе? Тема сегодняшнего урока ­  имя существительное. ­Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. Над «Толковым словарём живого великорусского  языка» он работал 47 лет. Кто помнит, сколько слов в словаре Даля? (Более  200 тысяч) И 40% от этого количества слов составляют существительные –  слова, названия того, что мы видим вокруг себя. Давайте посмотрим : это  доска, это мел, это цветок, это книги… У каждого из нас есть имя. Имена  есть и у предметов, которые нас окружают. ­Что обозначает существительное? ­Верно, существительное обозначает предмет – это основное значение   существительного. ­На какие вопросы отвечает имя существительное? ­Под предметом в русском языке подразумеваются все слова, отвечающие на  вопросы «кто?» или «что? Словарная работа: Когда это бывает?  …высохли цветы, и глядят уныло голые кусты… Назовите первый осенний месяц, третий. Как называется: ­ дождливая, пасмурная погода? ­ небольшие углубления на почве, заполненные дождевой водой? ­ атмосферные осадки в виде водяных капель, струй? ­ очень мелкий, моросящий дождь? 8 ­ тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на  охлаждающейся поверхности? ­ опадание листьев у деревьев, кустарников? (Осень, сентябрь, ноябрь, ненастье, лужи, дождь, изморось, иней, листопад) Комментированное письмо: В саду горит костёр рябины красной. ­ Кто автор  строк? ­ Какую картину представляете, слушая строки С. Есенина?(устное  рисование)  ­ О каком времени года идёт речь? ­ Кто ещё из поэтов писал об осени? (учащиеся читают строки  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, др.) Об осени находим строки в стихах кузбасских поэтов (портреты В.М. Баянова,  Б.В. Бурмистрова, А.Иленко, А.И. Каткова, А.Дроновой) ­ Назовите ошибкоопасные места, обозначьте орфограммы. Индивидуальные задания: Рябины красной ­ разбор словосочетания. Горит ­  разбор по составу. Синтаксический разбор предложения. Назовите имена существительные. Какие особенности существительных вы знаете? Существительные бывают  одушевлённые и неодушевлённые, приведите  примеры Как вы думаете, можно ли догадаться о чём идёт речь в книге под названием  «Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт?» Верно, существительные бывают собственными и нарицательными. Чем они  отличаются? Приведите примеры. 9 Ученик – собственное или нарицательное? А Ваня? Имя состоит из 4 букв, да  и Ваня наш ,как и все вы, пятиклассник. Пройдут годы, Ваню будут звать  Иваном, а потом уважительно Иваном Владимировичем, Ваня растёт, и имя  вместе с ним. Имена собственные могут переходить в нарицательные: галифе, маузер,  пломбир. Нарицательные могут переходить в собственные: созвездие  Близнецов. Назовите нарицательные имена существительные, собственные:     1. Кузбасс, берёза, опята, Томь, ночь, книга. 2. Какая красная рябина, Какие злые холода­ Вполне сибирская картина, Зима стучится в города.                                        Б.В. Бурмистров 3. Салаир, Салаир… Горы с дымкой и с лающим эхом, Так и слышатся мне соловьи В поэтичном названии этом.                                      В.М. Баянов       Давным­давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что   сама   Грамматика   их   путала.   И   вот   однажды   она   издала   приказ:   « Кто   придумает   для   моих   слов­существительных   знаки   различия,   тот будет   вознаграждён».   Кто   из   вас   сегодня   сможет   выполнить   приказ королевы?   По   какому   признаку   ещё   можно   отличать   друг   от   друга существительные? Какого рода могут быть существительные? Определите род существительных в строках: 1. За окошком утро, У крыльца рябина, 10 От ворот тропинка тянется в село.                                     А. Иленко 2.Полынь, лебеда и крапива На пустоши стылых полей. По небу плывёт сиротливо  Встревоженный клин журавлей.                                      А. Иленко ­Что такое склонение? Расскажите о склонениях существительных и  приведите примеры существительных разного типа склонения: Журавли, журавли… Через небо плывут журавли В чутких всхлипах дождя Уходящего милого лета.                                     А.Иленко Вот и выпали снега, Вот и выпали. Над планетой день стоит снеговой…                                       А.И. Катков ­Какие ещё особенности существительного вы знаете? Назовите падежи имён существительных вместе с падежными вопросами.  Сколько форм имеет существительное, изменяющееся по числам? Что  можно сказать об особенностях словоизменения такого существительного  как  листва? Определите падеж, число существительных в строках: Шумит непогода  Над рощей берёз Осеннею нотой 11 Слёз.                                       Анна Дронова Что за ветер! Что за синь! Наступила осень. Лоб повыше запрокинь­ В утреннюю просинь.                                        Анна Дронова Работа с учебником: упражнение № 95 стр. 46. А теперь « построим»  имена существительные с помощью разных частей  слова: От слова погода с помощью приставки,                дождь                     суффикса,                осень                 суффикса,  лист, падать                   сложением корней Назовите однокоренные существительные в стихотворении: Под ногами в листопад Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок ­ Папа, мама и ребёнок.  (В. Голяховский) В этом стихотворении 3 слова созданы автором. Найдите их и те слова, которые  были образцом для новых. Синквейн  1. Осень  2. Ранняя, тёплая, золотая 12 3. Опадать, устилать 4. Унылая пора! Очей очарованье…  (А.С. Пушкин) 5. Грусть                 ­ Давайте подведем итоги урока. ­ Что такое имя существительное? ­ А зачем нужны нам имена существительные? ­ Оглянитесь вокруг, нас окружает множество предметов. Существительные в  нашей жизни играют огромную роль. Домашнее задание: параграф 20, упр. № 101, индивидуальные задания. Рефлексия Оценка содержания урока: ­ занимательно ­ интересно ­ познавательно ­ полезно ­ ничего интересного Оценка деятельности на уроке: ­ запутался ­ задумался ­ удивился ­ убедился ­ осознал ­ принял решение 13 Оценка внутреннего состояния на уроке: ­ тревожное ­ приподнятое ­ отличное ­ Какую оценку вы поставили бы себе?  ­ Какое настроение у вас в конце урока? Изменилось ли оно? ­ Ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок! 14

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися

Организация индивидуальной работы с учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2017