«Организация исследовательской деятельности младших школьников»
Оценка 4.9

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
классное руководство
2 кл
27.03.2017
«Организация исследовательской деятельности младших школьников»
Презентация опыта.docx
«Организация исследовательской деятельности младших школьников» Учитель начальных классов МКОУ Рымникской СОШ Клочкова Нина Николаевна Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я предлагаю вашему вниманию презентацию опыта по теме «Организация  исследовательской деятельности младших школьников».  Учительский труд – это  каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И  каждый день я для ребят:  руководитель  участник  советник  товарищ  наблюдатель     Французский писатель Анатоль Франс когда – то сказал: « Не старайтесь  удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только  любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги.  Достаточно заронить в них искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища».      Эти слова совершенно точно выражают цель моей работы.     Государственные  стандарты  общего образования нового поколения предполагают  внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи  образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, –  на другую – формировать у него общеучебные  умения и навыки как основу  учебной деятельности.      В настоящее время большое значение уделяется повышению качества  образовательно­воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики  учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной  активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть  активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является  исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение  самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.       Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые,  оценочные, коммуникативные умения и навыки.  (Слайд № 2)            Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50­70% запоминается при  участии в групповых дискуссиях, 80% ­ при самостоятельном обнаружении и  формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в  реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии  решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на  90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и  российскими исследователями.       Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с  решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и  предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной  сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного  материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.  Современными педагогами были разработаны следующие условия формирования  исследовательских умений младших школьников. (Слайд № 3) 1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений  проходит в классе постоянно как в  урочной, так и во внеурочной деятельности. Я  использую материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, и постоянно использую  исследовательский метод в преподавании тем. (Например: 1 класс – русский язык –  темы: «Предмет и слово», «Действие и слово», «Признак и слово»; математика –  «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.», «Ломаная линия. Звено ломаной.  Вершина.», «Многоугольники»; окружающий мир – «Откуда берётся шоколад, изюм и  мёд?», «Откуда берётся и куда девается мусор?»; 2 класс – русский язык –  «Однокоренные слова.». «Наши проекты «В словари за частями речи.»; математика –  «Миллиметр.», «Метр.», «Рубль. Копейка.», «Угол. Виды углов.»; окружающий мир –  «Что такое погода?», «Звёздное небо.»; 3 класс – русский язык – «Наши проекты  «Семья слов.», «Рассказ о слове».Внеурочная деятельность – «Здоровое питание.» и  многие другие материалы. 2. Мотивированность.  Помогаю детям видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, и   возможность её применения. 3. Творческая среда. На уроках  способствую  творческой, рабочей  атмосфере.  4. Психологический комфорт. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Каждому ребёнку необходимо дать  возможность ощутить свои силы, поверить в себя. 5. Личность педагога.   К   организации   исследовательской   деятельности   с   детьми   начальной   школы   нужен особый   подход.   Для   развития   творческих   способностей,   к   которым   относятся   и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой,   рабочей   обстановки,   и,   обладающий   определёнными   знаниями   и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учителю нужно начать с себя, самому перестроится. Вот уже на протяжении нескольких лет моя тема по   самообразованию   «Организация   исследовательской   деятельности   младших школьников.   За   это   время   я   изучила   работы   многих   авторов:   «Эксперимент   в начальных   класс».  (Статья)     ­  В.  К.  Бахир,  А.  П.  Макаровская,  В.   М.  Степанов   – Начальная школа – 1997 . ­ № 5; «Развивающее обучение». (Статья) ­   В. К. Бахир Начальная   школа   –   1997   .   ­   №   5;   «Настольная   книга   педагога   –   исследователя». (Статья)   –   В.   С.   Безрукова   –   Екатеренбург:   Дом   учителя,   2000.;   «Методика исследовательского обучения младших школьников». (Статья) – А. И. Савенков. – М.: Ось – 89, 2006.; «Психологические основы исследовательского подхода к обучению». (Статья) ­ А. И. Савенков. – М.: Ось – 89, 2006.;»Исследовательская деятельность в школе». (Статья); «Групповая работа в развивающем образовании». (Статья) – С. Т. Тащоров. – Рига, 1997., и другие. На первых порах приходится брать на себя большую часть   работы.  Но   не   надо   бояться   трудностей,  и   работа   станет   интереснее.  Нужно помнить, что дети должны идти «рядом», а не «позади», искать истину нужно вместе с ними.  6.Учет возрастных особенностей младшего школьника.  При организации исследовательской работы учитываю возрастные психолого­ физиологические особенности детей младшего школьного возраста. (Слайд № 6) Организуя учебно – исследовательскую деятельность младших школьников,  необходимо следовать методологии. В работе использую такие методы и приёмы:  ­ деятельный (процесс познания идет от учеников) – дети сами задают тему для  исследования, через вопросы: «Почему?», «Как?», «Где?». ­ проблемный (создание проблемной ситуации, которая помогает детям в открытии  новых знаний), проблемная ситуация создаётся в процессе урочной деятельности  (Например: ­ Прочитайте слова. Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа. ­ Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ. (Предлог – это часть речи, а остальные  части слова.) ­ В каких частях слова может быть орфограмма? ­ Как проверить написание слов с орфограммой в корне? (подобрать проверочное  слово). ­ А может ли быть орфограмма в приставке или в суффиксе?) ­ наглядно – демонстративный (наглядности: презентации, словари, энциклопедии). ­ метод занимательности (1 класс – загадки, викторины, в последующих классах –  кроссворды, опыты, эксперименты). ­   частично   –   поисковый   (учим   детей   наблюдать,   анализировать,   сравнивать,   делать выводы и обобщения под руководством учителя).        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Дети не хотят читать не только дополнительную   литературу   по   предметам,   но   и   увлекательные   произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Я, как учитель, стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по­разному: одни с   каким­то   азартом   активно   ищут   информацию   для   своих   исследований   по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал, например, о каком – то животном, посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь мне и вовлекается в исследовательскую работу.   Найденный   материал   мы   просматриваем,   попутно   выясняем,   какую   работу нужно провести: анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. ­ практический (уже подготовленные работы детей, например, «Место и роль птиц в  природе и в жизни человека»).         Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная  деятельность учеников, учителя и родителей. Организуя исследовательскую деятельность в классе,  на родительском собрании,  был проведён инструктаж для родителей. Я познакомила родителей, как помочь  ребёнку выбрать тему для исследования, поставить цели и задачи, где и как собрать  информацию. А так же познакомила со способами оформления материала и создания  презентации для отчёта. Эта проделанная работа помогла в заинтересованности и   организации детей.      Организуя исследовательскую деятельность нужно обязательно помнить, что  поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка,  исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена  необходимым оборудованием, средствами и материалами. (Слайд № 11)      В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне  возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников  задания на уроке  «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные  тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А,  подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только  развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково­ исследовательский характер.        Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по  значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в  библиотеке, а затем рассказать в классе. (Слайд № 12)           Во   –   втором   классе   дети   уже   имея   некоторый   опыт   исследовательской   деятельности,   дома   с   родителями,   самостоятельно   создают   несложные   работы. (Например: Исследовательская работа «Птичьи имена»). (Слайд № 13)              В третьем классе некоторые ребята уже могут создать достаточно объёмную исследовательскую работу. (Например: «Моя деревенька»). (Слайды № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24)            Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали уроки: урок окружающий мир 1 класс «Почему идёт дождь и дует ветер?»,   «Когда жили Динозавры»; 3 класс «Защита нашего организма», «Почва», урок математики 3 класс   «Виды   треугольников»   и   другие   уроки,   сейчас   в   учебниках   появилась   очень интересная рубрика «Наши проекты», эта рубрика помогает активизировать ребят на проведение исследовательской работы. Еще один из видов уроков­исследований – урок экскурсия.   Здесь   широкие   возможности   для   наблюдений   и   исследований   по окружающему миру. (Слайды № 25, 26, 27, 28)         Имеют   место   и   внеурочные   исследовательские   работы:   «Возрождение   церкви Казанской Божией Матери»,  «Птицы России», «Разнообразие природы родного края» и другие.       Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного  исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от взрослой  конференции здесь обязательно создаётся «ситуация успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества  хвалю, чтобы у детей возникло желание  продолжать исследовательскую деятельность.        Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь  помогаю я и  родители. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень  помогает мультимедийное сопровождение, в котором  отражаем основные моменты  работы ребенка, а еще приглашаются родители, это успокаивает ученика и укрепляет  связь семьи и школы.      Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса являются  активными читателями библиотеки, хорошо владеют компьютером, они уже сейчас  могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос. Многие из них участвуют в создании проектов, презентаций. Участвуют в районных и  даже межрегиональных конкурсах сетевых проектов, за что имеют  (Слайд № 29) грамоты и сертификаты участников.  Ребята стали более активными,  увлечёнными, у них повысился интерес к учению.      Я буду продолжать начатую работу, так как мне самой интересно и заинтересовала  детей. А так же я постараюсь найти новые формы использования исследовательской  деятельности на уроках и во внеурочной работе. (Слайд № 30)

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017