Организация исследовательской деятельности обучащихся во внеурочное время
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
география +2
Взрослым
31.01.2017
Одним из эффективных направлений в данной работе признана исследовательская деятельность, так как именно метод исследовательских проектов решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Создание исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя.Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.
организация.doc
Организация исследовательской деятельности обучащихся
во внеурочное время
В соответствии с концепцией модернизации российского образования
основная цель образования – способствовать становлению социально
ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества,
человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях
стремительно изменяющегося социальнокультурного бытия, сознающего
образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в
течение всей жизни.
Для осуществления поставленной цели педагогическим коллективом
нашей школы были определены различные виды деятельности обучающихся.
Одним из
эффективных
направлений в данной работе признана
исследовательская деятельность, так как именно метод исследовательских
проектов решает задачи новой школы, является результативным способом
достижения одной из важнейших целей образования: научить детей
самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из
разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Создание
исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид
деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность
оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя.
У обучающихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается
познавательный интерес, развиваются творческие и интеллектуальные
способности. Учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества,
формируются навыки работы с документами, аккуратность, ответственность,
дисциплинированность, внимательность и наблюдательность.
Организация исследовательской работы школьников требует применения
современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к
необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по
теме исследования.
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает
сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против
научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке
учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких
работ.
Логика противников исследовательской работы школьников
представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости
результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с
мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило,
преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения
алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной
задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных
путей достижения поставленной цели. Мы убедились, что в процессе школьного исследования действительно
иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям
актуальности,
новизны и практической значимости исследования,
предъявляемым к научным работам разного уровня.
Работа в научном обществе даёт школьникам огромные возможности для
закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у
них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление
библиографии, создание структуры работы и оформление её);
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе
творческого поиска и выполнения исследований;
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную
ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и
трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению
полученных результатов способствует их самоутверждению.
Исследовательская работа также развивает творческий потенциал каждого
педагога, даёт возможность находиться в постоянном научном, педагогическом
поиске и создаёт профессиональное поле преподавателя, иначе, как отмечал А.
Дистервег: «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы
попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он
деревенеет, каменеет, опускается».
Для привлечения обучающихся к научноисследовательской работе в нашей
школе было создано ученическое научное общество. В настоящий период это
составная часть обучения и воспитания обучающихся. Педагогический
коллектив школы считает важным выявление одаренных детей и обеспечение
реализации их творческих возможностей, предоставление
ученикам
возможности проявить себя в различных областях.
Работа нашего научного общества строится по следующему плану. Сначала
была разработана нормативная база это положение и устав УНО, в котором
обозначены функциональные обязанности по управлению и руководству
работой. В организационный совет входят научный совет, руководитель УНО и
актив УНО:
научный совет возглавляет директор школы, также в него входят
заместитель директора по УВР и руководители научных секций УНО;
(на заседаниях научного совета выявляются одаренные обучающиеся, из
которых избирается актив УНО, рассматриваются вопросы организации
выполнения ученических исследовательских работ, даются рекомендации)
руководитель школьного УНО консультирует учащихся и контролирует
этапы написания исследовательской работы, оказывает методическую помощь
учащимся при их подготовке к участию в научных конференциях. которые
осуществляют
актив научного общества – состоит из старшеклассников,
все операции
активистов УНО,
самоуправления: принимают участие в разработке плана работы,
совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о
средствах и способах её реализации, управляют процессом её
осуществления, осмысливают результат.
Организационный совет
проводит мониторинг по выявлению типов интеллекта успешных
обучащихся. У нас в школе их четыре: гуманитарное, естественно
научное, «искусство и технология» и направление точных наук.
Поисковая деятельность проходит следующие этапы исследования:
выбирают тему, обдумывает проблему, намечает план поиска и подбор
литературы, строит гипотезу, определяет способ её проверки, проводит
наблюдения, эксперименты, ставит опыты, изучает архивные материалы,
сравнивает,
выводы,
аргументировано доказывает, пишет реферат.
классифицирует,
обобщает,
делает
Таким образом, достигается самостоятельность мысли обучащихся,
развиваются творческие способности.
Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа
учеников к научноисследовательской деятельности, расширении тематики
исследований. В наши творческие планы входит активное сотрудничество с
аграрным университетом, регулярное участие в конференциях областного и
российского уровней.
Организация исследовательской деятельности обучащихся во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности обучащихся во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности обучащихся во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.