Организация исследовательской деятельности обучающихся в деревенской школе
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл
10.02.2017
Данный материал представляет опыт работы Куренкова А.А- учителя истории МОУ СОШ д. Сарафаново имени Героя России Ю.П. Яковлева Чебаркульского района Челябинской области по организации исследовательской деятельности в школе как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности. В отчёте представлена информация о том, с чего начиналась исследовательская деятельность в школе, как она проводится на уроках истории и обществознания, во внеклассной работе при подготовке и проведении школьных краеведческих конференций, на кружке «Юный исследователь».В вордовский документ входит текстовая информация об участии одарённых детей школы в районных краеведческих конференциях, конкурсах исследовательских работ, а также в областных конкурсах «Растим патриотов России» и «Герои Отечества- наши земляки», конференции исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество».
Организация исследовательской деятельности обучающихся в деревенской школе.docx
Организация исследовательской деятельности обучающихся
в МОУ СОШ д. Сарафаново имени Героя России Ю.П. Яковлева
Чебаркульского района Челябинской области.
Исследовательская работа является одним из приоритетных на
правлений в моей работе как учителя истории и обществознания, т.к.
это важный путь к развитию мыслительной деятельности и творчества
учащихся. Считаю, что учитель истории и обществознания в школе
должен быть новатором в организации исследовательской работы
учащихся, активно применять методы исследования как на уроках, так
и во внеклассной работе, при подготовке к краеведческим конфе
ренциям, конкурсам научноисследовательских работ, фестивалям.
Исследовательскую работу организую с учащимися, начиная с 5
класса. На уроках истории и обществознания формирую умение ра
ботать с текстом как одну из наиболее важных предпосылок для раз
вития мыслительной деятельности учащихся, необходимой для иссле
дований в любой области знаний. Самостоятельная работа с текстом, в
т.ч. с документами является одной из составляющих исследователь
ской деятельности учащихся. Среди пятиклассников организую рабо
ту по составлению родословной семьи и написанию творческой рабо
ты «Судьба семьи в судьбе страны». Вместе с другими учащимися
школы ежегодно в рамках недели истории провожу конкурсы данных
творческих работ, с победителями продолжаю работу с целью подго
товки учащихся к общешкольным мероприятиям, районным и област
ным конкурсам научноисследовательских работ, фестивалям.
При проведении нетрадиционных уроков (например тренингов,
деловых игр) организую миниисследования учащихся по каким либо
темам и проблемам (тренинг «Семейный бюджет», деловые игры
«Выборы президента», « Как стать предпринимателем» и т.д.).
Одним из основных направлений во внеклассной работе по пред
метам, преподаваемым мною, считаю организацию исследовательской
деятельности и участие одарённых детей в районных краеведческих
конференциях и конкурсах исследовательских работ. Учащиеся
нашей школы занимали призовые места в историко краеведческой
номинации во всех конференциях, проводимых в Чебаркульском
муниципальном районе с 2007 по 2016 годы. Во многом это зависело
от чётко организованной и хорошо спланированной краеведческой
работы в школе. На районных конференциях в 2007 и 2008 годах
представлялись результаты совместной краеведческой работы уча щихся при подготовке и проведении школьных краеведческих конфе
ренций.
В следующие два года был сделан упор на индивидуальные рабо
ты учащихся. Этому во многом способствовал школьный конкурс
«Ученик года 2008», одним из этапов которого была защита твор
ческих работ. Победитель конкурса ученица 6 класса Хайбулина
Юлия под моим руководством представила жюри высоко оценённую
творческую работу «Моё село – село родное» . Работа по изучению
истории села Сарафаново была продолжена в новом учебном году и
достойно представлена (заняла 1 место) на районной конференции
исследовательских работ в 2009 году. Данная работа имеет практичес
кое значение: её материалы используются мною на уроках НРК по ис
тории и обществознанию, при проведении недель истории, посвящён
ных 235летию и 240летию села Сарафаново, а также учителями
школы во внеклассной работе.
В 20092010 учебном году исследовательская работа проводилась
в рамках кружка «Юный исследователь», документация которого бы
ла разработана мною и может быть использована учителями по любо
му предмету при организации исследовательской работы. В докумен
тацию включена памятка для учителя по организации исследователь
ской деятельности учащихся.
Из четырёх работ, разрабатываемых шестью учащимися на круж
ке, две работы доведены до конца и достойно представлены (2 треть
их места) на 4 районной конференции исследовательских работ. Дан
ные исследования о выпускниках МОУ СОШ д. Сарафаново: траги
чески погибшем в Чечне Александре Ивановиче Дмитриеве и Герое
России Юрии Павловиче Яковлеве находятся в краеведческом уголке
школы и музее Боевой Славы д. Сарафаново, используются моими
коллегами на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Страна и Малая Родина должны знать своих Героев, и поэтому
продолжается исследовательская деятельность (например, ведётся пе
реписка с Героем России Юрием Яковлевым, от него получены новые
копии документов и фотографии). Кроме этого, подготовлены мате
риалы статьи о данных выпускниках для публикации в информацион
но аналитической газете «Южноуралец».
Обобщён опыт работы коллектива МОУ СОШ д. Сарафаново по
изучению биографии выпускника школы Юрия Яковлева, пропаганде
подвига, совершённого возглавляемой им танковой роты по осво
бождению Цхинвала столицы Южной Осетии от грузинских сепара тистов в августе 2008 года. Конкурсные материалы с фотографиями и
документами из семейного архива Героя России отправлены для
участия в областном конкурсе «Растим патриотов России» и заняли в
2014 году 1 место в номинации «В авангарде патриотических дел».
Мною была оказана помощь в написании и защите под руковод
ством учителя начальных классов Е.Ю. Куренковой ещё одной иссле
довательской работы самой юной из всех 18 участников в историко
краеведческой номинации ученицы 4 класса Танаевой Ольги «Судьба
семьи в истории Чебаркульского района», награждённой грамотой Че
баркульского РУО за активное участие в 4 районной конференции ис
следовательских работ. Наш труд по подготовке призёров также оце
нен грамотами Чебаркульского районного управления образования.
Исследовательская деятельность учащихся до 2012 года осущест
влялась при подготовке к ежегодно проводимым в школе краеведчес
ким конференциям. Вместе со своим классом под моим руководст
вом мы собрали и оформили материалы о сельском доме культуры,
ветеране педагогического труда учителе математики Е.И. Балах
ниной, ветеране Великой Отечественной войны защитнике блокад
ного Ленинграда Н.З. Биткулове, участнике Чеченской войны А. Л.
Сафонове, участнике освоения целинных и залежных земель на юге
Челябинской области, удостоенном высшей награды СССР ордена
Ленина А.П. Лутченко, в Год учителя собран материала о ветеране
педагогического труда учителе физики и трудового обучения В.Г.
Леготине.
С 2013 года исследовательская деятельность учащихся осуществ
ляется при подготовке к проводимым в школе, районе краеведческим
конференциям и конференциям исследовательских работ школьников
«Твои первые открытия». Занимая призовые места, учащиеся вышли на
региональный уровень, принимая участие в областной конференции
исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» и
в областном конкурсе «Герои Отечества наши земляки».
Все исследовательские работы имеют практическое значение: их
материалы используются на уроках истории, обществознания, во вне
классной работе, при оформлении информационных папок и стендов
краеведческого уголка школы и музея Боевой Славы д. Сарафаново.
На основе исследований мною разрабатываются уроки и внеклассные
мероприятия. Исследовательские работы о наших земляках героях
Ю.П.Яковлеве и А.И.Дмитриеве будут доработаны и представлены
нами в направлении «Человек и Малая Родина» на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия 20 век.»
Таким образом, исследовательская работа является особым видом
моей деятельности, ведь деятельность есть активное взаимодействие
субъекта и объекта. Её организация способствует развитию творчес
ких способностей учителя и учащихся, личностному развитию детей.
Организация исследовательской деятельности обучающихся в деревенской школе
Организация исследовательской деятельности обучающихся в деревенской школе
Организация исследовательской деятельности обучающихся в деревенской школе
Организация исследовательской деятельности обучающихся в деревенской школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.