Заветные 24 балла на ЕГЭ. Алгоритм написания сочинения.
Кейс 1
ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА?
Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.
Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни,
проблема связи языка и мышления.
Философские проблемы затрагивают общие особенности развития природы,
общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государства, партий.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей
среды.
Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами,
которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом
содержание текста касается вас, других людей. Помните, что описанная в
тексте ситуация это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый
автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не
только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Можно использовать клише:
1. Автор затронул важную социальную проблему…
2. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать
настоящими? Над этой проблемой размышляет Н.Н. в своём очерке.
3. Честь. Человеческое достоинство. Всегда ли надо отстаивать их?
Многие размышляли над этим вопросом. Не оставил он равнодушным и
Н.Н., который остро и полемично рассматривает проблему чести и
бесчестия в сданном тексте. Кейс 2
ЧТО ЗНАЧИТ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Попробуй ответить на вопросы:
К какому типу принадлежит эта проблема7
Насколько актуально то, о чём пишет автор?
Почему эта проблема привлекла автора?
К каким выводам автор подводит читателя?
Кто и в каких ситуациях сталкивается с подобной проблемой?
Постарайся передать идеи автора своими словами, используй небольшие
цитаты.
Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора: смешение
понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке.
Нельзя подменять комментарий пересказом.
Можно воспользоваться речевыми клеше:
Размышляя над актуальной во все времена (злободневной, философской,
глубокой, вечной, важной) проблемой автор обращается к фактам из своей
жизни, рассказывает историю Н.Н., использует примеры из классической
литературы.
Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы
говорим о том, что делает автор.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить:
Комментарий логично строить так, чтобы он подводил читателя к позиции
автора. Кейс 3
Как выявить позицию автора?
Позиция автора это вывод, к которому приходит автор, размышляя над
какойлибо проблемой.
Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на
следующие вопросы:
Что хотел сказать автор своим читателям, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Авторская позиция бывает явной, когда в тексте даётся прямая оценка
фактов, событий, звучит призыв к читателю.
Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её
выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию,
раскрывать сложные метафоры.
Ещё одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя
рассказчика. Если герой совершает дурные поступки, то автор, вероятно, не
одобряет такого героя и его отношения к жизни.
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
Позиция автора такова:…
Автор убеждает нас в том, что…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до нас мысль о том, что…
Позиция автора очевидна: надо бережно относиться к окружающей природе,
беречь её и заботиться о ней. Она является частью общего мира…
Разделяя позицию автора, напиши: «Невозможно не согласиться с точкой
зрения автора на…» (указываем проблему). Кейс 4
Как аргументировать свою позицию?
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для
обоснования какойлибо мысли перед слушателями или читателями.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты,
примеры, утверждения, объяснения.
Тезисом в сочинении является авторская позиция по данной проблеме.
Аргументы должны подтвердить или опровергнуть позицию автора.
Читательский опыт: художественная, историческая, научнопопулярная
литература.
Можно использовать фразу: «Многие поэты и писатели затрагивали
проблему…»
Заключение
Можно использовать фразы:
Н.Н. открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне поновому
взглянуть на проблему…, выразил близкие мне чувства…
Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.