Организация исследовательской работы в основной школе
Оценка 4.9

Организация исследовательской работы в основной школе

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Взрослым
24.06.2019
Организация исследовательской работы в основной школе
Организация исследовательской работы в школе - это сложно и увлекательно. В материале рассмотрены этапы работы над проектно- исследовательской деятельностью в основной школе: начальная школа; 5 - 6 классы; 7-8 классы; 9 класс - итоговый индивидуальный проект, как допуск к государственной итоговой аттестации. Составлены вопросы для диагностики учащихся. даны рекомендации для педагога и учащихся при организации исследовательской деятельности. в работе представлен тезаурус проектно - исследовательской деятельности.
исследовательская деятельность в основной школе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куликовская основная общеобразовательная школа Широких Елена Викторовна, заместитель директора по УВР Организация исследовательской работы в основной школе Основную мысль современного образования отражает известная китайская  мудрость:  Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому, и я  научусь Чтобы добиться высоких результатов в процессе обучения, необходимо научить детей  самостоятельно конструировать свои знания, находить и решать проблемы, развивать  познавательные навыки. Развитие современной системы образования характеризуется  повышенным вниманием к внутреннему потенциалу учащихся, созданием образовательной  среды, способствующей творческому развитию ребенка. В условиях модернизации  образования необходимы такие педагогические технологии, которые ориентированы на  развитие интеллектуальной и информационной культуры человека. Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня исследовательскому  методу. . Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с  решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и  предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере,  нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение  теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.  Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой  принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения  В его основу положена идея о направленности учебно­познавательной деятельности  учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или  теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности  учителя и учащегося. Итогом исследовательской  учебной деятельности, на мой взгляд,  следует считать не столько предметные результаты,  сколько интеллектуальное, личностное  развитие учеников, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно  работать. Самое решающее звено этой новации ­ учитель. Работа над исследованием позволяет  превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность,  способствует  профессиональному и творческому росту как  учителя.  Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению  мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.  Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Исследовательская   деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Из  авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского,  творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной  деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В начале нового учебного года педагоги проводят  тестирование, с целью выявления  учащихся, способных заниматься исследовательской работой, по результатам которой  выявляется  склонность к исследовательской деятельности (см. приложение).  Применяя исследовательскую деятельность, учитель ставит следующие задачи: 1. Повышение уровня активности школьников;  2. Повышение качества знаний учащихся; 3. Углубление межпредметных связей в преподавании; 4. Профессиональное самоопределение учащихся.  Для реализации поставленных задач весь процесс обучения (5­9 классы) делится на 3 этапа: 1этап: 5 – 6 класс­­­­Привитие интереса к предмету; 2этап: 7 класс­­­ Развитие познавательной активности; 3этап: 8­9 классы­­­Приобщение к научно­исследовательской деятельности 5 – 6 класс: Привитие интереса к предмету. Известно, что дети свободнее, раскрепощеннее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих  силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель. Нужно лишь внимание к  результатам их труда.  1) сочинение сказок  Урок становится для ребят интереснее, когда ее переводят в плоскость сказки, которые  составляют сами учащиеся. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке,  творчеству и всегда вызывает у ребенка радость и интерес. Такие уроки проходят живо,  занимательно, плодотворно; ( приложение 1) 2) уроки занимательности Неизменный живой интерес вызывают у ребят уроки занимательности. С этой целью ребята  делятся  на  группы с тем, чтобы они в течение недели нашли неизвестные, неожиданные  способы решения данной им задачи. А через неделю у нас проходит защита оригинальных  способов решения, найденных учащимися.  3) . Используются  составление кроссвордов, ребусов.  Поощрительные призы получают не только составители лучших кроссвордов, но и учащиеся,  успешно их решившие. 4) Геометрические конструкторы из бумаги. Изготовление моделей из разверток. 5). Внеклассные мероприятия: КВН, викторины, эстафеты, школьные конференции. На данном этапе обучения ученик учится работать с информацией, анализировать и  моделировать описанную в свободной форме ситуацию и переводить ее в предметную форму,  самостоятельно организовывать свои действия, в том числе и предметные, с целью получения  искомого результата.  Итогом работы являются:  Победы учащихся в школьных олимпиадах.  Умение выполнять практические работы, развивающие пространственное воображение.  Формирование навыков составления творческих работ.  Высокие результаты во всероссийских конкурсах. Так с 2011 года учащиеся нашей школы принимают участие  во Всероссийских заочных Молодежных чемпионатах по математике 5,6 классы ,  по обществознанию 7,8 классы   и занимают призовые места. Чтобы разнообразить учебные будни, учителя школы использую различные формы  организации урочных занятий: ­ урок­исследование, урок­лаборатория, урок ­ творческий отчёт, урок ­ защита  исследовательских мини­проектов, урок­экспертиза, урок открытых мыслей; ­ учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов  исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и  анализ его результатов; Для одаренных и мотивированных учащихся специально подбираются  и разрабатываются   задания повышенного уровня сложности, творческие задания.  Пример творческого задания по теме "Координатная плоскость", 6 класс.  Задание: На координатной плоскости изобразить Большую и Малую Медведицу и записать  координаты точек. Для выполнения этого задания ребята должны сначала  найти картинку Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем выполнить этот рисунок на координатной  плоскости.  Существенную роль в развитии способностей учащихся к самостоятельным исследованиям  играют задания, выполнение которых представляет собой относительно завершённый  исследовательский цикл: наблюдение ­ гипотеза ­ проверка гипотезы. В качестве таких  заданий целесообразно использовать исследовательские работы.  Часть исследовательских  работ может быть реализована не только на уроке, но и в качестве домашнего задания. В  последнем случае на уроке обсуждаются результаты, полученные учащимися дома. Приведу  некоторые исследовательские работы, которые использовала в своей практике. Математика,6 класс. Тема: Длина окружности. Построить окружности с диаметром 4см, 6см, 8см, 10см. С помощью нитки измерить длину  получившихся окружностей. Найти отношение длины  окружности к диаметру, с точностью до трёх знаков после запятой. Заполнить таблицу. Диаметр окружности Длина окружности Отношение длины  окружности к диаметру 4см 6см 8см 10см Учащиеся, глядя на третью строчку данной таблицы, самостоятельно приходят к выводу, что  для всех окружностей отношение длины окружности к длине её диаметра является одним и  тем же числом, примерно равным 3,14 Исследовательская практическая работа (5 класс) 7 – 9 классы: Развитие познавательной активности и приобщение к научно­ исследовательской деятельности 1. Для того  чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках  математики в 7­9 классах, продуктивно используем компьютер и создаем исследовательские  работы. Это ново для учащихся и очень привлекает их. Этот вид деятельности приоритетен  при индивидуальной работе с учащимися.  2. А для групповой деятельности они получают задания по более широким темам  («Симметрия вокруг нас», «Подобие фигур», «Площади фигур» и т.д.), для чего им  потребуется нужная литература, обращение в Интернет.  В старших классах большее внимание уделяю тем учащимся, которые имеют явную  склонность к математике. Цель – приобщить их к научно­исследовательской деятельности.  Перед учащимися этой группы ставятся особые задачи. Для их решения учащимся  необходимо определить тему, которая им интересна, знакомиться с литературой, найти  сведения в Интернете, провести исследования, сделать обобщения, создать презентацию и  выступить с сообщениями о результатах своей деятельности. Лучшая работа представляется  на районную научно ­ практическую конференцию «Наследники Ломоносова». Моя роль при  этом сводится к роли организатора поисковой деятельности и консультанта по научным  вопросам. У учащихся формируются умения работать с разными источниками информациями, отбирать главное, анализировать, систематизировать информацию, составлять схемы, таблицы, графики, создавать электронные презентации, защита которых предполагает  выступление перед аудиторией, грамотное изложение своей мысли, умение отвечать на  вопросы, ведение научной дискуссии. Темы и проблемы проектных и исследовательских  работ подбираю в соответствии с личностными предпочтениями каждого школьника.  Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Таким образом, на данном этапе учащиеся, оказавшись в роли исследователей, не только  решают конкретную задачу своей работы, но и приобретают целый ряд умений:  исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными  источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания с практикой. Итогом работы являются:  Победы учащихся в школьных олимпиадах.  Осмысленность самостоятельной работы.  Выявление одаренных детей.  Создание творческих работ.   Призовые места на конференциях муниципального уровня.  Высокие результаты во всероссийских конкурсах (наличие призеров).  Все эти и другие виды работы удачно сочетаются, дополняют друг друга. Выбор типа урока,  форм и методов обучения зависит от конкретной ситуации: место урока в теме, материала,  который нужно изучить, целей урока, а также готовности класса к данному виду работы. В течение нескольких я лет занималась исследовательской деятельностью, получила  положительные результаты: Год Уровень Фамилия, имя  Класс Тема Результат ученика 201 1 Районная НПКУ Аверина Анна 201 Районная Ермолюк Роман 9 8 «Ох, уж это число 13!» I место «Великий ученый земли  Участие 1 НПКУ 201 2 201 2 201 5 Районная НПКУ Районная НПКУ Районная НПКУ российской» Захаров Андрей Исайченко Лиана Бубинова Ирина 9 8 8 «Способы умножения  натуральных чисел» Участие «Литературное творчество  великих математиков» Участие  «Тайна ленты Мёбиуса» II место Выводы: как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует  формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков  самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной  деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом  самообразования. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе, есть  трудности: ­ работа над проектом ­ объемная, кропотливая. Особенно, если это ­ поиск информации,  чтение научной литературы, написание работы, выполнение исследования. Возникает  опасность перегрузки учащихся. Поэтому стараюсь  избегать больших временных затрат,  исследования на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося,  строить отношения сотрудничества; необходимо помнить, что исследования должны выполняться учащимися самостоятельно.  Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе. В наши дни умение школьников добывать знания самостоятельно и совершенствовать их,  умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо,  новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно  добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. В заключении, хотелось бы отметить, что ни один метод обучения не является универсальным.  Использование исследовательского метода  не поможет решению всех проблем в обучении  математики. Хочу предложить вашему вниманию материал, который использую в своей работе: анкету по  выявлению склонности к исследовательской деятельности, рекомендации для педагога при  организации исследовательской деятельности, методические рекомендации учащимся по  выполнению исследовательских работ, тезариус исследовательской деятельности, памятку по  разработке гипотезы (раздать в напечатанном виде). Диагностика учащихся  (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности) 1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна? 2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен? 3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу? 4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите их. 5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где? 6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной  (значимой)?  7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой­нибудь проблемы? 8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы  провести в рамках школы, села? 9. Входите ли вы в какие­либо общественные объединения молодежи? Назовите их. 10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении исследовательской работы? 11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да / Нет). Рекомендации для педагога при организации исследовательской деятельности 1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности 2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска  3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями 4. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать,  синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию 5. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно  6. Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования 7. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать. Методические рекомендации учащимся по выполнению  исследовательских работ. 1.Исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя её, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить  твои творческие способности. 2. Работай в следующем порядке: а) выбери с помощью родителей и учителя тему; б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.); в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя; г) выполни теоретическую и практическую части исследования; д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения работы; е) напечатай графическую часть исследования; ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты  демонстрационные наглядные материалы;  з) защити работу. 3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а  также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет. 4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео­ и  аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет. 5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной  профессией. 6. Учитывай традиции и обычаи области и района, в котором ты живешь.  7. Всегда помни об экологии родного района и своем здоровье. 8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество,  основывайся только на научных знаниях. 9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю исследовательской работы. Тезаурус проектно­исследовательской деятельности Термины  Тема  Проблема  Содержание Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий  изучения, разрешения. В науке ­ противоречивая ситуация,  выступающая в виде противоположных позиций в объяснении  каких­либо явлений, объектов, процессов и требующая  адекватной теории для её разрешения. Цель  Идеальное, мысленное предположение результата деятельности.  Начинается с существительного: исследование, изучение,  выявление… Задачи Конкретизированные или более частные цели. Начинается с  глагола: изучить, описать, установить, выяснить… Актуальность  Важность, значительность, чего­либо в настоящее время,  современность, злободневность. Гипотеза Предположительное суждение о закономерной (причинной)  связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или  догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда  подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому  выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или  доказывают, превращая её в установленный факт, или же  опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.  Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой Проблемное явление, порождающее ситуацию и избранное для  изучения. Сфера, которую Вы для получения этого знания  исследуете. На что направлена познавательная деятельность. Объект исследования  Предмет исследования Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и  поддаваться описанию. Это знание, которое Вы хотите получить  в результате проведения исследования. Совокупность  элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в  которой вычленяется проблема, требующая решений. Предмет  исследования более узкое понятие, чем объект. Он является  частью, элементом объекта. Памятка по разработке гипотезы Гипотеза (от греч. gypothesis ­ основание, предположение) — это научно обоснованное  предположение о причинах или взаимосвязях каких­либо явлений или событий природы,  общества и мышления.  Этапы разработки гипотезы.  1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние  теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.  Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их  совокупности. Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют  наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по­ разному объясняющие одно и то же явление.  2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.  3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися  наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.  4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или  в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не  возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе

Организация исследовательской работы в основной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019