Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования
Оценка 4.7

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
история
Взрослым
05.03.2018
Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования
Данный доклад содержит важные сведения о причинах изучения данной темы в образовании школьников. Раскрываются особенности преподавания религиоведческих тем. критерием отбора тем является мировоззренческое значение. Важно учитывать формы и методы преподавания при доступном отборе информации.В докладе рассматриваются факторы религиоведческого обучения. Раскрытые проблемы помогут спланировать работу.доклад лоя работы на ШМО, РМО историков
доклад преподавание религиоведческого материала.docx
РМО учителей истории МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа» Доклад  « Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования» Учитель истории,  Высшая квалификационная категория, Горошко А.Н. С.Подольск, 2017 г Тема: «Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования». 1   июля   2009   года   президент   РФ   Медведев   Д.   А.   высказался   и   предложил,   что   бы школьники   могли   получать   адекватные   знания   о   религии   и   религиозной   культуре. Министерство образование и науки РФ в ответ на слова президента, объявило о начале эксперимента с марта 2010 года по введению школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики", который должен был  начаться в 19 регионах нашей страны. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик. Аргументы   в   пользу   преподавания   религиоведческих   знаний,   указывают   на   то,   что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения. Религиоведение   это   научная   дисциплина,   предметом   которой   является   религия   и религиозное мировоззрение, и именно в таком виде она и должна преподаваться в школе, так как это требуют российское законодательство в сфере образования и Конституция РФ. Культурный человек  в современности не "человек верующий", а "человек знающий", в первую очередь ориентированный на разум и просвещение, а значит и школа должна ориентироваться на этот социальный заказ, значит школьнику необходимо преподавать религию   именно   исходя   из   понимание   того,   что   необходимо   изучение   религиозной культуры.  Не   религиозная   ортодоксальность,   а  фундаментальное   жизненное   значение является критерием отбора в учебный предмет новых сведений, черпаемых на основе критического   подхода   также   и   из   данных   текущей   жизни,   из   формирующихся социальных смыслов, мировоззрения, а не только науки и искусства. Методика обучения религиоведческим знаниям ­ это совокупность приемов и подходов при   взаимодействии   учителя   и   учеников   в   процессе   обучения   религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов. По этому   методика   обучения   религиоведения   должна   опираться   на   совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые ориентировать   ученика   на   получение   и   освоения   знаний   в   области   религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности. Педагог,   который   приступает   к   преподаванию   религиоведения   в   школе,   должен обязательно   учитывать   все   выше   изложенные   факторы   в   процессе   обучения,   знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям.  Методика   обучения   тесным   образом   связана   с   основными   факторами   обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:  Цели,   которые   ставятся   перед   религиоведческим   курсом   государством   и обществом;  Содержание   и   структура   религиоведческого   курса,   которые   закреплены   в стандартах   и   программах,   на   их   основе   должны   быть   изложены   в   школьных учебниках;  Научно­методологическая организация в процессе обучения;  Познавательные возможности учащихся;  Результаты обучения. Ориентируясь на методику и факторы обучения можно сформировать методологические и организационные проблемы, которые возникают при введения религиоведческого курса в школах. 1. Затруднение   возникает   при   подходе,   который   должен   придерживаться   сам учитель, он должен при изложении программы курса быть свободен от тех или иных   конфессиональных   предпочтений,   а   так   же   и   от   собственных мировоззренческих пристрастий. 2. Следующая проблема в преподавания религиоведческих курсов в школе видится как   отсутствие   учебников   для   данных   дисциплин.   Есть,   конечно,   прекрасные учебные пособия, созданные  профессионалами в данной отрасли, к ним можно отнести учебное пособие под редакцией профессора Писманика М. Г. "Религия в истории и культуре", Кулаков А. "Религии мира", академик А. Чубарьян "Религии мира: история, культура, вероучение", А. Сахаров "История религий", но данные учебные пособия рассчитаны на старшие классы в своей основе это 10­11 классы, а эксперимент по введению религиоведческих дисциплин начат с 4 класса. 3. Третий пункт в проблематике преподавания религиоведческих дисциплин лежит в области   формирования   толерантности   у   школьников.   Светская   школа   должна создать   такой   морально­психологический   климат,   который   бы   способствовал мировоззренческой   нейтральности,   которая   крайне   необходима   в   нашем демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений является условием для диалога   между   свободными   личностями.   А   это   в   свою   очередь   требует   от методики преподавания религиоведческих дисциплин отстраненность педагога от своих   идеологических   пристрастий,   то   есть   материал   должен   быть   изложен предельно объективно, не задевая чувства верующих или неверующих учащихся, и основан предельно точным в историческом и фактическом материале. 4. На   уроках   религиоведческой   направленности,   нельзя   делить   религиозные традиции, которые представлены в нашей стране, на "основные" и "не основные". Во многих религиоведческих курсах (особенно этим "грешат" курсы ОПК) можно встретить деление вероучительных практик на "истинные" и "сектантские" ("не истинные",   "лжеучения"),   что   сразу   же   встает   в   противоречие   со   статьей   28 Конституции   РФ,   которая   гласит   о   праве   гражданина   нашей   страны "исповедовать   :.любую   религию   или   не   исповедовать   никакой"   и   противоречит "Декларации принципов толерантности". В то же время надо помнить, что любой предмет   религиоведческой   направленности,   должен   быть   ориентирован   на культурологическую передачу знаний ученикам, которая предлагает непредвзятый подход к освещению любого мировоззрения, учебный курс который составлен на основе   такого   подхода   позволит   воспитать   у   подрастающего   поколения толерантное отношение к непонятным и "чужим" верованиям или взглядам на мир. В   свете   новых   задач   исторического   и   обществоведческого   содержания   образования, вновь создаваемые программы и учебные пособия содержали существенные позитивные изменения.   Во   многих   учебниках   стали   даваться   различные   оценки   исторических личностей и теорий, которые ранее давались исключительно на основе атеистических убеждений и классового подхода, что приводило к унижению отечественной истории, ее выдающихся   деятелей   в   глазах   учащихся.   Определились   разнообразные   подходы   к историческим   событиям,   явлениям.   Выявилось   стремление   большей   части   авторов   к объективности,   взвешенным   оценкам   религиозного   фактора   в   жизни   человека   и общества, возросло количество религиоведческих знаний в содержании исторического и обществоведческого образования. В целом, процесс гуманизации и гуманитаризации современного образования обусловил важную роль религиоведческих знаний в обучении и воспитании школьников. В условиях новой социокультурной ситуации знания о религии и религиозной культуре как части культуры общества выступают одним из необходимых факторов социализации личности, в том числе формирования гражданских качеств.  Несмотря на существование различных подходов к проблеме изучения религии в школе, религиоведческие знания признаются общественно значимым компонентом содержания общего   образования.   Целесообразность   включения   религиоведческих   знаний   в содержание   курсов   истории   и   обществознания   дидактически   обоснована необходимостью создания условий для: ­ формирования мировоззрения учащихся в учебной деятельности, мировоззренческой ориентации   школьников   на   социально   ценные   нормы   и   стереотипы   отношения   и поведения (гражданина, семьянина, патриота и т.д.); ­   обеспечения   в   содержании   образования   разнообразия   мировоззренческих   подходов, ориентации   содержания   образования   на   решение   задач   самоопределения   личности, создание   условий   для   ее   самореализации;   интеграцию   личности   в   национальную   и мировую культуру (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»); ­   осознанного   восприятия   ценностных   ориентации,   обеспечивающих   формирование национального   самосознания,   национально­культурную   идентификацию   учащихся   в пространство национальной культуры; ­ развития у школьников навыков самостоятельного мышления, выработки способностей рациональной   рефлексии,   анализа   и   сопоставления   социально­гуманитарных   явлений, способности   преодолевать   предрассудки   и   нерациональное   негативное   отношение   к чужому мнению; ­   овладения   учащимися   рядом   специфических   понятий,   облегчающих   раскрытие причинно­следственных   связей  многих   социальных  процессов,  исторических   событий, мотивации   поведения исторических деятелей, особенностей и динамики   современной социокультурной ситуации в стране и мире. Подводя   итог,   нужно   напомнить,   что   религиоведческие   знания   необходимы современному человеку, но именно знания о религиях, а не знания о Боге. Эксперимент по   религиоведческим   дисциплинам   запущен,   и   школа   в   очередной   раз   должна   сама попытаться   понять   и   разобраться,   что   именно   лучше   преподавать.   Основной   "удар" нового   школьного   курса   приходится   на   учителей   ­   практиков,   которые   по   замыслу теоретиков   должны   по   средствам   школьного   религиоведческого   курса   воспитать   в будущих гражданах нашей страны духовность. А готова ли школа к данному эксперименту?

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования

Организация изучения религиоведческих вопросов в рамках исторического образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018