Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах
Оценка 5

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
2 кл
15.09.2019
Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах
Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реа-лизованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образователь-ного стандарта. Важнейшим принципом для этого является принцип доступности учебного материа-ла. Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой неуспевае-мости и трудностей школьной адаптации. Понятие «школьная неуспеваемость» в современной дидактике не выделяется как самостоятельное. Определение неуспеваемости даётся как антипод успеваемости. Под успеваемостью понимается «степень усвоения знаний, умений, навыков, установленной учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности». Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии за от-ведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 20% до 30%. Увеличение числа таких детей отмечается во всём мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее акту-альных психолого-педагогических проблем. Недостаточное формирование способностей детей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены сни-жением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех или других неблагопри-ятных факторов. В настоящее время нет единой терминологии в обозначении ребёнка с трудностями в обучении, его школьных проблем, мало разработаны пособия, помогающие учителю осуществлять индивидуальную коррекционную работу. Учитель не может ориентироваться в литературе, ведь для обозначения одного и того же понятия используются разные названия — дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении, «группа риска», педагогически запущенные, нервные и т. д. Одной из важнейших задач коррекционной работы является связь: «педагог — ребёнок с трудностями в обучении — семья». Эта триада оказывает положительное влияние на коррекцию и развитие ребёнка в тех случаях, когда её взрослые члены делают установку на сотрудничество. Это умение встать на точку зрения другого, в первую очередь ребёнка, чувство сопереживания, разумная систематическая помощь и одновременно такая же разумная требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем ребёнка, касающихся его обучения, здоровья, досуга. Ребёнок не стремится к достижению успеха, он смиряется с ролью, которую ему отводят учителя и родители, чувствуя себя одиноко и неуверенно. Чтобы замаскировать эту неуверенность, ребёнок начинает вести себя независимо, старается казаться равнодушным. Однако, как и все дети, он подчиняется мотивации успеха и страстно хочет обратить на себя внимание, получить одобрение и уважение окружающих. Принцип коррекционной работы предполагает воздействие на сенсорное, умственное и речевое раз-витие детей на индивидуальных занятиях и в небольших группах. Цель коррекционной работы — повышение уровня общего развития детей, восполнение пробелов, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков. При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, т. к. на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование). Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.
Организация коррекционной работы в начальных классах.doc
Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть  реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения  образовательного стандарта. Важнейшим принципом для этого является принцип доступности  учебного материала.  Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой  неуспеваемости и трудностей школьной адаптации.  Понятие «школьная неуспеваемость» в современной дидактике не выделяется как самостоятельное.  Определение неуспеваемости даётся как антипод успеваемости. Под успеваемостью понимается  «степень усвоения знаний, умений, навыков, установленной учебной программой, с точки зрения их  полноты, сознательности и прочности».   Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии за  отведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 20% до 30%.  Увеличение числа таких детей отмечается во всём мире, и проблема их обучения стала одной из  наиболее актуальных психолого­педагогических проблем.  Недостаточное формирование способностей детей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с  ослабленным нервно­психическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены  снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех или других  неблагоприятных факторов.  В настоящее время нет единой терминологии в обозначении ребёнка с трудностями в обучении, его  школьных проблем, мало разработаны пособия, помогающие учителю осуществлять индивидуальную  коррекционную работу. Учитель не может ориентироваться в литературе, ведь для обозначения  одного и того же понятия используются разные названия — дети с пониженной обучаемостью,  отстающие в учении, «группа риска», педагогически запущенные, нервные и т. д.  Одной из важнейших задач коррекционной работы является связь: «педагог — ребёнок с  трудностями в обучении — семья». Эта триада оказывает положительное влияние на коррекцию и  развитие ребёнка в тех случаях, когда её взрослые члены делают установку на сотрудничество. Это  умение встать на точку зрения другого, в первую очередь ребёнка, чувство сопереживания, разумная  систематическая помощь и одновременно такая же разумная требовательность, заинтересованность в  успешном решении проблем ребёнка, касающихся его обучения, здоровья, досуга.  К сожалению, для большинства родителей характерна низкая заинтересованность в делах и успехах  своих детей. Родители не тревожатся за успехи детей, пренебрегают их интересами. В конфликтных  ситуациях они как бы занимают чаще всего неадекватную позицию, не понимая ситуацию и не пытаясь найти выход. Не умея оказать ему помощь, родители все надежды возлагают на учителя,  перекладывая на нас свои обязанности по воспитанию и обучению. При этом эпизодически требуют от ребёнка безоговорочного подчинения и послушания. Таким образом, и в школе и дома ребёнок  находится в режиме авторитарного подчинения, что является чрезвычайно вредным для его нервно­ психического здоровья. При таких особенностях отношения со взрослыми у детей и подростков  начинают действовать «механизмы психологической защиты».  Ребёнок не стремится к достижению успеха, он смиряется с ролью, которую ему отводят учителя и  родители, чувствуя себя одиноко и неуверенно. Чтобы замаскировать эту неуверенность, ребёнок начинает вести себя независимо, старается казаться равнодушным. Однако, как и все дети, он  подчиняется мотивации успеха и страстно хочет обратить на себя внимание, получить одобрение и  уважение окружающих.  Принцип коррекционной работы предполагает воздействие на сенсорное, умственное и речевое  развитие детей на индивидуальных занятиях и в небольших группах.  Цель коррекционной работы — повышение уровня общего развития детей, восполнение пробелов,  индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.  Содержание индивидуальных занятий должно исключить формальный механический подход,  «натаскивание» в формировании отдельных навыков.  Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 мин. В  группу можно объединять 3­4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в усвоении  школьной программы. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях  не допускается.  При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: задание  должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, т. к. на первых этапах  коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определённой  затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально  возрастающим возможностям ребёнка.  Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они  должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия  необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование). Эффективно  использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач,  способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка. Основные направления коррекционной работы:  I. Совершенствование движений и сенсомоторного развития ­ развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;  ­ развитие навыков каллиграфии;  ­ развитие артикуляционной моторики; II. Коррекция отдельных сторон психической деятельности ­развитие зрительного восприятия и узнавания;  ­развитие зрительной памяти и внимания; ­формирование обобщённых представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина)  ­развитие пространственных представлений ориентации;  ­развитие представлений о времени;  ­развитие слухового внимания и памяти;  ­развитие фонетико­фонематических представлений, формирование звукового анализа. III. Развитие основных мыслительных операций ­навыков соотносительного анализа;  ­навыков группировки и классификации (на базе овладения основными  ­родовыми понятиями;  ­умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;  ­умение планировать деятельность;  ­развитие комбинаторных способностей. IV. Развитие различных видов мышления ­развитие наглядно­образного мышления;  ­развитие словесно­логического мышления (умение видеть и устанавливать  логические связи между предметами, явлениями и событиями). V. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы  (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). VI. Развитие речи овладение техникой речи. VII. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. VIII. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. I. Развитие мелкой моторики (коррекция) 1. вращение кистей;  2. сжимание и разжимание пальцев в кулаках;  3. «погладим котёнка» (поглаживающие движения рук)  4. массаж подушечек пальцев;  5. нанизывание мелких предметов на нитку (бусы, бисер);  6. застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурков;  7. лепка, резание ножницами, раскраски, аппликация;  8. складывание мозаики;  9. змейка (дорожка, провести линию не касаясь её стенок и не пересекая);  10.рисование узоров. Развитие артикуляционной моторики. 1. скороговорки;  2. чистоговорки;  3. зеркало, для анализа правильного произношения звука  р р л л (язык, зубы, губы, воздух)  II. Психическая деятельность. — зрительная память и внимание; (точно срисовать картинку, выбрать и найти слоги и слова, которые  написаны до тире  Где — дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, где.  Слон — носл, лосн, слон, слол, лосм, слон, слом. — зрительный диктант; ­ развитие фонематических представлений, звуковой анализ;  ­ логопед;  ­ склеенное слово (клей пролился, слово склеилось);  а) былазимаморозщипалщёки — (анализ и синтез)  б) буквенный диктант;  в) предметное лото;  г) близкие по звуковому составу, но различные по смыслу (крыша — крыса);  д) слова с двумя оппозиционными звуками (сушка);  е) назови слова из 3, 4, 5 звуков, начинающиеся на определённый звук. Пространственная ориентация. Правый, левый, на, над.  ­ составление узоров из геометрической мозаики;  ­ конструктор;  ­ написание слов справа налево;  ­ узнавание по контуру и т. д. III. Развитие мыслительных операций ­ классификация (раздели на 2 группы следующие числа: 11, 12, 13, 14, 15, ...20)  ­ раздели слова на две группы ( с безуд. гласи. и пари. зв./глух. согл.)  ­ инструкция, алгоритм. На какие три равные группы можно разделить слова? Сон, сын, сад, рот, рак.  Дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл. ­ раздели слова в три группы по буквам, обозначающим рази. гласные.  ­ выпиши каждую группу в отдельный столбик. или ­ раздели слова в три группы по буквам, обозначающим разные. гласные.  ­ все слова с буквой О — в один, с буквой Ы­ в другой, с буквой А — в  третий столбик.

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах

Организация коррекционной работы как способ повышения качества образования в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019