ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
10 кл
16.10.2018
Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готов к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ
С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности
в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными
дефектами, нарушениями опорнодвигательного аппарата. Все они нуждаются в
особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат
им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым
образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки
социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.
Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность
педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного
специалиста; быть готов к своевременному выявлению трудностей у такого
ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с
учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в
РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями
здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных
учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше
адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от
социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности,
физических и умственных способностей инклюзивное образование
предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность
в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития
образования.
В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными
возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной
педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку
дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение
образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по
индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной
помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая
специальная психологопедагогическая поддержка создание адекватных
условий для реализации особых образовательных потребностей, включая
помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.
Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть
открыт, что ему необходимо делать поновому. В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы
отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов
обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение
следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению
характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой
деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его
словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного
возвращения к изученному материалу;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы,
операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие восприятия,
внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал,
который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно
ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в
общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы
направлены на формирование социальноадаптивных знаний, получаемых
детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями
реального мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие
требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы
активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и
сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к
трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения,
помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на
смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления;
сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е.
доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние
успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из
возможностей ребенка – задание должно лежать не только в зоне умеренной трудности, но и быть доступным, так как на первых этапах коррекционной
работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на
фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует
увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний
обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы
оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной
информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся,
преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации,
раскрывают свои возможности и способности;
принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает
обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом,
формируются не только знания, но и навыки;
принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает
организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия
упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся:
мышление, внимание, память и речь;
принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны
быть творческими, проблемными;
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в
интересах ребёнка;
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению;
вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии;
рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.
Направления коррекционной работы:
1. диагностическая работаобеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико
педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
работаобеспечивает
коррекционноразвивающая
2.
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
3. консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
4. информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного
процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в
развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей:
образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель
определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает
решить, какими методами на данном уроке корригировать психические
процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать
линию позитивного психологического и социального влияния на личность
обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.
Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать
свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при
организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей
педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и
приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителюв условиях инклюзивного
образования.
Список использованной литературы
1. Шевченко С.Г. Коррекционноразвивающее обучение: Организационно
педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей классов
коррекционноразвивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001. 125с.
2. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР:
коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная
пресса, 2006. 78с.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.