Признаки СДВГ проявляются чрезмерной подвижностью, неусидчивостью. Сказать о гипердинамичном ребенке, что он непоседлив, – значит не сказать ничего. Он подвижен, как ртуть. Не уследили – и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Именно он чаще всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним.Признаки СДВГ проявляются чрезмерной подвижностью, неусидчивостью. Сказать о гипердинамичном ребенке, что он непоседлив, – значит не сказать ничего. Он подвижен, как ртуть. Не уследили – и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Именно он чаще всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.docx
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе,
признаки, как лечить
Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в
дошкольном и школьном возрасте является СДВГ (синдром дефицита
внимания с гиперактивностью). По разным источникам диагноз СДВГ
встречается от 4.0 до 18% детей, соотношение мальчиков и девочек
составляет примерно 5:1.(Заваденко НН, 2005г).
Проявления СДВГ
Гиперактивность
Признаки СДВГ проявляются чрезмерной подвижностью, неусидчивостью.
Сказать о гипердинамичном ребенке, что он непоседлив, – значит не сказать
ничего. Он подвижен, как ртуть. Не уследили – и он где-то наверху, откуда
его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Именно он чаще
всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание
в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком. Естественно,
львиная доля несчастных случаев происходит с ним.
Руки гиперактивного ребенка находятся в постоянном движении: что-то мнут,
обрывают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На месте ему не
усидеть. Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что еще миг –
и он сорвется с места, умчится на край света. От избытка чувств
гипердинамичный ребенок не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь,
споря. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Выбирает он только
живые и подвижные игры, в которых все сводит к беготне.
Импульсивность
Совершение действий без достаточного сознательного контроля.
Импульсивный ребенок действует, не задумываясь о последствиях, хотя
плохого не замышляет и сам искренне огорчен происшествием, виной
которого становится. Никто не рискнет предсказать, что он сделает в
следующий миг. Да и он сам этого не знает.
Дефицит внимания
Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все
привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с
одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит
взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором
матери с бабушкой. На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших
примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей,
а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.
Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает
затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное
внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания. Причины возникновения СДВГ
Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома.
В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко
имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные
нарушения. По мнению ряда авторов, признаки СДВГ могут появиться в
результате осложнения во время беременности и родов, черепно-мозговой
травмы в раннем детстве.
Когда ставят диагноз СДВГ
Следует отметить, что диагноз синдрома дефицита
внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда
очевидны трудности в обучении, т. е. не ранее 5-6-летнего возраста.
Чтобы утвердить диагноз СДВГ, дети должны быть под наблюдением не
менее шести месяцев, при этом у них должно проявляться от шести или более
из перечисленных симптомов.
Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок стал послушным, спокойным и
внимательным.
Дефицит внимания
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности,
легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой
работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во
время игр.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную
к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых
инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней
работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с
негативным или протестным поведением, неспособностью понять
задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного
выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют
длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных
заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки,
школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по
крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:
Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на
стуле, крутится, вертится.
Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает,
крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда
это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на
досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к
нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
Импульсивность
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается
в беседы или игры).
Последствия СДВГ
Нарушение внимания и/или явления гиперактивности - импульсивности
приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или
высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не
справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в
выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих
(родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры
и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно
непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не
соответствует ситуации). Из-за проявлений СДВГ дети с трудом адаптируются
в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой
фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности,
они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что
усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.
Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не
признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным
поступкам.Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в
подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких
нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще
склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов , у
них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка,
страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда
сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки
ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в
соответствии с родительскими правилами могут приводить к
неконтролируемой реакции со стороны родителей.
Рекомендации психологов
Психологи и психотерапевты владеют специальными воспитательными
приемами для родителей и педагогов, которые разъясняют, как правильно
вести себя с таким ребенком, чтобы не быть излишне требовательным (не
требовать от ребенка то, чего он сделать не в состоянии). Перед тем, как
лечить СДВГ, родителям следует обратить внимание на режим дня
"гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную
энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.
Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при
этом может усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные" дети чрезвычайно
возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в
мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как
ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему
только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор
партнеров для игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и
спокойными.
Как лечить СДВГ – лекарственная терапия
Существующая лекарственная терапия СВДГ представлена успокаивающими
средствами (отвары и экстракты пустырника, валерианы, чаи из сбора трав), и
препаратами, способствующими повышению внимания и обучения. Однако
при преувеличении дозировки, такие лекарства могут вызвать сонливость,
вялость, мышечную слабость. Поэтому для детей с диагнозом СДВГ
оптимальным решением являются препараты без побочного действия.
Чтобы помочь гиперактивному ребенку, российские ученые разработали
уникальный препарат Тенотен детский, который является регулятором
работы нервной системы и был создан с учетом особенностей детского
организма. Именно такая естественная бережная регуляция процессов
возбуждения и торможения устраняет чрезмерную активность, повышенную
отвлекаемость и, как следствие, улучшает внимание, усидчивость и
способность к обучению. Тенотен детский содержит сверхмалые дозы
действующего вещества и поэтому не оказывает вредного воздействия на
организм ребенка. В отличие от других успокаивающих препаратов Тенотен
детский не вызывает заторможенности, дневной сонливости и вялости. Тенотен детский безопасен даже при длительном приеме из-за
отсутствия побочных эффектов и возможности случайной
передозировки.
Читайте так же...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.