ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В СТАЦИОНАРЕ
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
ПМ. 04 (ПМ. 07, ПМ. 05) Выполнение работ по профессии
Младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 04.03. (07.03, 05.03.) Технология оказания медицинских услуг
Специальности: 34.02.01 Сестринское дело
31.02.01 Лечебное дело
31.02.02 Акушерское дело
Составитель:
преподаватель Н.C. Лютенберг
Коломна
2016
ФОРМИРУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК 1.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 1.2 Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 1.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК 1.5 Оформлять медицинскую документацию
ПК 1.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 2.1.Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 2.2.Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала
ПК 2.3 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
ПК 2.4 .Владеть основами рационального питания
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗВИТИЮ
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Вы должны знать:
Основы рационального питания
Основные принципы лечебного питания.
Требования, предъявляемые к лечебному питанию.
Организацию лечебного питания в стационаре.
Характеристику основных лечебных столов.
Виды искусственного питания, показания к применению.
Вы должны уметь:
составить порционное требование
провести беседу с пациентом и его родственниками о назначенной врачом диете
провести контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроков хранения пищевых продуктов.
Пища является для человека важнейшим источником энергии , белков , жиров , углеводов , минеральных солей , витаминов и других веществ , необходимых для нормальной жизнедеятельности. Они необходимы организму для построения и обновления клеток и тканей и для восстановления энергетических затрат.
Белки
Белки– это основные носители жизни. Около 85 % сухого остатка тканей организма человека приходится на их долю. Белки входят в состав ферментов , гормонов, участвуют в передаче генетической информации , в клеточном дыхании. В состав белков входит свыше 20 аминокислот. Являются основной живой клетки и межклеточного вещества.
Липиды
Жиры входят в состав клеточных структур и принимают участие в обеспечении нормальной жизнедеятельности клеток . Они способствуют всасыванию жирорастворимых витаминов, кроме того , жиры способствуют усвоению белков , стимулируют функцию щитовидной железы. Это важный источник энергии в организме.
Углеводы
Углеводы делят на:
простые(моносахариды);
сложные(дисахариды).
Наиболее распространенными моносахаридами являются глюкоза и фруктоза . К дисахаридам относят:
сахарозу;
лактозу.
Углеводы являются основным энергетическим материалом.
Витамины
Благодаря витаминам , повышаются защитные функции организма, сохраняются трудоспособностью и крепкое здоровье . Для усвоения витаминов организмом человека необходимо их предварительное растворение . По этому признаку все витамины делят на:
растворимые в воде (водорастворимые);
растворимые в жирах (жирорастворимые).
Вода.
Вода составляет около 2/3 массы тела взрослого человека и играет очень важную роль в жизни организма. Потребность человека в воде соответствует количеству теряемой жидкости. В нормальных условиях водные потери взрослого человека за сутки составляют в среднем 2300-2800 мл .
Медсестра должна:
Ежедневно подавать на пищеблок порционное требование;
Подавать сведения о назначенной врачом диете буфетчице в отделениях;
Проводить беседу с пациентом и его родственниками о характере назначенной врачом диеты;
Ежедневно проводить контроль тумбочек и передач пациентов на предмет соблюдения назначенной диеты.
Кормление тяжелобольных пациентов.
Перед тем, как приступить к кормлению, необходимо сделать все лечебные процедуры, осуществить физиологические отправления пациента. После этого необходимо проветрить палату и помочь пациенту вымыть руки. Придать пациенту полусидячее положение или приподнять изголовье. Грудь пациента накрыть салфеткой, а при необходимости, подложить клеенку
Причин, по которым пациент не может самостоятельно есть и пить:
1.Больной из-за своего общего состояния не может, есть и пить.
2.У больного снижено или отсутствует желание есть и пить.
В зависимости от причины и определяется тактика медсестры в кормлении больного:
Общее тяжелое состояние , когда больной лежит и не может протянуть руку к тумбочке.
У больного нет желания есть и пить. Отсутствие аппетита часто возникает в случае , когда у больного депрессия , связанная с тяжестью основного заболевания , с прикованностью к постели.
Кормление тяжелобольных пациентов.
Перед тем, как приступить к кормлению, необходимо сделать все лечебные процедуры, осуществить физиологические отправления пациента. После этого необходимо проветрить палату и помочь пациенту вымыть руки. Придать пациенту полусидячее положение или приподнять изголовье. Грудь пациента накрыть салфеткой, а при необходимости, подложить клеенку
Причин, по которым пациент не может самостоятельно есть и пить:
Больной из-за своего общего состояния не может, есть и пить.
У больного снижено или отсутствует желание есть и пить.
Список рекомендуемых источников
Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016 – стр. 559-590.
Мухина С.А., Тарновская И. И. Практическое
руководство к предмету «Основы сестринского дела»:
учебник.-2-е изд., исправл. и доп. -М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2008 Стр.290-308
Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/ Н.В. Широкова и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010 Стр.43-49.
Вопросы для самостоятельной подготовки
Назовите «Основные принципы рационального питания»
Назовите биологическое значение белков.
Назовите биологическое значение жиров.
Назовите биологическое значение углеводов.
Перечислите витамины и их значимость в жизнедеятельности человека.
Назовите Минеральные вещества и их роль в обмене веществ в организме.
Обозначьте потребность человека в жидкости.
Назовите особенности организации питания пациентов в стационаре.
Назовите основные характеристики лечебной диеты №1
Назовите основные характеристики лечебной диеты № 5
Назовите основные характеристики лечебной диеты №7
Назовите основные характеристики лечебной диеты №9
Назовите основные характеристики лечебной диеты №10
Назовите основные характеристики лечебной диеты №13
Назовите основные характеристики лечебной диеты №15
Задания для самостоятельной работы
Составьте памятку пациенту с фосфатурией, расскажите об особенностях диеты № 14.
Составьте памятку пациенту с лихорадкой, расскажите об особенностях диеты № 13.
Составьте памятку родственникам пациента страдающего заболеванием печени, расскажите об особенностях диеты №5
Составьте памятку родственникам пациента какие продукты можно передавать в стационар, какие продукты не разрешаются к передаче.
Проведите беседу с пациенткой о правилах хранения в тумбочке предметов личной гигиены и продуктов, о правилах хранения продуктов в холодильнике отделения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.