ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Оценка 4.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Оценка 4.8
Семинары
doc
химия
Взрослым
01.10.2017
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Химия – одна из сложных наук, а изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. За время работы в школе я увидела, что интерес учащихся к предмету снижается. Поэтому одним из способов активации обучения является использование проектного метода. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? С чего же начинать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися на уроках химии?
доклад.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Щелкун Наталья Павловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа № 21»  г. Энгельса Саратовской области учитель химии Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук:   ее   успехи   всегда   были   направлены   на   удовлетворение   потребностей человечества.   Изучение   химии   способствует   формированию   мировоззрения учащихся   и   целостной   научной   картины   мира,   пониманию   необходимости химического   образования   для   решения   повседневных   жизненных   проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого  сокращения  времени, отводимого  на изучение  химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.   Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию   как   нужную   и   востребованную   жизнью   науку,   как   часть   мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной   картины   мира?   Учить   химии   только   традиционными   методами невозможно,   т.е.   формировать   химическую   грамотность,   обучать   расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для   развития   естественной   познавательной   активности   ребенка   и   его самореализации через накопление индивидуального опыта.  За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально   развить   свои   способности.   Формирование   способностей невозможно вне активной, заинтересованной  деятельности  учащихся. Я как учитель     уверена,   что   применение   какого   –   либо   одного   метода   не   даёт возможности   использовать   всю   гамму   способностей   учеников.   Но   на   мой взгляд, именно исследовательский метод,  как ни какой  другой,   позволяет превратить ребёнка в  активного  субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского   метода   даёт   возможность   не   только   успевающим,   но   и слабым ученикам реализовывать  свои сильные стороны.  С   чего   же   начинать   проектно­исследовательскую   деятельность   с учащимися на уроках химии?  1 Исследовательская   деятельность   –   самостоятельная   деятельность,   но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.     их   появление,   следовательно,   Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал   никто.   Выпускник   школы   должен   адаптироваться   в   меняющихся жизненных   ситуациях,   быть коммуникабельным,   контактным   в   различных   социальных   группах.   Школа должна   создать   условия   для   формирования   у   обучающихся   современных ключевых   компетенций:   общенаучной,   информационной,   познавательной, коммуникативной.    самостоятельно   критически   мыслить, Для   эффективного   определения   интересов   и   склонностей   учащимся следует   неоднократно   в   процессе   изучения   темы   предлагать   достаточное количество   творческих   заданий   различного   содержания   и   разной   степени сложности,   расширяя,   таким   образом,   выбор   видов   деятельности,   которые интересны учащемуся, и таких заданий, которые каждый может выполнить. При этом уровень подготовленности каждого учащегося к самостоятельному выполнению исследуемых заданий следует определять  как с качественной, так и с количественной стороны. Среди  разнообразных направлений современных методик   и   технологий   наиболее   адекватным   поставленным   целям,   с   моей точки зрения, является метод проектов. В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных   навыков учащихся,   умения   самостоятельно   конструировать   свои   знания   и ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие   творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником  обучения.  У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа   на   уроке   и   внеурочное   время   имеет   большое   образовательное, воспитательное,   Метод   проектов предоставляет   учителю   широчайшие   возможности   для   изменения традиционных   подходов   к   содержанию,   формам   и   методам   учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе   с   учащимися   разных   возрастов,   способностей     и   при   изучении материала  различной степени сложности.   а   также   развивающее   значение. Выделяю следующие требования к организации деятельности учащихся для успешного выполнения проекта:  2  наличие   для   учащихся   личностно   значимой   и   социально   одобренной проблемы, требующей применение интегрированных знаний;    практическая, теоретическая и познавательная значимость предложенных результатов, стимулирующая мотивацию;    структурирование содержательных частей проекта, программа действий для каждой группы;    доступность  плюс высокий уровень трудности;    технологические аспекты с учетом возрастных особенностей.   Метод   проектов   всегда   ориентирован   на   самостоятельную   работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю   учащихся   с   правилами   и   основами   проектной   деятельности,   с требованиями, предъявляемыми к проектам:    в проекте должна быть решена какая – либо проблема;  проводится исследовательская работа;   проект выполняется самостоятельно учащимися;  учитель выполняет роль консультанта;   результаты проекта должны иметь практическую значимость;    в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.       В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все необходимые материалы:  требования к проектам;    методические рекомендации по подготовке проекта;    памятки "Как оформить результаты проекта”, "Как подготовить защиту, презентацию проекта”, "Как оформить паспорт проекта”;    лист "Оценивание проекта».       Проекты бывают разными  по времени, но лучше, если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес к проекту.   исследовательские, Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие   индивидуальные   и   групповые, виды   проектов: информационные.   Учащиеся,   готовя       материал   для   проекта,   проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем. 3 При организации проектно­исследовательской деятельности необходимо помнить,   что   развивающийся   потенциал   исследовательской   деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.   Первая ступень – ситуация теоретико­экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к проектной деятельности, осознание ее значимости   для   успешной   адаптации   к   обучению   в   школе,     для самореализации. Преподаватель знает направление поиска и предлагает пройти этот путь учащемуся, зная  наверняка искомый результат.  Эффективным   способом   организации   выполнения   исследовательских заданий в нашей работе стали мини­эксперименты. На уроках химии –   это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму.  Вторая ступень – ситуация частично­поискового исследования, научение образцам   исследовательской   деятельности   на   основе   получения   новой информации. Преподаватель знает направление поиска, но не знает конечного результата,   предлагая   учащемуся   самостоятельно   решить   проблему   или комплекс проблем.  Основанием для создания ситуации служат исследовательские действия, требующие творческой переработки содержания.  Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием   для   создания   которой   служит   исследование   с   неопределенным содержанием.   На   данном   этапе   происходит   преобразование   сложившихся стереотипов   исследовательской   деятельности   на   индивидуально­личностном уровне,   идет   формирование   объективной   оценки   предметов   и   явлений, самостоятельное   определение   целей   будущего   эксперимента   и   механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Преподаватель умело владеет методикой   научного   исследования,   но   они   с   учащимся   не   знают   ни   пути поиска,   ни   итога   исследования.   Для   позитивного   результата   исследования педагог   должен   не   только   сам   обладать   интуицией   в   этом   вопросе,   но   и активизировать ее у учащегося.  Важной формой подготовки к такой самостоятельной работе оказались рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия   с   привлечением   других   литературных   источников   или   только   на использовании научной и научно­популярной литературы. При их подготовке мы учитываем интерес учащихся к тому или иному вопросу.  Четвертая ступень – ситуация научно­исследовательской деятельности. Деятельность   учащегося   в   этой   ситуации   характеризуется   проявлением субъективного,   мировоззренческого   отношения   к   изученным   фактам   и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, 4 выявлением парадоксов, проявлением мировоззренческой позиции в учебном процессе   и   внеурочной   деятельности.   Учащийся   сам   определяет   степень готовности   к   этой   ступени.   При   этом   самостоятельно   задается   проблемой исследования,   определяет   его   цель,   находит   механизмы   действий   по   ее достижению.    Проектную   работу   на   уроках   химии   и   во   внеурочной   деятельности стараюсь   привязать   к   решению   вопросов   сохранения   здоровья,     ибо   на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее   актуальных   проблем.   Собственное   здоровье   и   способы   его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую  учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации.   И   только   малая   доля   школьников   осознает,   что   хорошая   база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую   глубину   проблемы,   выявить   первопричину   нарушения   здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Преимущества проектной деятельности:   при   достаточно   высоком   уровне   мотивации,   даже   «слабые»   учащиеся могут   находить   оригинальные   решения   нестандартных   проблемных ситуаций;  участие в коллективной творческой деятельности;    организация   педагогом   деятельности,   которая   выходит   в   социальную сферу;    деятельностный уровень освоения реальности;  самообразование;  создание целостной картины окружающего мира в динамике.   Таким   образом,   как   показывает   практика,   проектная   деятельность реально   способствует   формированию   нового   типа   учащегося,   обладающего набором   умений   и   навыков   самостоятельной   конструктивной   работы, владеющего   способами   целенаправленной   деятельности,   готового   к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Хочу отметить, что, на мой взгляд, главная задача учителя при организации проектной   деятельности   учащихся   заключается   не   столько   в   поиске теоретического   и   фактического   материала   и   даже   не   в   результатах   этой работы,   сколько   в   создании   у   учащихся   положительной   мотивации, побуждению их к поиску. 5 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анохина Г.М. Об организации личностно ориентированного обучения //Химия в школе.­ 2008.­ № 7.­  С.17. 2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008.­ № 2.­ С.23. 3. Вакулин О.С. Личностно ориентированное образование // Химия в школе.­ 2008.­ № 8.­ С.31. 4. Воскобойникова   Н.П.  Технология   педагогических   мастерских   в  практической деятельности учителей // Химия в школе.­ 1999.­ № 6 5. Воскобойникова   Н.П.   К   вопросу   о   педагогических   технологиях   и   системах обучения // Химия в школе.­ 2002.­ № 2.­  С.16. 6. Гликман   И.З.   Организация   учебно­воспитательного   процесса:   методика   или технология // Химия в школе.­ 2003.­ № 4.­ С.2. 7. Границкая А.С. Научить думать и действовать.­ М.: Просвещение, 1991. 8. Гузеев   В.В.   Познавательная   самостоятельность   учащихся   и   возможности   её проявления в образовательной технологии // Химия в школе.­ 2004.­ № 3.­ С.16. 9. Елпатова   О.И.   Диалоговые   технологии   как   средство   формирования коммуникативной  компетентности  учащихся // Химия в школе.­ 2008.­ № 7.­ С.20. 10.Иванова Р.Г. Педагогические технологии: адаптивная система обучения // Химия в школе.­ 1998.­ № 6.­ С.25. 11.Киселёва А.А. Мастерская построения знаний // Химия в школе.­ 2003.­ № 2.­ С.26 12.Маркачёв А.Е. Применение метода проектов в школьной практике // Химия в школе.­ 2007.­ № 2.­ С.34. 13.Стрекалина   Л.А.   Личностно   ориентированный   подход:   обучение   в индивидуальном темпе // Химия в школе.­ 2007.­ № 9.­ С.54. 14.Чайка А.Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия в школе.­ 2006.­ № 6.­ С.48. 6 15.Якиманская   И.С.   Технология   личностно   ориентированного   обучения   в современной школе.­ М.: Сентябрь,2000. 16.Ширшина   Н.В.   Деятельностный   подход   в   обучении:   проектная   технология   // Химия в школе.­ 2007.­ № 6.­ С.24. 17.Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно­методическое пособие ­ М.: Педагогическое общество России, 2007.­224 с.  7

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017