Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Оценка 4.7

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
искусство
1 кл—4 кл
07.09.2019
Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
статья 2.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Зареченская средняя общеобразовательная школа Выступление на ШМО  учителей начальных классов Тема: «Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС» Подготовила учитель ИЗО Егорова Екатерина Дмитриевна Февраль 2019 год На современном этапе ФГОС определяет включение проектной деятельности в рабочие программы по изобразительному искусству, рекомендуя учителям самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы школьников и возможности образовательного учреждения. Формирование исследовательских и коммуникативных компетенций на современном этапе становится необходимым условием для становления всесторонне развитой личности ребёнка в школе. Кроме того возникает задача подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся и информационную компетенцию. Учителю необходимо так организовать обучение, чтобы научить не только запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике, используя возможность самостоятельного извлечения знания. Ключевым становится лозунг “Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое “открытие” делать вместе с детьми». Полноценно развивать интеллектуальные и физические возможности, волевые качества и творческие способности учащихся позволяет комплекс поисковых, исследовательских, и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического и теоретического решения значимой проблемы. Данный метод называется проектным. Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Метод учебного проекта характеризуется как: - личностно-ориентированный; - деятельный; - обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; - построенный на принципах проблемного обучения; - развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; - формирующий навыки самостоятельности ив мыслительной, практической и волевой сферах; - воспитывающий целеустремленность, умение договариваться, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. Основные требования к проекту Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта; - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. То есть, проект - это «пять П»: - Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты. Деятельность во время учебного проекта можно представить следующим образом: Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога 1.Постановка проблемы Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы 1.Уточняют информацию 2.Обсуждают задание 1. Мотивирует учащихся 2. Объясняет цели проекта 3. Наблюдает 2. Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде 1.Формируют задачи 2.Уточняют информацию (источники) 3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха 1. Анализирует и группирует выдвинутые идеи; 2.Выделяет среди них наиболее удачные; 3.Помогает учащимся составить план работы над проектом. 3. Поиск информации Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности 1.Работают с информацией 2. Проводят синтез и анализ идей 3.Выполняют исследование 1.Составляет список возможных источников информации; 2.Следит за ходом исследования; 3.Проводит консультации по методике сбора и обработки информации; 4.Корректироват деятельность участников проекта; 5. Обобщает промежуточные результаты . 4. Составление презентации Выполнение проекта 1.Выполняют исследование и работают над проектом 2.Оформляют проект 1. Наблюдает 2. Советует (по просьбе) 5. Оценка результатов Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения 1. Наблюдает 2. Направляет процесс анализа (если необходимо: помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований) 6. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Оценка 1. Защищают проект 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Организует процесс коллективной оценки результатов: определяет время и форму защиты проектов; -готовит сценарий защиты проектов; -оказывает помощь учащимся в подготовке защиты проектов. Метод проектов является довольно трудоёмким; можно выделить краткосрочные (2-3 ч), среднесрочные (4- 10 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты. Работая по программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство», в течение многих лет активно использую в своей практике метод проектов. Темы проектов бывают самые разнообразные — от создания учебного пособия для кабинета изобразительного искусства во внеурочной деятельности до научно-практических работ. Как правило, краткосрочные проекты требуют 2-3 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы или работы по группам. В качестве примера можно привести тему 1 класса « Город, в котором мы живём», на которую отводится 3 урока. Первый урок по теме посвящается экскурсии по городу (это может быть как реальная так и виртуальная экскурсия), в начале которой формулируется проблема: создать облик современного города. На втором уроке учащиеся составляют план работы, делятся на группы, каждая из которых выполняет своё задание, например, одна изготавливает из цветной бумаги строения разной формы, другая - виды транспорта, третья элементы декора и т.д. ; на третьем уроке происходит изготовление коллективного панно на заданную тему, обсуждение, анализ полученного результата. Так же краткосрочным по времени является проект на тему «Театр кукол» в 3 классе. На первом уроке ребята знакомятся с театральным искусством, в конце урока ребятам предлагается посетить кукольный театр с целью сбора информации по видам театральных кукол. Второй урок темы посвящён планированию работы в группах, где каждая группа изготавливает пальчиковые куклы к заранее определённой сказке, третий урок посвящается защите проекта в виде спектакля, где актёрами выступают сами учащиеся с их изготовленными театральными куклами. Среднесрочный проект может быть представлен, например, заключительной темой курса изобразительного искусства 4 класса «Ты сам – мастер», на которую по программе отводится 5 часов. Ребята самостоятельно выбирают вид народного промысла, ранее изученного на уроках или во внеурочной деятельности, или техники декоративного искусства и создают предмет, соответствующий своей теме работы. Конечным продуктом могут быть декоративная расписная посуда, выполненная по мотивам городецкого, хохломского и других промыслов; вазы и панно в технике витража и многое другое. Здесь проектная деятельность может носить как групповой так и индивидуальных характер. В качестве долгосрочных проектов выступают научно – практические работы, с которыми мои ученики выступают на научно-практических конференциях. Например, работа ученицы МАОУ Зареченской СОШ Волынец Елизаветы на тему «Рождественская звезда -2019», которая заняла 2 место в школьном научном обществе «Мысль» в 2019 году. Часто подобные проектные работы отличаются высокой сложностью как на стадии исследования так и на стадии оформления проекта, защита которого проходит как выступление на НОУ. Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Литература 1.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2100. жур. «Начальная школа до и после» № 5 2004 г.; 2.Неменский Б.М.. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М. : Просвещение, 2011. 3.Неменский Б.М.. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского. Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, при участии В.Г.Горяева, А.А.Кобозева, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. М. : Просвещение, 2011. 4. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. –М.: Аркти, 2005. 5.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. / Н.Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2005. 6. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с. 7.Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения., журнал «Начальная школа до и после» № 9 2007 г.; 8.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. – с.24-29.

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2019