Организация проектной деятельности в начальной школе
Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +1
4 кл
26.11.2017
В материале "Организация проектной деятельности в начальной школе" обобщен мой опыт за последние четыре года по организации проектной деятельности. В материале содержится теоретический материал и практическая часть. Практическая часть содержит опыт работы над следующими проектами : "Моя родословная", "Времена года", "Никто не забыт, ничто не забыто", "Здравствуй, Новый год", "Я живу на Кавказе".Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Организация проектной деятельности в начальной школе.docx
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых полноценных условий для личностного развития каждого
ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в
образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального
звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов
(Л.С.Выгодского,
А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является
П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова,
ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и
совершенствование нового учебного содержания, но включение в практику
продуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. К
продуктивным методам обучения относится метод проектов. В основе
метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование
комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие),
необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная
деятельность отличается от учебноисследовательской своей практической
направленностью, она нацелена на получение конкретной модели
образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на
завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной
работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании
развивает исследовательские и творческие способности: способность к
целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания,
коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе),
способность ориентироваться в информационном пространстве, умение
планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное – применять
на практике.
.
Использование технологии проектирования и исследования, как одной из
форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи
развития творческих способностей младшего школьника.
Проектная деятельность один из методов, направленный на выработку
самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию
творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания,
полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным
жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности понимание и применение знаний, умений и
навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности: Обучение планированию;
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
Умение анализировать;
Умение составлять письменный отчет;
Формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются
следующие учебные умения:
Основные виды учебных умений
познавательные
практические
организационные
самоконт-роля
оценочные Этапы выполнения проекта
Исследовательский этап
- поиск - выбор
проблемы;
конструкции
- выбор и
материалов;
и обоснование -
разработка
проекта;
документации
- анализ
Технологический этап
предстоящей
деятельности
- выполнение -
соблюдение
операций,
дисциплины
предусмотренных и
техники
процессом
3. Подготовка к защите
безопасности
проекта
- контроль или испытание
- экономическое обоснование
- маркетинговые исследования
,
т
е
у
т
е
в
о
с
,
т
е
а
д
ю
л
б
а
н
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
Д
,
т
е
а
г
а
л
д
е
р
п
я
л
е
т
и
ч
у
,
у
м
е
л
б
о
р
п
т
и
в
а
т
с
,
т
е
у
р
и
т
ь
л
у
с
н
о
к
,
т
е
я
р
е
в
о
р
п
,
т
е
я
н
л
о
п
о
д
,
т
е
а
щ
б
о
б
о
,
т
е
а
г
о
м
о
п
,
т
е
я
н
ч
о
т
у
,
т
е
у
р
и
л
о
р
т
н
о
к
в
т
е
у
в
т
с
а
ч
у
,
т
и
д
е
л
с
а
т
к
е
о
р
п
е
к
н
е
ц
о
,
т
ю
у
д
е
л
с
с
и
,
т
ю
у
р
и
л
у
м
р
о
ф
,
т
ю
а
ч
у
з
и
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
Д
,
т
ю
у
р
и
з
и
л
а
н
а
я
с
х
и
щ
а
ч
у
,
т
ю
а
в
и
н
в
а
р
с
,
т
ю
а
р
и
б
ы
в
,
т
ю
у
р
и
т
к
е
п
с
н
о
к
,
т
я
т
р
е
ч
,
т
ю
у
с
и
р
т
ю
у
р
и
р
е
н
е
г
4. Заключительный этап
- защита проекта
- подведение итогов
Результат Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в
научноисследовательскую деятельность. В первом классе это доступные
творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового
обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во
внеурочное время. А уже в 34 классах учащиеся с большим интересом
выполняют довольно сложные проекты.
Наиболее успешно в начальной школе могут быть реализованы:
I. Творческие проекты (14 классы), предполагающие максимально свободный
и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи,
театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или
декоративноприкладного искусства и т.п. Продуктом проектной
деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты,
коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие
подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в
начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие
способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые
знания и умение проявлять их в современной действительности.
Проект – это «пять П»:
•
•
•
•
•
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы.
Первый проект, над которым работали ребята в первом классе, стал проект
«Моя малая Родина» . Для того, чтобы дети поняли смысл понятия «малая
Родина», беседовали о достопримечательностях посёлка , месте, где они
родились и живут со своими родителями. Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Дети вместе
с родителями выполнили проекты : это были рисунки или фотографии в
рабочих тетрадях по окружающему миру.
Самым удачным проектом, в котором приняли участие не только все
обучающиеся первого класса, но и их родители, стал праздник «Прощание с
Азбукой».
Дети сами имели возможность выбрать буквы, для оформления, так,
Каграманян Вера выбрала буквы, с которых начинаются имена ее
родственников. Стадник Лиза выбрала буквы С и Р, потому что они
составляют ее инициалы, и украсила их своими фотографиями. Дети
выполняли это задание вместе с родителями, что служило не только развитию
творческих способностей обучающихся, но и способствовало сплочению
семьи. Результат совместной деятельности детей и родителей оформили в
виде презентации, которую смотрели на празднике Букваря.
Проект « Родословная семьи»
Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплочение
родителей и детей, заинтересованность их одним общим делом.
Задачи проекта:
• развить интереса к истории своей семьи
•
• воспитать чувства любви и уважительного отношения к родителям и
создать генеалогического древа каждого ученика
предкам, гордости за свою семью
Перед началом работы над проектом мною было проведено собрание «О
родных и близких людях с любовью». Тема проекта вызвала интерес у
родителей. Я предложила родителям помочь детям в работе над проектом и
показала виды генеалогического древа (восходящее и нисходящее).
Учащиеся совместно с родителями собирали материал о своих
предках. Материал получали из разных источников: из беседы с
родственниками, из оставшихся старых документов и фотографий. После
того, как материал был собран, учащиеся с помощью родителей оформили
генеалогическое дерево своей семьи в виде творческих работ.
Результатом проекта стало проведение классного часа на тему «Моя
родословная».
В его проведении принимали активное участие дети и их родители.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй,
сплочению классного коллектива. Создание проекта «Времена года» (3 класс) помогло обучающимся глубже
узнать историю, народные обычаи, национальную культуру и литературные
произведения о природе.
Было сформировано 4 группы с учётом выбранных направлений работы
и желаний учащихся.
В основу формирования групп легли 4 времени года.
Каждая группа собирала информацию о своем времени года, делали
фотографии, собирали иллюстрации.
Началась самостоятельная поисковая работа каждого участника нашего
проекта. Посетили школьную библиотеку, Нижнезольскую сельскую
библиотеку с целью ознакомления с литературой по данной теме.
В информационном пространстве сети Интернет нашли иллюстрации,
сведения о том, какие традиционные праздники отмечает русский народ в
разные времена года, как назывались месяцы в Древней Руси и почему им
были даны такие названия, нашли загадки, пословицы и поговорки,
относящиеся к временам года. Весь этот материал ребята использовали в
своих проектах.
Дети собирали материал в течение всего учебного года. Ходили на экскурсии,
следили за изменениями в живой и неживой природе, в связи со сменой
времен года. На уроках ИЗО выполнили рисунки и устроили выставки в
классе: «Наше лето», «Волшебница Осень», «Зимушка – зима», «Весенняя
капель».
Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал
по заранее составленному плану, подобрать фотографии к тексту. Мы много
обсуждали, пробовали и наконец –получилось то, что нам всем понравилось.
Осталось только оформить результат в виде альманаха «Времена года». Наш
альманах состоит из четырех книг. Каждая книга рассказывает об одном из
времен года. Дети обратились за помощью к родителям. Они помогли до
конца оформить альманах.
Завершением работы над проектом стала его защита устный журнал
«Весенняя капель». В нем мы использовали материал из нашего альманаха. С февраля по апрель 2015 года была организована деятельность обучающихся
34 классов в социальнозначимом проекте «Никто не забыт, ничто не
забыто». Данный проект направлен на воспитание у школьников чувства
патриотизма, развитие у учащихся интереса к историческому прошлому
нашей страны, воспитание любви к Родине.
Задачи проекта:
Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках
тыла жителях пос. Нижнезольского.
Осознание величия подвига Советского народа в годы войны
Осознание значимости Победы для нашей страны и всего мира.
Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
В ходе поисковой работы были собраны материалы о жителях пос.
Нижнезольского, ушедших на войну.
Поисковую работу вели и на сайте « Подвиг народа», где нашли данные о
наградах бывшего директора птицефабрики Лопаты Александра
Николаевича. Также были найдены наградные документы на других жителей
поселка, сражавшихся с фашизмом.
Посетили труженицу тыла Басову Любовь Тимофеевну. Любовь Тимофеевна
рассказала учащимся , о том, какие испытания пришлись на долю детей в то
нелегкое время , как они трудились наравне со взрослыми, потому что жили с
мыслью, что нужно отдать все силы для победы над фашизмом. Пригласили
на классный час Козлову Веру Андреевну , она родилась в 1939 году , в 1941
году ей исполнилось 6 лет. Вера Андреевна «дитя войны». Она поделились с
нами своими воспоминаниями, показала уникальные документы своего отца.
Обучающиеся повели исследовательскую работу по темам «Моя семья в годы
ВОВ», «Мой папа солдат».
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» – это уникальная возможность для
учеников из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом
опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. У детей
появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии
и сострадании.
Результаты проекта были представлены на ученической конференции в мае,
когда творческие группы оформили собранный материал. Проект «Здравствуй, Новый год!» был реализован в 4 классе и длился три
недели декабря.
Ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники.
Серьезные лица родителей изменяются, они на миг возвращаются в детство. В
зале слышен смех, и все счастливы – дети, родители, учитель.
Цель проекта: привлечение родителей к непосредственному участию в
педагогическом процессе школы, сплочение коллектива учеников и
родителей.
Задачи проекта:
1.Формирование художественного вкуса у детей;
2.Развитие активности, творческих способностей детей;
3.Создание праздничной атмосферы.
Этапы проекта:
1этап подбор материала для новогоднего праздника;
2 этап изготовление новогодних украшений для оформления классного
кабинета; школы;
3 этап " Новогодняя газета семьи";
4 этап заключительное мероприятие, проведенное совместно с родителями "
Здравствуй, Новый год!"
Была проведена большая подготовительная работа при подготовке к
Новогоднему утреннику классным руководителем и родителями . Дети имели
возможность проявить свои творческие способности :исполняли роли, читали
наизусть стихи, пели и танцевали Все номера были яркими и
костюмированными.
В результате проведенного мероприятия все гости и участники утренника
получили положительный заряд энергии, приятные впечатления и
возможность интересно провести предпраздничные дни вместе с родными и
близкими.
Проект «История моего поселения» был выполнен обучающимися 4 класса
при помощи родителей и занял первое место в краевом конкурсе «История
моего поселения» в номинации «Видеоработа» .
Актуальность проблемы:
Малая Родина…. Это наш поселок Нижнезольский. Очень красивый и
любимый край. Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наше село не может похвастаться многовековой историей. Но
всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом,
где мы родились, в тот край, что мы зовём «Малой Родиной»
Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному
поселку; приобщение школьников к истории и культуре родного села,
местным достопримечательностям.
Задачи:
Получить знания о родном поселке: его истории, промышленных объектах,
новостройках поселка.
Познакомить с именами тех, кто прославил пос. Нижнезольский.
Пробудить чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и
обычаям.
Продукт проекта: Презентация, видеоролик «История моего поселения».
Участники проекта: Дети, учитель, родители.
Показ ролика.
Проектная деятельность имеет цель привлечь родителей к участию в
школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели
возможности участвовать в каких – либо совместных делах. Я даю им
возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектной
деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и
захватывающим делом. Вместе с детьми родители делают фотографии,
выполняют исследования. Работы получаются интересными, ведь это общий
интерес и совместный труд ребенка и родителей. Поэтому, видя результат
своей работы, испытывают удовольствие и желание проводить новые
исследования.
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.