Организация проектной деятельности в начальной школе
Оценка 4.8

Организация проектной деятельности в начальной школе

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +1
4 кл
26.11.2017
Организация проектной деятельности в начальной школе
В материале "Организация проектной деятельности в начальной школе" обобщен мой опыт за последние четыре года по организации проектной деятельности. В материале содержится теоретический материал и практическая часть. Практическая часть содержит опыт работы над следующими проектами : "Моя родословная", "Времена года", "Никто не забыт, ничто не забыто", "Здравствуй, Новый год", "Я живу на Кавказе".Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Организация проектной деятельности в начальной школе.docx
Одной   из   приоритетных   задач   современной   школы   является   создание необходимых   полноценных   условий   для   личностного   развития   каждого ребёнка,   формирования   активной   позиции,   субъективности   учащегося   в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского,   А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина   и   др.)   учебная   деятельность   в   данный   период   является   П.Я.Гальперина,   В.В.Давыдова, ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но включение в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. К продуктивным   методам   обучения   относится       метод   проектов.   В   основе метода   лежит   деятельностный   подход,   нацеленный   на   формирование комплекса   мыслительных   способностей   (понимания,   рефлексии   и   другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность   отличается   от   учебно­исследовательской   своей   практической направленностью,   она   нацелена   на   получение   конкретной   модели образовательного  продукта.  Являясь  результатом   коллективных  усилий,  на завершающем   этапе   деятельности   предполагает   рефлексию   совместной работы,   анализ   творческого   вклада   каждого.   Участие   в   проектировании развивает   исследовательские   и   творческие   способности:   способность   к целеполаганию,   умение   самостоятельно   конструировать   свои   знания, коммуникативные   умения   и   навыки   (работа   в   творческой   группе), способность   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное – применять на практике. . Использование технологии проектирования и исследования, как одной из  форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи  развития творческих способностей младшего школьника.  Проектная деятельность ­ один из методов, направленный на выработку  самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию  творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания,  полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным  жизненно важным проблемам. Цель проектной деятельности ­ понимание и применение знаний, умений и  навыков, приобретенных при изучении различных предметов  Задачи проектной деятельности: ­ Обучение планированию; ­ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов; ­ Умение анализировать;  ­ Умение составлять письменный отчет;  ­ Формировать позитивное отношение к работе.  В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются  следующие учебные умения: Основные виды учебных умений познавательные практические организационные самоконт-роля оценочные Этапы выполнения проекта Исследовательский этап - поиск - выбор проблемы; конструкции - выбор и материалов; и обоснование - разработка проекта; документации - анализ Технологический этап предстоящей деятельности - выполнение - соблюдение операций, дисциплины предусмотренных и техники процессом 3. Подготовка к защите безопасности проекта - контроль или испытание - экономическое обоснование - маркетинговые исследования , т е у т е в о с , т е а д ю л б а н ь т с о н ь л е т я е Д , т е а г а л д е р п я л е т и ч у , у м е л б о р п т и в а т с , т е у р и т ь л у с н о к , т е я р е в о р п , т е я н л о п о д , т е а щ б о б о , т е а г о м о п , т е я н ч о т у , т е у р и л о р т н о к в т е у в т с а ч у , т и д е л с а т к е о р п е к н е ц о , т ю у д е л с с и , т ю у р и л у м р о ф , т ю а ч у з и ь т с о н ь л е т я е Д , т ю у р и з и л а н а я с х и щ а ч у , т ю а в и н в а р с , т ю а р и б ы в , т ю у р и т к е п с н о к , т я т р е ч , т ю у с и р т ю у р и р е н е г 4. Заключительный этап - защита проекта - подведение итогов Результат Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в  научно­исследовательскую деятельность. В первом классе это доступные  творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового  обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во  внеурочное время. А уже в 3­4 классах учащиеся с большим интересом  выполняют довольно сложные проекты.         Наиболее успешно в начальной школе могут быть реализованы: I. Творческие проекты (1­4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи,  театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или  декоративно­прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной  деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты,  коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки. II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие  подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в  начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.        Использование метода проектов позволяет развивать творческие  способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые  знания и умение проявлять их в современной действительности.       Проект – это «пять П»: • • • • • Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта ­ это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все  рабочие материалы. Первый проект, над которым работали ребята в первом классе,  стал  проект  «Моя малая Родина» . Для того, чтобы дети поняли смысл понятия «малая  Родина»,  беседовали о  достопримечательностях  посёлка , месте, где они  родились и  живут со своими родителями. Мне хотелось, чтобы ребята поняли,  что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Дети вместе  с родителями выполнили проекты : это были рисунки или фотографии в  рабочих тетрадях по окружающему миру.  Самым удачным проектом, в котором приняли участие не только все  обучающиеся первого класса, но и их родители, стал  праздник «Прощание с  Азбукой». Дети сами имели возможность выбрать буквы, для оформления, так,  Каграманян  Вера выбрала буквы,  с которых начинаются  имена ее  родственников. Стадник Лиза выбрала буквы С и Р, потому что они  составляют ее инициалы, и украсила их своими фотографиями. Дети  выполняли это задание вместе с родителями, что служило не только развитию  творческих способностей обучающихся, но и способствовало сплочению  семьи. Результат совместной деятельности детей и родителей оформили в  виде презентации, которую смотрели на празднике Букваря. Проект  « Родословная семьи»  Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплочение  родителей и детей, заинтересованность их одним общим делом. Задачи проекта:  • развить интереса к истории своей семьи • • воспитать чувства любви и уважительного отношения к родителям и  создать генеалогического древа каждого ученика предкам, гордости за свою семью Перед началом работы над проектом мною было проведено собрание «О  родных и близких людях с любовью». Тема проекта вызвала интерес у  родителей. Я предложила родителям помочь детям в работе над проектом и  показала виды генеалогического древа (восходящее и нисходящее).             Учащиеся совместно с родителями собирали материал о своих  предках. Материал получали из разных источников: из беседы с  родственниками, из оставшихся старых документов и фотографий. После  того, как материал был собран, учащиеся с помощью родителей оформили  генеалогическое дерево своей семьи в виде творческих работ.  Результатом проекта стало проведение классного часа на тему «Моя  родословная».  В его проведении принимали активное участие дети и их родители.   Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй,  сплочению классного коллектива. Создание проекта  «Времена года»  (3 класс)  помогло обучающимся глубже  узнать историю, народные обычаи, национальную культуру и литературные  произведения о природе.          Было сформировано 4  группы с учётом выбранных направлений работы  и желаний учащихся. В основу формирования групп  легли 4 времени года. Каждая  группа  собирала информацию о своем времени года, делали  фотографии, собирали иллюстрации. Началась самостоятельная поисковая работа каждого участника нашего  проекта. Посетили  школьную библиотеку, Нижнезольскую сельскую  библиотеку  с целью ознакомления с литературой по данной теме.          В информационном пространстве  сети Интернет нашли иллюстрации,  сведения о том, какие традиционные праздники отмечает русский народ в  разные времена года, как назывались месяцы в Древней Руси и почему им  были даны такие названия, нашли загадки, пословицы и поговорки,  относящиеся к временам года. Весь этот материал ребята использовали в  своих проектах. Дети собирали материал в течение всего учебного  года. Ходили на экскурсии, следили за изменениями в живой и неживой природе, в связи  со сменой  времен года. На уроках ИЗО выполнили рисунки и устроили выставки в  классе:  «Наше лето», «Волшебница Осень», «Зимушка – зима», «Весенняя  капель». Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал  по заранее составленному плану, подобрать фотографии к тексту. Мы   много  обсуждали, пробовали и наконец –получилось то, что нам всем понравилось.  Осталось только оформить   результат в виде альманаха «Времена года». Наш  альманах состоит из четырех книг. Каждая книга рассказывает об одном из  времен года. Дети  обратились за помощью к родителям. Они помогли   до  конца оформить  альманах. Завершением  работы  над проектом стала его  защита    ­ устный журнал  «Весенняя капель». В нем мы использовали материал из нашего альманаха. С февраля по апрель  2015 года была организована деятельность обучающихся 3­4 классов в социально­значимом проекте «Никто не забыт, ничто не  забыто». Данный проект направлен на воспитание у школьников чувства  патриотизма, развитие у учащихся интереса к историческому прошлому  нашей страны,  воспитание  любви к Родине. Задачи проекта: Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках  тыла ­ жителях пос. Нижнезольского. Осознание  величия подвига Советского народа в годы войны Осознание значимости Победы для нашей страны и всего мира. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. В ходе поисковой работы были собраны материалы о жителях пос.  Нижнезольского, ушедших на войну. Поисковую работу вели и на сайте « Подвиг народа», где нашли данные о  наградах бывшего директора птицефабрики  Лопаты Александра  Николаевича.  Также  были найдены наградные документы на других жителей  поселка, сражавшихся с фашизмом.  Посетили труженицу тыла Басову Любовь Тимофеевну. Любовь Тимофеевна  рассказала  учащимся , о том, какие испытания пришлись на долю детей в то  нелегкое время , как они трудились наравне со взрослыми, потому что  жили с мыслью, что нужно отдать все силы для  победы над  фашизмом. Пригласили  на классный час Козлову Веру Андреевну , она родилась в 1939 году , в 1941  году ей исполнилось 6 лет. Вера Андреевна ­ «дитя войны». Она поделились с  нами своими воспоминаниями, показала уникальные документы своего отца.  Обучающиеся повели исследовательскую работу по темам «Моя семья в годы  ВОВ», «Мой папа ­ солдат». Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» – это уникальная возможность для  учеников из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом  опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. У детей  появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании.  Результаты проекта  были представлены на ученической конференции в мае,  когда творческие группы оформили собранный материал. Проект «Здравствуй, Новый год!» был реализован в 4 классе и  длился три  недели декабря.     Ничто так не сближает родителей и детей, как   совместные праздники.  Серьезные лица родителей изменяются, они на миг возвращаются в детство.  В зале слышен смех, и все счастливы – дети, родители, учитель.   Цель проекта: привлечение родителей к непосредственному участию в  педагогическом процессе школы, сплочение коллектива учеников и  родителей.  Задачи проекта:  1.Формирование художественного вкуса у детей;  2.Развитие активности, творческих способностей детей;  3.Создание праздничной атмосферы. Этапы проекта: 1этап ­ подбор материала для новогоднего праздника;  2 этап ­ изготовление новогодних украшений для оформления классного  кабинета; школы;  3 этап ­ " Новогодняя газета семьи";  4 этап ­ заключительное мероприятие, проведенное  совместно с родителями " Здравствуй, Новый год!" Была проведена большая подготовительная  работа при  подготовке к  Новогоднему утреннику классным руководителем и родителями . Дети  имели возможность проявить свои творческие способности :исполняли роли, читали  наизусть стихи,  пели и танцевали Все номера были яркими и  костюмированными. В результате проведенного мероприятия все гости и участники утренника  получили положительный заряд энергии, приятные впечатления и  возможность интересно провести предпраздничные дни вместе с родными и  близкими. Проект «История моего поселения» был выполнен обучающимися 4 класса  при помощи родителей  и занял первое место в краевом конкурсе «История  моего поселения» в номинации «Видеоработа» . Актуальность проблемы:  Малая Родина…. Это наш поселок Нижнезольский. Очень красивый и  любимый край. Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наше село не может похвастаться многовековой историей. Но  всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, в тот край, что мы зовём «Малой Родиной» Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному  поселку; приобщение школьников к истории и культуре родного села,  местным достопримечательностям. Задачи:  Получить знания о родном поселке: его истории, промышленных объектах,  новостройках поселка.  Познакомить с именами тех, кто прославил пос. Нижнезольский.  Пробудить чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и  обычаям. Продукт проекта: Презентация, видеоролик  «История моего поселения».  Участники проекта: Дети, учитель, родители. Показ ролика. Проектная  деятельность имеет цель привлечь родителей к участию в  школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели  возможности участвовать в каких – либо совместных делах. Я даю им  возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектной  деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и  захватывающим делом. Вместе с детьми родители делают фотографии,  выполняют исследования. Работы получаются интересными, ведь это общий  интерес и совместный труд ребенка и родителей. Поэтому, видя результат  своей работы, испытывают удовольствие и желание проводить новые  исследования.

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017