Организация проектной деятельности в начальной школе
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Взрослым
09.07.2018
Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребенка. Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Организация проектной деятельности .doc
Качалова Светлана Владимировна
Районный педагогический фестиваль
«Передовой педагогический опыт»
Секция: ФГОС
Организация проектной деятельности
в начальной школе
Качалова Светлана Владимировна
Автор опыта:
учитель начальных классов
БОУ СОШ № 35 МО Динской район Качалова Светлана Владимировна
Динской район
2016 Качалова Светлана Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целостное описание опыта……………………………………………………………….. 3
2. Результативность опыта………………………………………………………………….. 15
3. Библиографический список………………………............................................................. 21
4. Рецензия на опыт работы…………………………………………………………………. 22
5. Приложение к опыту………………………………………………………………………. 23 Качалова Светлана Владимировна
ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА
Условия возникновения опыта
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы
заниматься творческой проектноисследовательской деятельностью, что у них
нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение
сложилось изза того, что с младшими школьниками, как мне казалось,
заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не
попробовала сама. И это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что
для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом
интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к
познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно
свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие
«исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной
школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих.
Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Но, прежде, конечно же, на
родительском собрании родителей познакомила с технологией проектной
деятельности, показала образцы проектов, обращалась к ним за помощью, но
это хорошо, если родители имеют компьютеры, помогают своим чадам, так у
меня было в прошлом наборе. Я не навязывала детям темы исследования.
Сначала мы выполняли коллективные проекты, а в 3 классе попробовали
делать индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно и
значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер
животных. Им были интересны темы о природных явлениях, многие хотят
знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на
реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете,
хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно
они исследователи, первооткрыватели!
Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная
для ребенка. Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной
проблемой.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме
приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь
намного больше, чем их сверстники 1520 лет назад, поэтому, постоянной
заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и
воспитания на основе современных методов и новых интегрированных
технологий.
Считается, что одним из перспективных методов, способствующих
решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, Качалова Светлана Владимировна
позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать
ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного
мышления ребенка.
Актуальность:
Избранная мной тема является актуальной, поскольку невозможно
переоценить значения познавательной деятельности для общего развития
школьника и формирования его личности. Функциональное назначение
познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить школьников
знаниями, умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения,
нравственных, эстетических качеств ребят, развивать их познавательные силы,
личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный
интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей,
приобщать их к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить
общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять
появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность
ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы,
задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и
выводы. Эти вопросы очень актуальны в начальной школе. Диагностика
уровня обучаемости школьников в 2010 году выявила, что лишь у 38 %
воспитанников высокий и средний уровень сформированности способностей
к познавательной и исследовательской деятельности. Это породило ряд
противоречий, которые должен решить данный опыт работы:
между необходимостью повышать уровень способности к
школьника и
познавательной и исследовательской деятельности
недостаточной технологической проработкой этого процесса в
условиях традиционного обучения в школе;
между сформированностью у школьников определённой системы
фактических знаний и недостаточным развитием способности к
познавательной деятельности.
актуальность опыта
заключается в реализации в условиях
Поэтому
системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности
школьников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,
проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого
мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно –
поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и
рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими
успешной личности.
Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса,
формировании на основе проектного подхода в системе работы класса.
Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагога в Качалова Светлана Владимировна
совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать
настоящее сообщество детей и взрослых.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Детям даю знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять,
исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать
авторами своих собственных творческих, а также исследовательских,
приключенческих, игровых, практикоориентированных проектов. Участвуя в
образовательном процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою
жизнь в пространстве класса, проявляя изобретательность и оригинальность.
Длительность работы над опытом.
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с сентября
2011г. В образовательный процесс проектный метод я включила как
инновационную технологию организации педагогического процесса.
Диапазон опыта
Этот опыт работы может быть использован учителями для работы с
детьми в начальной школе. Работая в этом направлении нужно понимать, что
проектная деятельность – сложноорганизованный интегрированный процесс,
предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных
занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного
процесса, которые требуют активного участия моего класса. Диапазон опыта
представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в
учебный процесс
– «занятия + индивидуальная работа + детское
экспериментирование, практические упражнения». Новые знания помогут
педагогам сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе
теоретических и методических подходов, которые рассматриваются в данном
опыте работы.
Метод проектов одно из инновационных направлений в современной
Теоретическое обоснование опыта
дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.
Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе
проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск
в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются
в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не
предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и
привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная
деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей
только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию.
Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов
деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных Качалова Светлана Владимировна
Л.А.Венгера,
Б.П.Никитина,
А.В.Запорожца,
педагогов–новаторов:
Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько
последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–
педагоги
выделяют интеллектуальную готовность, которая включает
достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской
деятельности и мыслительных операций.
Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание
философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней (Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Поддьяков и др.).
В основу практикометодологической стороны данного опыта
положены методические пособия: Л.С Киселёвой «Проектный метод в
деятельности школьного учреждения»; Т.А. Данилиной, Т.С. Ладоги, М. Б.
Зуйковой, материалы Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимовой. По мнению этих
ученых, основной целью проектного метода в школьных учреждениях
является развитие свободной творческой личности ребенка,
которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей, которые включат в себя:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей,
3. Развитие творческого воображения,
4. Развития творческого мышления,
5. Развитие коммуникативных навыков.
Считаем, что умение пользоваться проектным методом – показатель
высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой
обучения и развития детей.
Степень новизны
Проектный метод работы с детьми школьного возраста распространён.
Новизна опыта
заключается в том, что использование модели
образовательной технологии проектной деятельности школьников приведет к
активизации механизма детского саморазвития, в результате которой
познавательная инициативность,
социальная и творческая активность
школьников перейдут на качественно новый уровень.
предложены новые формы, приемы и методы
организации проектного метода работы; разработки авторских проектов: мои
совместно с
родителями. Данные технологии проектной
исследовательской деятельности школьников охватывают школьный возраст
(14 класс), с учетом сенситивных периодов каждой возрастной ступени,
включающие разные виды проектов по срокам реализации, содержанию
тематике, количеству и категории участников. Считаю, что организация
В данном опыте
детьми, Качалова Светлана Владимировна
работы с детьми на основе предложенных технологий актуальна и
инновационна для школьного образования.
Технология опыта
Целью является создание системы работы по развитию познавательной
деятельности школьников на основе проектного метода.
Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет
эффективной если:
она включает изучение и анализ степени обученности проектной
деятельности;
направлена на формирование мотивации к занятиям проектной
деятельностью;
характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
увеличить мотивационно–развивающее пространство через подбор
дидактического и развивающего материала
стимулирующего,
соответственно сенситивным периодам детского развития;
детально разработать и апробировать образовательное содержание
предполагаемой модели;
формировать активную родительскую позицию на основе
продуктивного сотрудничества класса и семьи;
провести экспериментальную проверку эффективности использования
(проведения) проектной деятельности в данном классе.
Описание средств достижения цели
Следуя принципам отечественных ученых и педагоговпрактиков,
организовывая детское проектирование, соблюдались следующие условия:
учет интересов ребенка;
деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
Работа над опытом состоит из трех этапов:
1 этап – аналитикодиагностический:
сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов
ученых; проведение диагностики познавательных, творческих способностей
детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных
ситуаций, формирование мотивационной готовности родителей к участию в
проектной деятельности.
2 этап – практический:
методическая работа, разработка и реализация семейных, творческих,
социальных и познавательных проектов, проведение занятий
и Качалова Светлана Владимировна
индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к познавательной
деятельности, корректива методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап – аналитико – обобщающий:
итоговая диагностика способностей детей, оценка результатов, создание
методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы
школьных учреждений.
На первом этапе работы возникло предположение, что проектная
деятельность имеет законное право на существование.
Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно – развивающую среду в
классе дидактическими, наглядноиллюстративными пособиями для занятий,
игр. Изучив и проанализировав труды ученых, отметила необходимость
разумного сочетания поощрения детской инициативы и контроля со стороны
учителя на основе возрастной дифференциации.
Педагогическая диагностика развития познавательных способностей
детей в 1 классе осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий:
«Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по
полочкам», (автор М.В. Крулехт); диагностика развития способностей к
исследовательской деятельности со 24 класс осуществлялась по тестам,
разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие
навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».
Критерии диагностики познавательной и
исследовательской деятельности: %
Развитие познавательных способностей
Скорость ответа на уточняющий вопрос
Скорость ответа на восполняющий вопрос
Умение задавать вопрос
Быстрое решение задач. Нахождение новых
способов решения задач (вместе с педагогом)
Реакция на помощь в решении задач
Предпосылки поисковой деятельности (практ. опыты)
1 класс
С
43
54,9
44.1
42,4
55.2
В
18,3
19,8
17,5
17.8
18,5
Н
38,7
25,3
38,4
39,8
26,3
15, 8
19,7
57
37,5
27,2
42,8
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники
недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего
мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать
вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать,
группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление,
воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У
большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты
недостаточно хорошо.
С целью изменения сложившейся ситуации был осуществлен Качалова Светлана Владимировна
второй этап работы – практический.
Чтобы помочь ребятам достигнуть более высокого уровня, изучив методику
работы с вопросами, было принято решение применить в работе, поделив
сами вопросы на две группы:
Уточняющие (Правда ли, что у тебя дома живет кошка? Почему
весной снег тает?).
Восполняющие (Где можно построить нарисованный тобою дом? Кто,
когда и где может построить этот дом?).
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения
и задания. Очень нравится малышам игра «Угадай, о чем спросили». Ребенку
на ушко шепотом задается вопрос, например, «Ты, любишь музыку?» Ребенок
отвечает: «Я люблю музыку». Всем остальным детям надо догадаться, каким
был вопрос. Прежде чем выполнять то или иное задание, нужно договориться
с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
На занятиях тоже ставятся перед детьми вопросы, стимулирующие
познавательную активность: Почему дует ветер? Почему осенью бывает
листопад? Как получается радуга? и т.д. Каждый вопрос, обращая ребенка к
определенному факту, условиям возникновения какогото явления,
заставляет их сравнивать, различать и соединять эти факты и явления,
устанавливать возможные связи и отношения между ними. Таким образом,
вместе с детьми обсуждаются высказанные идеи, предложения, предлагаются
свои версии ответа.
При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей
основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как
умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической
деятельности в рамках представляемого опыта я использую разнообразные
формы, методы и средства учебновоспитательной работы, активизирующие
развитие познавательноисследовательской, поисковой
деятельности
школьников:
в учебной деятельности:
занятияпутешествия, занятия в форме дидактических игр.
в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и
экскурсии, дидактические и сюжетноролевые игры, практические
опыты (экспериментирования) с предметами и их
упражнения,
свойствами,
коллекционирование (классификационная работа),
совместное творчество детей и родителей, презентация.
Для развития познавательной, исследовательской активности у детей,
используются также активные методы и приемы: методика предметно
игровые
схематических моделей,
технология экспериментирования,
технологии. Приняв позицию заинтересованного партнера,
можно Качалова Светлана Владимировна
придерживаться примерноследующей последовательности этапов
исследования:
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную
и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны.
В младшем школьном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
Уже в младшем возрасте дети приобретают определенные навыки и умения:
умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать
гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать
выводы и умозаключения. В 1
классе реализуются 23 проекта, со 24 класс в течение года до пяти
проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко,
средне, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные
групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них.
Организовывая проектную деятельность внутри группы, важно, чтобы
пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а
именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.
Поскольку ведущий вид деятельности школьников 12 класса – игра, то,
начиная с младшего возраста, можно использовать ролево–игровые и
творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику
проектной деятельности с ними. В то же время, нужно помнить, что все
обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы
продуктивной она не являлась.
Я выделяются четыре группы проблем: ребенок и семья, ребенок и
природа, ребенок и рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Качалова Светлана Владимировна
Я, как педагог, воспитываю в ребенке личность, способную максимально
свободно и самостоятельно реализовывать свои потребности, проявлять себя в
действительности, которая значима в данный момент.
Считается, что
самоутвердиться, само реализоваться школьник младшего возраста сумеет
через постижение ими основ гигиенической культуры, так как она на
данном этапе у них является одной из основных.
С этой целью в 1 классе был задуман проект «Хочу все уметь». Разработан
перспективный план проекта «Хочу все уметь». Девизом исследовательской
работы стали слова Е. А. Аркина: «В ребенке следует воспитывать не страх
перед грязью, а брезгливость и отвращение к ней, не чувство опасения за
здоровье и свое тело, а уважение к нему». В ходе работы над проектом, были
апробированы комплекс игр и практических упражнений (алгоритм процесса
умывания, одевания, стирки кукольного белья) для постижения детьми основ
гигиенической культуры. Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку»,
сюжетноролевые игры: «Пригласим Попрыгунчика к столу», «Научим куклу
мыть посуду»; практические упражнения: «Мы уже большие вилками едим»,
игровые занятия: «Да здравствует мыло пушистое…», «Купаться любят все»,
«Постираем кукле платье»,
игрыпутешествия: «Путешествие в страну
Чистюль», побудили детей к постоянному соблюдению
культурно
гигиенических навыков. При проведении экспериментов, таких как: «В какой
воде лучше отстирается белье» у детей сформировались начальные
предпосылки поисковой деятельности. Внедрили навык групповой работы,
повысили психоло педагогическую культуру родителей. Дети научились
избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу,
бережно относиться ко всему, что создано людьми для красоты и уюта.
В рамках этого долгосрочного проекта был реализован проект: «Самые
родные, самые любимые»
, в котором апробировали разные формы
взаимодействия детей и взрослых. Осуществили апробацию новых форм
организации
оптимально
интегрирующих индивидуальную, коллективногрупповую, фронтальную
деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и
индивидуализации в воспитании и развитии школьников.
воспитательнообразовательной работы,
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям
у детей формируются эмоциональномотивационные установки по отношению
к себе, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и
опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего
наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Во 23 классах темами совместного проектирования стали:
Альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Моя
семья» (Приложение №15), «Как мы отдыхали летом», «Домашние
питомцы» и др., которые дети рассматривают, показывают друзьям; Качалова Светлана Владимировна
Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья»
«Друзья наши меньшие»
«Ребенок и дорога»
Например, интересным проектом является, проведение семейного
детского праздника: «Папа, мама, я – спортивная семья», где в результате
совместных (взрослых и детей) обсуждений, продумываются шаги по
достижению цели. Также определяются сроки и состав участников и
приглашенных; намечается содержание (поиск информации) и фиксируется
план – сценарий проведения; распределяются обязанности и роли каждого;
определяются средства, и рассчитывается бюджет; составляется список и
приобретается все необходимое. Это так называемый подготовительный этап.
Далее наступает этап реализации, когда я совместно с родителями и детьми
приглашаем гостей, оформляем, шьём (Приложение №13), разучиваем,
репетируем и т.д. Презентацией продукта совместной деятельности
становится сам детский праздник, после которого остается много
неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что
удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз
иначе, чтобы получилось отлично.
Проект «Друзья наши меньшие» возник после того, как в школе поселился
щенок. От желающих рассказать о своих четвероногих друзьях не было отбоя.
И здесь на помощь детям пришли взрослые. Родители вместе со своими
малышами создали красочные книжкималышки о питомцах. В процессе ухода
(вместе с учителем) за обитателями уголка природы дети овладели несложными
умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, ухаживать
за ними (практические упражнения: «Полив цветов», «Подкормка цветов»,
«Посажу цветочек маме»). Наблюдая за растениями и животными, дети
научились подмечать яркие проявления в росте, развитии растений и животных.
Свои наблюдения отразили в сочинении экологических сказок и проекте
«Лекарственные растения нашего края» (Приложение №11) и «Экологический
словарь» (Приложение №12). Таким образом, были созданы условия для
желания детей сочинять сказки.
Так появился проект «Сочиняем сказки вместе». С помощью занятий,
наблюдений были апробированы комплекс игр и практических упражнений для
постижения детьми основ сочинительства: «Продолжи сказку», «Придумай
конец сказки». У детей сформировались начальные предпосылки поисковой
деятельности (поставили цель сделать так, чтобы растение чувствовало себя
хорошо.): «Научим Попрыгунчика ухаживать за фикусом», «Отгадай, что за
растение». Закрепили навык групповой работы. Сочиняя сказки, взрослые и
дети выступили как равноправные партнеры взаимодействия. Стало заметно
стремление родителей к участию в дальнейшей совместной работе.
С целью повышения эффективности профилактики детского дорожно
транспортного травматизма посредством систематизации взаимодействия Качалова Светлана Владимировна
деятельности родителей был реализован проект «Ребенок и дорога». Были
разработаны содержание и методы обучения детей безопасному поведению на
дорогах с учетом их возрастных особенностей. Совершая экскурсии к
перекрестку, по территории школы,
апробируются комплекс игр, и
практические упражнения для постижения детьми правил дорожного движения
в самостоятельной деятельности: «Я иду по переходу», «Стоп идите»,
«Водитель и пешеходы», «Найди безопасный путь», «Какая машина лишняя?»,
«Красный, желтый, зеленый». Всегда решали проблемные ситуации,
возникающие на дороге: «Быть примерным пешеходом и пассажиром
разрешается».
Познавательными для детей являются занятия: «Общественный транспорт»,
«Путешествие в страну Светофорию». Полученные детьми знания на
занятиях закрепляются в дидактических и сюжетноролевых играх, в
повседневной деятельности. Итогом проекта является выставка детских
работ: «В стране Светофория», музыкальные праздники: «Азбука дорожного
движения», «Праздник на улице».
Использование методических приёмов, (показ, объяснение, решение
проблемных ситуаций, практические упражнения, игры и т. д), позволяют
целесообразно и грамотно доводить познавательную деятельность школьников
до оптимальных результатов (быстроты, легкости, автоматизма, сознательности,
прочности).
Конечно, нужно понимать, что малыши, которые сочинили сказку,
завтра не обязательно станут добрыми, открытыми и восприимчивыми. Дети
также долго меняются, как и взрослые. К тому же человек обыкновенно
меняется через свои собственные ошибки, свой жизненный опыт. Дети не
имеют такой свободы выбора, как взрослые, на свершение поступков, их
жизненный личностный опыт накапливается ими медленнее. Изменения
становятся очевидными к школьному возрасту. Но все то, что получил
ребенок в школьном детстве, пригодится и поможет ему. (Например, все
действия детей будут доведены до автоматизма, правильное поведение на
пешеходном переходе станет привычкой).
К концу 2го класса дети накопили определенный социальный опыт,
позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.
Задачами проектной деятельности в 34 классах стали:
поисковой
формирование
деятельности,
интеллектуальной инициативы;
предпосылок
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; Качалова Светлана Владимировна
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок
способен сдерживать свои импульсивные побуждения,
терпеливо
выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности.
Несомненно,
положительными моментами использования проектной
деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей
стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему,
умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались
классификационные умения,
навыки исследовательского поведения,
появилось умения выдвигать идеи и их оценивать. Дети переходят на
развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстниками, опыт
совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей
интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная,
интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно–практическая. В этом
возрасте происходит третий – творческий – этап развития проектной
деятельности. Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из этапов
представлено в виде таблицы №1. (Приложение №2)
Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он
не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских
идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им
расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий
уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
детей с взрослыми:
Так, постепенно, перестроились отношения
школьники реже обращаются с просьбами,
активнее организуют
самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они
способны достаточно оценивать собственные поступки; принимают проблему,
уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для постижения
намеченного результата. Важную роль в развитии познавательного интереса
детей
сыграли экскурсии в библиотеку, магазин, на почту с целью
расширения представления о предметах, значении их для людей, осознания
необходимости бережного отношения к ним для длительного использования.
Во время экскурсий поддерживали заинтересованность и любознательность
побуждали к активной исследовательской деятельности,
детей,
самостоятельным
совместную
деятельность. Попытки детей самостоятельно решить проблему замечали и
поощряли, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо,
что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое
поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.
Следовательно, каждый ребенок ставился в позицию активного деятеля,
ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином
организовывали
умозаключениям, Качалова Светлана Владимировна
предмете, найти ответы на интересующие вопросы, т. е развивались умения
усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Так как метод проектов начался внедряться с первого класса,
привлечение родителей к осуществлению проектов сочли необходимым.
Родителям предоставляли разную степень участия в проектах: руководитель,
участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально –
техническая поддержка и др. Таким образом, у родителей сформируются
представления о методе проектов как эффективном условии развития
творчества детей.
Привлечение родителей к участию в жизни класса
позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить
взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом
полнее открылась жизнь ребенка в школе, а я смогла вовлечь их в
педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых
мероприятий, дальнейших проектов.
Сотрудничество с родителями включает три основных направления:
1) психологопедагогическое просвещение родителей;
2) вовлечение родителей в деятельность школьного образовательного
учреждения;
3) участие семей учеников в управлении воспитательнообразовательным
процессом в классе.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Консультирование, беседы, круглые столы, дискуссии, деловые игры,
наглядная пропаганда, анкетирование…
Одно из перспективных направлений в системе школьного
образования – интеграция образовательного процесса, основанного на
личностноориентированной модели воспитания.
Это предполагает
сотрудничество и партнерство взрослых и детей, моё постоянное
саморазвитие и самообразование . Из материалов данного опыта видно, что,
проектная деятельность напрямую решает эту проблему. Проект позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной
проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом
делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться
достигнутых договоренностей. Деятельность каждого ребенка направлена на
достижения намеченного результата. Именно поэтому большое внимание
уделяется сотрудничеству с дополнительными специалистами. Проект,
объединяющий все способы познания, дает возможность каждому ребенку
выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя
каждый в своем направлении (ктото лепит, рисует, читает, сочиняет сказки,
делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно
представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
Поэтому с педагогами систематически проводятся консультации,
индивидуальные беседы. Качалова Светлана Владимировна
Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное
пространство, включающее школьное учреждение и семью, направленное на
поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и
творческой активности.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что если нам, педагогам,
хоть немного удалось направить детскую активность на получение
положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую
самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти
человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда
будет конструктивной, позитивной, созидательной.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
За время работы над проблемой был выполнен следующий объем работы:
Изучена методическая и практическая литература по данной теме.
Пополнена предметно – развивающая среда в классе дидактическими,
наглядноиллюстративными пособиями для занятий, игр.
Апробирована методика работы над проектами в условиях класса.
Итогом методической и практической работы считаю:
Систематизацию содержания работы.
Разработку и реализацию семейных, творческих, социальных и
исследовательских проектов в условиях данного класса.
Разработку календарно тематического планирования.
Составление конспектов занятий к проектам.
Систематизацию взаимодействия с родителями учеников.
Критериями результативности опыта является диагностика уровня
развития познавательных способностей детей, которая осуществлялась при
помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови
одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В.Крулехт); «Нелепица»
(автор С.Д. Забрамная); «Лишний предмет», «Раздели на группы» (автор М.И.
Ильина, Л.Г.Парамонова). Диагностика развития творческого воображения и
творческого мышления детей осуществлялась по методикам: «Назови
картинку»,
развития
коммуникативных навыков осуществлялась по методикам: «Метод
вербальных выборов», «Два домика», «Маски» (автор М.И. Лисина).
Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности
осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым:
«Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие
умений задавать вопросы».
«Дорисовывание фигур».
Диагностика Качалова Светлана Владимировна
познных
Критерии диагностики
познавательной
деятельности: %
Развитие
способностей
Развитие творческого
воображения
Развитие творческого
мышления
Коммуникативные
2012 2013гг.
20132014гг.
2 класс
в
с
18,3 43
н
в
38,7 25
3 класс
с
46
н
29
20142015гг.
4 класс
с
в
36,2 46,5
н
8,7
17,8 42,4 39,8 24,8 45,9 29,3 37,8 45,3
9,9
17,5 44,1 38,4 25,4 46,6 28
36,2 45,4
6,7
19,7 42,8 37,5 28
48,6 23,4 39,8 47
5,5
Уровень развития у детей познавательных способностей повысился с
61,3% до 91,3 %, уровень развития творческих способностей повысился с
60,2% до 90,1%, уровень развития творческого мышления повысился с 61,6%
до 93,3%, уровень развития коммуникативных навыков и умений повысился с
62,5% до 94,5%.
Критерии
диагностики
исследовательской
деятельности %
1. Скорость ответа
на
проблемный
вопрос
2.Быстрое решение
задач
3.Нахождение новых
способов решения
задач
на
4.Реакция
помощь в решении
задач
2012 2013гг.
20132014гг.
20142015гг.
2 класс
с
н
в
19,8 54,9 25,3
3 класс
в
с
н
18,5
27,5 54
4 класс
с
56
н
8,5
в
35,5
18,5 55,2 26,3
28,7 53,
17,6
35,9
56,5
7,6
7
16,4 58,2 25,4
29,6 52,
18,2
36,7
56,5
6,8
2
15,8 57
27,2
28,7 54,
16,5
35,8
58,5
5,7
8
Уровень развития интеллектуально – поисковой деятельности
повысился с 73,7 % до 92,4 %, уровень умений решать проблемы
самостоятельно повысился с 72,8% до 94,3 %, уровень умений использовать
различные варианты решения задач повысился с 74,6 % до 93,2 % .
Диаграмма познавательной
деятельности детей: Качалова Светлана Владимировна
Диаграмма исследовательской
деятельности:
Результаты работы показали, что школьники могут успешно выполнять
проектную деятельность. В ходе проектной деятельности у детей:
полученные
синтезировать
Расширились знания об окружающем мире.
Развились общие способности детей.
Дети научились
экспериментировать,
знания,
сформировались творческие способности и коммуникативные навыки,
что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации
школьного обучения в 5м классе.
Выполнение проекта предполагает формирование оригинального
замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств,
определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Таким
образом, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей. У них
сформировалась способность оценивать результативность предпринятых
действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной
деятельности:
Приобрели необходимые социальные навыки.
Дети стали внимательней друг к другу, стали руководствоваться не
столько собственными мотивами, но и установленными нормами.
Изменилось содержание игровой деятельности детей.
Игра стала более разнообразной, а сами дети стали интересны друг
другу.
Как показывает практика, в процессе проектирования ребята не только стали
подражать взрослым, но и передавать опыт сверстникам. Создают игры, Качалова Светлана Владимировна
сказки, загадки, моделируют костюмы, приобретая творческий опыт. При
поддержке взрослых ребята стали авторами своих собственных творческих, а
также исследовательских проектов.
Наименование
Год
учас
тия
2012 Конкурс «Светлый
конкурса
праздник – Рождество
Христово»
2013 Конкурс «Служба
спасения 01»
Конкурс «Эму
Специалист»
2012
2013
2014 Районная научно –
практическая
конференция
2014 Районная научно –
практическая
конференция
2015 Районная научно –
практическая
конференция
Направление, название
работы
Творческий конкурс.
Бельчанская Милана
Творческий конкурс.
Беликов Богдан
Скиданов Егор,
Бельчанская Милана,
Карапыш Настя,
Кинаш Никита
Секция «Технология»
Карапыш Настя
Секция «Моя семья»
Браташ Алёна
Уровень
конкурса,
результат
Краевой
2 место
Краевой
1 место
Международны
й
1е места
Муниципальный
3 место
Муниципальный
Лауреат
Секция «Животный мир»
Тихонова Полина
Муниципальный
1 место
В 20132014 учебном году учащиеся 3 «В» класса показали
положительную динамику результатов обучености по математике, по итогам
мониторингов, проводимых в БОУ СОШ №35 . среднеарифметические баллы
контрольных работ: 19.09.13 3,6 б., 13.12.13 3,7 б., 14.05.14 4,0 б. В 2015 г.
4 «В» класс показал результат выполнения КДР (краевой диагностической
работы) по математике, средний балл по классу составлял 12,7, а краевой
средний балл – 12,1.
Таким образом, участвуя в педагогическом процессе наравне со
взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве школы, проявляя
изобретательность и оригинальность.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на учителя.
Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве
возможностей, что изменило мировоззрение и не допустило применения
стандартных, шаблонных действий, потребовало ежедневного творческого,
личностного роста. Качалова Светлана Владимировна
В ходе проектной деятельности развились и детскородительские
отношения. Ребенок стал более интересен родителям, поскольку стал
выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь
ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.
Библиографический список:
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как
развития детей и взрослых // Развитие
средство
личности.2000.№ 1. С. 2436.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,
1993.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность школьников. М.,
2008
Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности
школьного учреждения. М., 2005.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.
Волгоград: Учитель, 2009.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов школьных
учреждений. М., 1995.
Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности
школьного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ. М., 2003.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология
образовательной деятельности). М., 2004.
Метод проектов// Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.,
1993 С. 567..
Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование
за рубежом: История и современность: Учебное пособие. М.,
2001.
Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка
приобретать знания: Методическое пособие. Ярославль:
Академия развития, 2002. Качалова Светлана Владимировна
Приложения
Приложение №1 – Авторские проекты
№1.1 проект: «Лекарственные травы»
№1.2 проект: «Экологический словарь»
№1.3 проект: «Подарок для мамы»
№1.4 – проект: «Лошадь в жизни современного человека»
№1.5 проект: «Моя семья»
Приложение №2 – Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из
возрастных этапов (Таблица)
Приложение №3 – Диагностики (анкеты) Качалова Светлана Владимировна
Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из этапов
Приложение № 2
Этап
1
1 шаг
Подготовитель
ный
12 класс
2
Интригующее начало,
отвечающее
потребностям детей.
Обозначение взрослым
проблемы
2 шаг
Целеполагания
Определение взрослым
цели проекта,
его
мотивация
3 шаг
Планирования
4 шаг
Исполнительс
кий
5 шаг
Презентационн
ый
6 шаг
Рефлексионны
й
Привлечение детей к
участию
в
планировании
деятельности
реализации
намеченного плана
Совместное движение
взрослых и детей к
результату: «деление
вместе по образцу»,
выполнение
отдельных, несложных
поручений
Представление
продукта проектной
деятельности
Совместный анализ
выполнения проекта,
осмысление результата
Возраст
3 класс
4 класс
цели
3
Выделение
(взрослым
или
ребенком) проблемы,
отвечающей
потребностям обеих
сторон
Совместное
определение
проекта,
предстоящей
деятельности.
Прогнозирование
результата
Планирование
деятельности детьми
при незначительной
помощи взрослых,
определение средств
и
способов
реализации проекта
Выполнение детьми
проекта,
дифференцированная
помощь взрослых
4
Выделение
(детьми или взрослыми)
отвечающей
проблемы,
потребностям
обеих
сторон
Самостоятельное
определение детьми цели
проекта,
мотива
предстоящей деясти.
Прогнозирование
результата
Планирование
деятельности
детьми
(при возможном участии
взрослого как партнера)
определение средств и
реализации проекта
детьми
творческие
достижение
Выполнение
проекта,
споры,
договоренности,
взаимообучение,
взаимопомощь
Представление
продукта проектной
деятельности
Обсуждение
результата,
работы,
хода
действия
Представление продукта
проектной деятельности
Обсуждение результата
хода работы, действий
каждого,
выяснение Качалова Светлана Владимировна
каждого, выяснение
причин успехов и
неудач
Совместно с детьми
определение
перспектив
проектирования
причин успехов и неудач
Определение перспективы
развития проектирования
Проектировоч
ный
____
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Организация проектной деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.