Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей
Оценка 4.6

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.07.2018
Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей
Учащиеся видят реальное применение своих знаний на кружках внеурочной деятельности «Я- исследователь» , «Почемучки», «Расти здоровым». Выполняя исследования в разноуровневых группах, дети имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет им успешнее учиться.Работа по Федеральным государственными стандартам образования и организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
организация проектной деятельности.docx
Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей Организация проектной деятельности в начальной школе – это трудно?  Трудно, но возможно. По  своей природе учащиеся младшего школьного возраста исследователи. Они с  большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах. Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие? Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.   Исследовательский   метод   обучения   предполагает   организацию процесса выработки новых знаний.  Принципиальное отличие   исследования   от   проекта   состоит в том, что исследование   не   предполагает   создания   какого­либо   заранее   планируемого объекта,   даже   его   модели   или   прототипа.   Исследование   ­   процесс   поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.  А.И.   Савенков   считает,   что   «…проектирование   и   исследование   ­ изначально   принципиально разные   по направленности, смыслу и содержанию виды   деятельности.   Исследование   ­   бескорыстный   поиск   истины,   а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем   в   основе   обоих   методов   лежат   одни   и   те   же   задачи,   способы,   формы деятельности.   Оба   метода   ориентированы   на   самостоятельную   деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для   этой   работы   время   (от   нескольких   минут   урока   до   нескольких   недель, месяцев).   действий,   документов, Проект  ­   более   широкое   понятие   ­   это   совокупность   определенных   замысел   для   создания   предварительных   текстов, реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта. Это   всегда   творческая   деятельность.   В   основе   метода   проектов   лежит   умения развитие   познавательных   творческих   навыков   учащихся,   и   ориентироваться   в самостоятельно   конструировать   свои   знания информационном   пространстве,   развитие   критического   мышления   (по   Е.С. Попову)  Таким   образом,   исследование   ­   это   в   большей   степени   научная  деятельность,  а  проект  ­  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.          В  основе  и  методов  проектов и  исследований  лежат:  развитие  познавательных  умений и навыков учащихся;     умение  ориентироваться в  информационном  пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто на моих уроках и занятиях выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Преимущество проекта состоит в том, что он объединяет практически все уроки (окружающий мир, русский язык, математику, изобразительное искусство, информатику,   технологию   и   др.)   и   ограниченный   временными   рамками   урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность.  Учащиеся   видят   реальное   применение   своих   знаний   на   кружках   «Я­ исследователь» , «Почемучки», «Расти здоровым».                      Готовясь   к   защите   своего   проекта,   ребята   должны   выстроить   свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, логику, мышление, культуру речи. Остановимся подробнее на исследовательском и творческом проектах.  Исследовательские проекты   имеют   четкую   продуманную   структуру,  которая   практически   совпадает   со   структурой   реального   научного исследования (актуальность темы;   проблема, предмет и объект исследования;  цель,   гипотеза   и   вытекающие   из   них   задачи   исследования;   методы исследования:   наблюдение,   опыты,   эксперименты;   обсуждение   результатов,  выводы и рекомендации). Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,   дневники   наблюдения   и   т.д.   Творческие   проекты не   имеют   детально   проработанной   структуры  совместной   деятельности   учащихся   ­   она   только   намечается   и   далее  развивается   в  соответствии   с   требованиями  к   форме   и   жанру   конечного  результата.   Это   может   быть   сценарий   праздника,   стенная   газета,  театрализации,   видеофильм,   плакат,   школьный   журнал   интересных   дел   и  т.д. Творческий   проект   предполагает   максимально   свободный   авторский подход в решении проблемы. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети овладевают   нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются   нравственные   чувства,   закрепляются   определённые   формы поведения,   т.е.   формируются   так   называемые   “нравственные   привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами   личности   овладевают   учащиеся   в   результате   приобщения   их   к исследовательской работе.  Выполняя   исследования   в   разноуровневых   группах,   дети   имеют возможность   развить   лидерские   качества.   Участие   в   исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.  Методы проектов и исследования  можно рассматривать как технологию сотрудничества.   Его   главный   принцип   –   принцип   деятельности     можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я   смогу   запомнить.   Позволь   мне   это   сделать   самому,   и   это   станет   моим навсегда». В основе проектного метода лежит развитие познавательных интересов,  умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания   и   ориентироваться   в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных Этот   метод   всегда  с   темой   проекта,   развивать   критическое   мышление. ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   учащихся,   индивидуальную,   в   течение  парную   или   групповую, определенного   отрезка   времени.   В   соответствии   с   доминирующим   методом,   которую   учащиеся   выполняют  лежащим   в   основе   выполнения   проекта,  проекты, творческие,   различают:   исследовательские   информационные,     приключенческо­игровые, практикоориентированные  проекты. Рассмотрим  особенности каждого из них. Исследовательские проекты   имеют   четкую   продуманную   структуру,  которая   практически   совпадает   со   структурой   реального   научного исследования: актуальность темы;   проблема, предмет и объект исследования;  цель,   гипотеза   и   вытекающие   из   них   задачи   исследования;   методы исследования:   наблюдение,   опыты,   эксперименты;   обсуждение   результатов,  выводы   и   рекомендации.   Исследовательские   проекты   ­   одна   из   наиболее  распространенных   форм   данного   вида   деятельности.   Это   практические   и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д. Творческие   проекты не   имеют   детально   проработанной   структуры  совместной   деятельности   учащихся   ­   она   только   намечается   и   далее  развивается   в соответствии   с   требованиями   к   форме   и   жанру конечного  результата.   сценарий   праздника,  театрализации,   видеофильм,   плакат,   школьный   журнал   интересных   дел   и   Это   может   быть   стенная   газета,  т.д. Творческий   проект   предполагает   максимально   свободный   авторский подход в решении проблемы. Методы   исследования   и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Идет   реальная   игра,   в   которой   главным   условием   является   необходимость  перевоплощения   во   взрослого   человека   для   реализации   детских   задумок  (как   взрослый,   ребенок   планирует   работу,   выполняет   ее,   доказывает   ее  правильность   и   нужность,   но   в   основе   лежит   детская   тема).   Педагог выступает  в  роли  скрытого или явного координатора  деятельности ребенка. Монопроекты–   реализуются,   как   правило,   в   рамках   одного   учебного   выполняется   на   материале   конкретного   предмета.   т.е. предмета, Разумеется,   работа   над   монопроектами   не   исключает   применение   знаний   из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция ­ на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в системы. рамках классно­урочной                    Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную   тематику   нескольких   предметов,   выполняется   в   основном   во внеурочное   время   под   руководством   нескольких   специалистов   в   различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две­три предметные   области,   а   могут   быть   достаточно   объемные,   продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.   Интегрированный   проект   предоставляет   возможность   использования знаний   в   различных   сочетаниях,   стирает   границы   между   школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.    Работать   над   проектом   или   исследованием   способны   дети   разного уровня   подготовленности   или   развития   интеллекта.   Кому­то   по   силам реализация индивидуального   проекта,   а   кто­то   прекрасно   сумеет   раскрыть свои   таланты  в групповом проекте.   Главное   ­   помочь   ребенку  поверить  в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых. Использование   методов   исследования   и   проектирования   предполагает отход   от   авторитарного   стиля   обучения,   но   вместе   с   тем   предусматривает хорошо   продуманное,   обоснованное   сочетание   методов,   форм   и   средств обучения. Исследовательская   деятельность   изначально   должна   быть   свободной, практически   не   регламентированной   какими­либо   внешними   установками.   В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.  Поставленная   проблема   должны   быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им   и   обозначенная   тема добровольно   и быть обеспечена   необходимым   оборудованием,   средствами и материалами.  Таким образом,   работа по Федеральным государственными стандартам образования   и   организация   проектно­исследовательской   деятельности школьников   обеспечивает   формирование   универсальных   учебных   действий, воспитание   ответственности   учащегося   за   свой   учебный   опыт,   принятие решений, дальнейшее образование, духовно­нравственного воспитание.

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2018