Организация проектной работы студентов по географии

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 17.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрывается опыт организации проектной работы студентов по географии. Перечислены темы проектов и их соответствие целям программы дисциплины. .Характеризуются элементы учебно-развивающей среды, предполагающей 1) обеспеченность компетентными педагогами; 2) наличие информационно-методического сопровождения; 3) создание условий для защиты проектов; 4) тема и продукт проекта личностно значимы.
Иконка файла материала Организация проектной работы студентов по географии.docx
Организация проектной работы студентов по географии Сергеева Н.В., преподаватель географии БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» С учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальностей среднего профессионального образования неотъемлемой   частью   образовательного   процесса   являются   не   только   курсовые   и дипломные  работы,  но и  индивидуальные  проекты  по общеобразовательным  учебным дисциплинам.  Учебный проект с точки зрения студента ­ это возможность делать что­то интересное   самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально   используя   свои возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя,   попробовать   свои   силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности ­ найденный способ решения проблемы ­ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих студентов.  Учебный   проект   с   точки   зрения   преподавателя   ­   это   дидактическое   средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации. В   статье   остановлюсь   на   опыте   организации   проектной   работы   студентов   по географии.   Темы   индивидуальных   проектов,   предложенные   примерной   программой дисциплины   «География»   отражают   основное   содержание   и   цели   географии.  По содержанию:   экологические;   физико­географические;   социально­экономические; комплексные; краеведческие. Например,   развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   посредством   ознакомления   с   важнейшими   географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран можно  реализовать   через   темы:  «Современные  международные  миграции   населения», «Особенности урбанизации в развивающихся странах». Воспитание уважения к другим народам   и   культурам,   бережного   отношения   к   окружающей   природной   среде   можно прививать   через   работы:   «Расово­этнический   состав   населения   отдельных   стран   и регионов»,   «Этнолингвистический   и   религиозный   состав   населения   стран   или субрегионов», «Языки народов мира». Умение находить и применять географическую информацию,   статистические   материалы, геоинформационные  системы и интернет­ресурсы, для правильной оценки важнейших социально­экономических   вопросов   международной   жизни:   «Современные международные   миграции   населения»,   «Особенности   урбанизации   в   развивающихся странах»,   «Горячие   точки»   на   карте   Зарубежной   Европы»,   «Новейшие   изменения политической   карты   мира»,   «Особенности   современного   экономико­географического положения России», «Внешняя торговля товарами России». Формирование понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях   стремительного   развития   международного   туризма   и   отдыха,   деловых   и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения: «Международный туризм в различных странах и регионах мира».         Эффективность   проектной   работы   напрямую   связана   с   созданием   учебно­ развивающей среды, предполагающей 1) обеспеченность компетентными педагогами; 2) наличие   информационно­методического   сопровождения;   3)   создание   условий   для   включая   географические   карты,защиты проектов; 4) тема и продукт проекта личностно значимы. 1)   Обеспеченность   компетентными   педагогами.   Педагоги   ­   научные руководители,   должны   чётко   представлять   цель   проектной   работы,   что   такое проект,   классификацию   проектов,   требования   к   структуре,   содержанию, оформлению. Должны обладать способностью разработки критериев оценивания и методику   их   интерпретации.   В   колледже   с   преподавателями   организуются семинары­практикумы,   обеспечивается   участие   в   курсах   повышения квалификации по данному направлению.   информационно­методического   2) Наличие сопровождения.   Общие унифицированные   требования   позволяют   овладеть   алгоритмом   поиска информации   и   создания   продукта   проектной   работы.   Творческой   группой педагогов колледжа разработано методическое пособие по проектной деятельности   студентов.   Оно   включает   общую   содержательную   и   техническую информацию.   Однако,   каждая   общеобразовательная   дисциплина   имеет   свои специфические   особенности,   поэтому   кроме   общих   рекомендаций   необходимо разработать   частно   –   предметные:   перечень   примерных   тем   проектов, рекомендации для нахождения и применения географической информации, какие программы освоить для создания географической карты, интерактивной карты, к каждой теме предложить примерный список литературы, интернет ресурсы и т.д. В ходе индивидуальных  консультаций  со  студентами  применяется  критический анализ имеющихся проектов. Студенты знакомятся с проектами, оценивают их по имеющимся   критериям,   недостатки, формулируют рекомендации для работы.   находят   положительные   стороны, 3) Создание   условий   для   защиты   проектов.  Во­первых,   во   время   изучения соответствующих   тем   уроков   географии   студенты,   работающие   над   проектом, выступают   с   докладами.   В­вторых,   в   колледже   ежегодно   организуется   неделя студенческой науки. Создаются тематические секции для защиты индивидуальных проектов.    «Физическая   культура», 4) Тема и продукт проекта личностно значимы. В педколледже осуществляется подготовка   по   специальностям   «Преподавание   в   начальных   классах», «Дошкольное   образование»,   «Дополнительное образование».     Созданы   проекты:   «Разработка   туристического   маршрута   по Граховскому   району   Удмуртии»,   «Экомаршрут   по   Алнашскому   району», «Миграционные процессы в России и Удмуртии», «Место Удмуртии в торговле России» и другие. Освоен процесс создания видеоролика, интерактивной карты, презентации, буклета, лэббука, игры. Для подготовки пробных уроков и занятий студенты применяют эти знания и умения.  Таким образом,  метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать   учебный   процесс,   дающая   возможность   студенту   проявить творческую   самостоятельность   в   планировании,   организации   и   контроле   своей деятельности. Кроме   того,  проект   не   только   индивидуальная   работа   студентов,   но   и серьёзная работа педагогов.

Посмотрите также