"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
7 кл
03.02.2019
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений.docx
Организация профилактической работы по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный,
многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы
в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней
профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии
решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама
нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.
Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих
возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных
кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
В системе профилактической деятельности школы выделяют два
направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех
учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в
выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и
проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и
правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль
в предотвращении деформации личности растущего человека, которая
приводит к правонарушениям и преступлениям. Система работы по
профилактике правонарушений школы представляет собой совокупность
мероприятий
предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних:
обеспечивающих
профилактику
Обеспечение участников учебновоспитательного процесса нормативно
правовой базой;
Создание условий для качественного проведения
профилактике правонарушений:
Обеспечение полного охвата обучением детей школьного возраста;
Персональный контроль за посещением учебных занятий;
Организация правового всеобуча;
Организация летнего отдыха, оздоровления;
Организация досуга, занятости;
Взаимодействие всех служб школы:
психологической, методической, медперсонала.
социальнопедагогической,
мероприятий по
Работа в школе по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних проводится в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами: Основные законодательные и нормативноправовые акты по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
∙ Конвенция о правах ребенка
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Законы Российской Федерации:
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об
образовании» от 13.01.1996г. №12ФЗ в редакции Федеральных законов от
16.11.1997г. №144ФЗ, от 20.06.2000г. №102ФЗ, от 7.08.2000г.№122ФЗ,
от27.12.2000г. №150ФЗ, от 30.12.2001г. №194ФЗ, от 13.02.2002г. №20ФЗ,
от 21.03.2002г. №31ФЗ, от 25.06.2002г. №71ФЗ, от 25.07.2002г. №112ФЗ,
от 24.12.2002г. №176ФЗ, от 10.01.2003г. №11ФЗ, от 7.07.2003г. №123ФЗ,
от 8.12.2003г. №169ФЗ, от 23.12.2003г. №186ФЗ, от 5.03.2004г. №9ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» от 6.10.1999г. №184ФЗ в ред. Федеральных законов от
29.07.2000г. №106ФЗ, от 08.02.2001г. №3ФЗ, от 07.05.2002г. №47ФЗ, от
24.07.2002г.№ 107ФЗ, от 11.12.2002г. №169ФЗ, от 04.07.2003г. №95ФЗ,
от 19.06.2004г.
внесенными Постановлениями
Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10П, от 12.04.2002г. №9П)
№53ФЗ,
с изм.,
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003г. №131ФЗ в ред. Федеральных законов от
19.06.2004г. №53ФЗ, от 12.08.2004г. №99ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998г. №124ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской
Федерации» от 7.07.2003г. № 111ФЗ
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей» от 16.04.2001г. №44ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в
Российской Федерации» от 7.08.2000г. №122ФЗ (с изм. и доп. от
29.12.2001г.)
«О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской
Федерации» от 2.01.2000г. №32ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской
Федерации» от 27.06.1998г. №94ФЗ
«О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от
19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21,
29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)
Основной целью профилактической работы, проводимой в школе,
является создание, с одной стороны, социальных условий для становления
личности ребенка, находящегося в проблемной жизненной ситуации, с другой
создание условий для оздоровления педагогической целесообразной среды, в
которой живет и развивается этот ребенок.
Профилактическая работа с несовершеннолетними включает в себя:
Организационную работу, диагностическую работу, профилактическую работу
с обучающимися, профилактическую работу с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление
комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма,
наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с
картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе
жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных
отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений
подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья
обучающихся. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно
профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с
девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно
профилактическая деятельность осуществляется через систему классных
часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она
способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном
поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление
неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей
оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение
семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний,
общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы и
Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, работе с
семьями, находящимися в социально опасном положении и группе риска.
Основными направлениями в работе школы по профилактике
правонарушений являются:
Информационнопропагандистское
Социальнопедагогическое
Коррекционнопсихологическое
Внеурочная занятость
Цель информационнопропагандистской деятельности заключается в
формировании правового сознания и навыков законопослушного поведения
всех участников учебновоспитательного процесса через
профилактические программы, направленные на формирование ценностей
ЗОЖ: в классных уголках имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и
антитабачную и антиалкогольную пропаганду;
антинаркотические мероприятия;
занятия по правовому всеобучу для всех участников учебновоспитательного
процесса;
классные часы по формированию гражданственности и правовому
воспитанию;
Целью социальнопедагогического направления является усиление
взаимодействия СоциумШкола для более эффективного и продуктивного
сотрудничества в вопросах профилактики правонарушений. Данная цель
реализуется через: профилактические программы, направленные на формирование ценностей
ЗОЖ: в классных уголках имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и
антитабачную и антиалкогольную пропаганду;
антинаркотические мероприятия;
занятия по правовому всеобучу для всех участников учебновоспитательного
процесса;
классные часы по формированию гражданственности и правовому
воспитанию;
Целью коррекционнопсихологического направления
является
индивидуальное психологопедагогическое сопровождение всех учащихся,
состоящих на всех видах учёта, а также профилактическая работа с
остальными учащимися. Данный вид деятельности реализуется через:
обучающие программытренинги активной психологической защиты;
профилактическую и коррекционную работу с учащимися, совершившими
правонарушения и прошедшими по сводкам ОВД по программе
индивидуального психологопедагогического сопровождения;
на учащихся, состоящих на учёте ГДН и ВШК, заведены индивидуальные
дневники наблюдений.
Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по
отдельным блокам и размещены в специальных папках.
В общеобразовательном учреждении документальноинформационная база,
регламентирующая организацию и осуществление профилактики
безнадзорности и правонарушений, может включать:
1) Законодательные и нормативноправовые документы, регламентирующие
деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел
«Нормативноправовые основы организации профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»).
2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения
и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты,
в том числе положение о школьном совете профилактики, о школьном
инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции
специалистов, приказы, положения).
3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных),
направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации,
информация об их исполнении).
4) Информационноаналитические материалы по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы,
доклады, выступления).
5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе,
охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних
дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе
учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений
здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в
социально опасном положении, банки данных:
несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН
не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по
неуважительным причинам
учащихся, находящихся на внутришкольном педагогическом учете
многодетных семей
семей, имеющих одного родителя
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей
опекаемых детей и детей из патронатных семей
семей с низким материальным уровнем
детейинвалидов
Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и
6)
правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы
научнопрактических конференций, семинаров, методические разработки,
сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий). 7) Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля,
формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по
итогам контроля).
8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре,
административных и производственных совещаний, педагогических советов,
малых педагогических советов,
заседаний родительского комитета,
управляющего совета).
9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты
прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием,
рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и
исключению фактов нарушений законодательства).
10)Психологомедикопедагогическое сопровождение учащихся, находящихся
в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов,
диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их
индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и
др.).
11) Работа с родительской общественностью по предотвращению детской
безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и
протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).
12) Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав,
протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
13) Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих
учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям
о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по
индивидуальной работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник
(журнал) учета посещения уроков детьми и др.).
У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса,
содержащие информацию социального характера, личностные особенности
детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для
родителей. Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей,
протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном
учреждении и приняты за единый образец для всей школы.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной
педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привле
чением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может
осуществиться лишь в рамках обеспеченной эффективными технологиями
социальнопедагогической
личности
несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и
воспитательнопрофилактических
обеспечивающих
формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
перевоспитания
воздействий,
системы
Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и
на этой основе построить такую систему профилактической деятельности,
которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным
направлением в системе предупреждения преступности является комплексная
разработка
проблемы ранней профилактики правонарушений
несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних
можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее
окружение.
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
"Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.