Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №32 имени Л.В. Бобковой»
Выступление на педсовете
Тема: «Профориентационная работа в
школе: опыт, проблемы, пути и
перспективы развития »
Учитель первой
квалификационной категории
Знакомова Анна Александровна г. Севастополь
20162017 уч. г. [1] Организация профориентационной работы в начальной школе.
[2] Опыт работы по подготовке младших школьников к выбору профессии,
значимые для каждого ребѐнка результаты его личностного развития делают
педагогов сторонниками идеи о важности профессиональной ориентации в нача
льной школе. Бесспорно, выбор профессии не является для учащихся начальных
классов актуальной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической
профориентационной работы происходит расширение представлений младших
школьников об окружающем мире и, через познание его сложности и многообра
зия, открытие своего «Я». Стремление к познанию окружающего мира и себя
заложено в самой природе ребѐнка, который в игровой деятельности моделирует
реальную действительность. В начальных классах профориентационная работа
предусматривает включение школьников в практическую пробу сил в разных
сферах деятельности.
[3] Как сказал Бернард Шоу «Единственный путь к знанию – деятельность».
Хочется остановиться на конкретных видах деятельности младшего школьника по
профориентационной работе.
[4] В первом классе формируются первые умения и навыки общего труда на
пользу людям, культуры труда, расширяются знания о производственной
деятельности людей, о технике, воспитывается уважение к людям труда, даѐтся
понимание значения труда в жизни человека. К семи годам ребѐнок уже может
мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. К началу
учѐбы в школе начинает формироваться словеснологическое мышление, которое
предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь
аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с какимлибо
понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки,
характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?).
Игра ещѐ некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и
умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для
первоклассников включаются ролевые игры, в процессе которых шести и
семилетние дети с удовольствием проигрывают действия, которые выполняют
люди разных профессий: продавца, детского врачапедиатра, парикмахера. При
этом игровое место обставляется теми же предметами, которыми пользуются
люди данных профессий, только игрушечными. В игре так же пополняется
словарный запас учащихся, формируются правила культуры поведения.
[5] Особо трудно первоклассникам «даѐтся» понимание и установление
причинноследственных связей. Именно поэтому в процессе планирования
профориентационного занятия важно учить выделять в профессии существенные,
главные стороны. Одна из форм – встречи с интересными людьми. Для этого
приглашаются родители, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.
Так, на уроках проходят встречи с представителями военной части и ознакомление
с профессией военнослужащего, а на уроках трудового обучения актуальными
являются встречи с озеленителем и знакомство с профессией ландшафтный
дизайнер.
[67] Во 24 классах продолжается знакомство школьников с трудом
окружающих людей и их профессиями, развитие общетрудовых знаний, умений и
навыков, вырабатываются первые навыки организации своей работы и работы
товарищей, обобщается и развивается представление о труде. Учащиеся на
классных библиотечных часах совершают заочные путешествия «По океану
профессий». В процессе путешествия в игре «Устами младенца» проходит
ознакомление с профессиями по описанию, в игре «Волшебный мешочек» ученики
на ощупь угадывают предметы и связывают их с профессиями.
[8] Для учащихся данного возраста можно разыгрывать диалоги «В школе»,
«На приѐме у врача» и др. Уместна здесь и рисуночная методика, где в начале
занятия в течение 45 минут школьникам нужно изобразить, как они представляют
человека, выполняющего ту или иную работу, а в конце занятия – изобразить свои представления после проведения занятия. Продолжается профориентационная
работа и в группе продлѐнного дня, где во время проведения мастерклассов на
тему «Профессия строитель» учащиеся знакомятся с профессиями бетонщика,
каменщика, плотника, сварщика, маляра, штукатура, электрика и др. и узнают, что
строительство – это коллективный труд.
[910] Во 24 классах учителю необходимо развивать умение устанавливать
внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение
сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. Одной из действенных
форм профориентационной работы является знакомство с профессиями
родителей. Учащиеся практическим путѐм знакомятся с профессией работника
МЧС. Здесь можно не только услышать рассказ, но и попробовать, потрогать,
подержать то, чем пользуются работники МЧС во время вызовов. «Кто в дни
болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач.) Узнать о профессии
врача помогла экскурсия в «Лабораторию человека». Где учащиеся расширили
свои знания о профессии врача, фельдшера и пришли к выводу: «Нет ничего
опаснее, чем безразличное отношение к собственному организму, который никого
не прощает». Больше узнать о профессии повара ребята смогли, посещая
лабораторию кулинарного искусства «Столыпин».
[11] А больше узнать о профессии метеоролога учащиеся 3 класса смогли на
метеoстанции. Там же ребята познакомились с представителем редкой профессии
– хранитель маяка. Общественнополезный труд, в котором участвуют младшие
школьники, оказывает определѐнное влияние на формирование их интересов.
Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от
этого испытывают огромное удовольствие. Ещѐ одна из форм
профориентациионной работы – ведение школьниками «Профессионального
портфолио».
[12] В 4 классе учащиеся уже сами готовят презентации о разных
профессиях и не только о таких известных, как врач, парикмахер, автомеханик,
стоматолог, но и редких: стилист, модельер, художник, мультипликатор, архитектор, микробиолог, стюардесса, археолог. Материал портфолио
пополняется новыми сведениями о профессиях постоянно. Ещѐ одна из
интересных форм работы – наблюдение за деятельностью людей разных
профессий.
[13] В результате наблюденияпутешествия учащиеся 4 класса создают
фоторяд «В мире профессий» взрослых, которые работают вместе с нами и рядом
с нами. Следующий этап рисунки о том, что видели. Затем – знакомство с
профессиями родителей, а после написание сочинения «Кем я хочу стать».
Профориентация в начальной школе даѐт школьникам ответ на вопрос, затем он
вообще учится, формирует правильную самооценку, помогает организовать
учебную деятельность, приносит элементы спокойствия в отношении школьника к
своему будущему, способствует формированию жизненной позиции.
Организация профориентационной работы в начальной школе
Организация профориентационной работы в начальной школе
Организация профориентационной работы в начальной школе
Организация профориентационной работы в начальной школе
Организация профориентационной работы в начальной школе
Организация профориентационной работы в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.