Организация профориентационной работы в начальной школе
Оценка 4.6

Организация профориентационной работы в начальной школе

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
классное руководство
Взрослым
20.03.2017
Организация профориентационной работы в начальной школе
Публикация является частью публикации:
Знакомова А.А. педсовет.doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение  города Севастополя  «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Л.В. Бобковой» Выступление на педсовете Тема: «Профориентационная работа в школе: опыт, проблемы, пути и перспективы развития » Учитель первой                    квалификационной  категории Знакомова Анна Александровна г. Севастополь 2016­2017 уч. г. [1] Организация профориентационной работы в начальной школе. [2] Опыт работы по подготовке младших школьников к выбору профессии,  значимые для каждого ребѐнка результаты его личностного развития делают  педагогов сторонниками идеи о важности профессиональной ориентации в нача­ льной школе. Бесспорно, выбор профессии не является для учащихся начальных  классов актуальной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической  профориентационной работы происходит расширение представлений младших  школьников об окружающем мире и, через познание его сложности и многообра­ зия, открытие своего «Я». Стремление к познанию окружающего мира и себя  заложено в самой природе ребѐнка, который в игровой деятельности моделирует  реальную действительность. В начальных классах профориентационная работа  предусматривает включение школьников в практическую пробу сил в разных  сферах деятельности.  [3] Как сказал Бернард Шоу «Единственный путь к знанию – деятельность».  Хочется остановиться на конкретных видах деятельности младшего школьника по  профориентационной работе.  [4] В первом классе формируются первые умения и навыки общего труда на  пользу людям, культуры труда, расширяются знания о производственной  деятельности людей, о технике, воспитывается уважение к людям труда, даѐтся  понимание значения труда в жизни человека. К семи годам ребѐнок уже может  мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. К началу  учѐбы в школе начинает формироваться словесно­логическое мышление, которое  предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь  аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с каким­либо  понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки,  характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Игра ещѐ некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и  умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для  первоклассников включаются ролевые игры, в процессе которых шести­ и  семилетние дети с удовольствием проигрывают действия, которые выполняют  люди разных профессий: продавца, детского врача­педиатра, парикмахера. При  этом игровое место обставляется теми же предметами, которыми пользуются  люди данных профессий, только игрушечными. В игре так же пополняется  словарный запас учащихся, формируются правила культуры поведения.  [5]  Особо трудно первоклассникам «даѐтся» понимание и установление  причинно­следственных связей. Именно поэтому в процессе планирования  профориентационного занятия важно учить выделять в профессии существенные,  главные стороны. Одна из форм – встречи с интересными людьми. Для этого  приглашаются родители, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.  Так, на уроках проходят встречи с представителями военной части и ознакомление с профессией военнослужащего, а на уроках трудового обучения актуальными  являются встречи с озеленителем и знакомство с профессией ландшафтный  дизайнер. [6­7]  Во 2­4 классах продолжается знакомство школьников с трудом  окружающих людей и их профессиями, развитие общетрудовых знаний, умений и  навыков, вырабатываются первые навыки организации своей работы и работы  товарищей, обобщается и развивается представление о труде. Учащиеся на  классных библиотечных часах совершают заочные путешествия «По океану  профессий». В процессе путешествия в игре «Устами младенца» проходит  ознакомление с профессиями по описанию, в игре «Волшебный мешочек» ученики  на ощупь угадывают предметы и связывают их с профессиями. [8]  Для учащихся данного возраста можно разыгрывать диалоги «В школе»,  «На приѐме у врача» и др. Уместна здесь и рисуночная методика, где в начале  занятия в течение 4­5 минут школьникам нужно изобразить, как они представляют  человека, выполняющего ту или иную работу, а в конце занятия – изобразить свои представления после проведения занятия. Продолжается профориентационная  работа и в группе продлѐнного дня, где во время проведения мастер­классов на  тему «Профессия ­ строитель» учащиеся знакомятся с профессиями бетонщика,  каменщика, плотника, сварщика, маляра, штукатура, электрика и др. и узнают, что  строительство – это коллективный труд. [9­10]  Во 2­4 классах учителю необходимо развивать умение устанавливать  внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение  сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. Одной из действенных  форм профориентационной работы является знакомство с профессиями  родителей. Учащиеся практическим путѐм знакомятся с профессией работника  МЧС. Здесь можно не только услышать рассказ, но и попробовать, потрогать,  подержать то, чем пользуются работники МЧС во время вызовов. «Кто в дни  болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач.) Узнать о профессии  врача помогла экскурсия в «Лабораторию человека». Где учащиеся расширили  свои знания о профессии врача, фельдшера и пришли к выводу: «Нет ничего  опаснее, чем  безразличное отношение к собственному организму, который никого  не прощает». Больше узнать о профессии повара ребята смогли, посещая  лабораторию кулинарного искусства «Столыпин».  [11]  А больше узнать о профессии метеоролога учащиеся 3 класса смогли на метеoстанции. Там же ребята познакомились с представителем редкой профессии  – хранитель маяка. Общественно­полезный труд, в котором участвуют младшие  школьники, оказывает определѐнное влияние на формирование их интересов.  Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от  этого испытывают огромное удовольствие. Ещѐ одна из форм  профориентациионной работы – ведение школьниками «Профессионального  портфолио».  [12] В 4 классе учащиеся уже сами готовят презентации о разных  профессиях и не только о таких известных, как врач, парикмахер, автомеханик,  стоматолог, но и редких: стилист, модельер, художник, мультипликатор, архитектор, микробиолог, стюардесса, археолог. Материал портфолио  пополняется новыми сведениями о профессиях постоянно. Ещѐ одна из  интересных форм работы – наблюдение за деятельностью людей разных  профессий.  [13]  В результате наблюдения­путешествия учащиеся 4 класса создают  фоторяд «В мире профессий» взрослых, которые работают вместе с нами и рядом  с нами. Следующий этап ­ рисунки о том, что видели. Затем – знакомство с  профессиями родителей, а после ­ написание сочинения «Кем я хочу стать».  Профориентация в начальной школе даѐт школьникам ответ на вопрос, затем он  вообще учится, формирует правильную самооценку, помогает организовать  учебную деятельность, приносит элементы спокойствия в отношении школьника к  своему будущему, способствует формированию жизненной позиции.

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе

Организация профориентационной работы в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017