Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
английский язык
5 кл—7 кл
16.11.2018
В статье рассматривается проблема детской неуспеваемости при изучении иностранного языка. Посредством реализации современных образовательных технологий (проблемного обучения, технологии модерации и технологии интерактивного обучения) учитель выступает в роли модератора, предлагая обучающемуся реализоваться на уроке. В статье предлагаются варианты работы с низкомотивированными обучающимися, задания для повышения мотивации, виды работ со слабоуспевающими, признаки отставания обучающихся, что необходимо делать, когда появляется вопрос как учить? Обучение в сотрудничестве, дифференциация, метод проектов, как способы устранения причин неуспеваемости.
19. ИОМ низкомотивированные.docx
Организация работы со
слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися на уроке иностранного языка.
Автор: Ирхатова Айгуль Исенбуловна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ №2 п. Новоорск»
Новоорского района Оренбургской области Аннотация
В статье рассматривается проблема детской неуспеваемости при изучении
иностранного языка. Посредством реализации современных образовательных технологий
(проблемного обучения, технологии модерации и технологии интерактивного обучения)
учитель выступает в роли модератора, предлагая обучающемуся реализоваться на уроке. В
статье предлагаются варианты работы с низкомотивированными обучающимися, задания
для повышения мотивации, виды работ со слабоуспевающими, признаки отставания
обучающихся, что необходимо делать, когда появляется вопрос как учить? Обучение в
сотрудничестве, дифференциация, метод проектов, как способы устранения причин
неуспеваемости. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный
рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. С чем это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально
экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервнопсихическое здоровье
школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных
программ значительно возрастает число неуспевающих. Наша задача увидеть и понять
проблему, если же не видим проблему, это значит, что она в нас самих».
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно
обнаружить по следующим признакам:
1.Низкий уровень умственного развития, причинами которого могут быть:
педагогическая запущенность; частые заболевания; пропуски и занятий; органические
нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
2.Несформированность учебных навыков т.е. ребенок не умеет учиться: с текстом;
выделять главное, существенное; может организовать свое время и распределить усилия и
т.д.
3.Дефицит
внимания
с
гиперактивностью,
который
характеризуется отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью и т.д.
4.Отсутствие познавательного интереса, т.е. с ребенком никто не занимался, не
развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки
и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
5.Несформированность произвольной сферы, которая проявляется в том, что
ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для
выполнения учебных задач.
6.Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной
деятельности.
7.Низкий познавательный интерес, когда не срабатывают карательные меры
(двойки, наказания и т.д.).
8.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.
9.Низкая работоспособность,
истощаемости, медленном темпе работы.
которая проявляется в
утомляемости,
Тогда появляется вопрос: как учить? Для этого необходимо: создавать
проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать
сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят. При развитии мотива
достижения цели следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например,
задавая ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать
ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные
беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к
процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже освоили материал и
выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат
их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих
детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и
внимания.
1. Упражнение – «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается
просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом.
Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы
лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты.
Выбираются самые точные и лучшие ответы.
2. Упражнение – «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам
демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять
из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может
зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти.
Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно
воспроизведет больше текста.
3. Упражнение – «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на
тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более
полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал
самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
4. Упражнение – «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга,
закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается
воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной
фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники
исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться:
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя
личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за
пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на
уроках избегают активной познавательской деятельности, к поручениям учителя относятся
отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет
продуктивность учения. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от
мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового? Задача педагога в этом
случае: помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать
ответственность; поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая
позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития
внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумывать каждый урок согласно интересам учащихся,
использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, я применяю технологию интерактивного
обучения через решение проблемных ситуаций; использование исследовательского подхода
при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом
учащихся; организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов
деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над
проектами.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему
ученику на определенном этапе урока:
Контроль подготовленности учащихся;
Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложение учащимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть
явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов,
выявляющих степень понимания ими учебного материала;
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых,
ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач,
упражнений;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их
оформлению;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка,
исправления;
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а
не механическое увеличение их числа;
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
1. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек –
консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Дифференцированные задания.
«Разрезные» карточки.
Творческие задания.
«Карточки – информаторы».
«Карточки с образцами решения».
1. «Карточки – конспекты».
Обучение в сотрудничестве.
Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания в малых
группах им непонятны и часто непосильны. Впрочем, когда они сидят в общей группе и не
смеют пошевелиться под взглядом строгого учителя, результаты в действительности не
лучше – учения не происходит. Если класс состоит из учащихся с разными
способностями,то там нужно учиться работать и учителю и учащимся. Учителю важно
уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно
готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять
задания. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок
работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с
этой малой группой намного больше времени.
В конце урока – подведение итогов и «демонстрация себя» несколькими
учащимися. На первый взгляд эффективность такого урока невысока, но центрирование на
учениках (а это и есть урок, центрированный на ученике) приносит главный результат –
умение учиться. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами
оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на
каком – то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы
выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении
какогонибудь вопроса. Я разработала и провожу уроки английского языка, которые мы с
детьми называем «Блиц уроки». Выполнение упражнений проводится в форме
блицтурниров: определенное количество заданий нужно решить за отведенный норматив
времени. На блиц уроке учащимся предлагается весь урок выполнять упражнения. На
первый взгляд, затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит
внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания 3 х уровней
сложности, а право выбора сложности задания оставляет за учащимися. Оценивание за
урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества выполненных
упражнений. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложных или 6
простых заданий – выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы,
выступают в роли консультантов для более слабых учащихся: учатся, обучая. Даже самые
слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по
плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться
помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении темы
(например, по теме «Прошедшее время»).
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии,
отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное
обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования
познавательской деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только
систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается
внимание. Проектно – исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике
применить знания, полученные на уроках.
Технологии индивидуализации позволяют ученику при возможности и возникшем
интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом,
дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу
изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает
оказаться за отведенное на данную тему время.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке иностранного языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.