"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"
Оценка 4.6

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +1
8 кл
03.02.2019
"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ.doc
Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ В   современных   условиях   серьезно   обострились   проблемы   социальной дезодаптации   детей   и   подростков. Ослабевает   воспитательный   и нравственный   потенциал   семьи,   снижается   ответственность   родителей (законных   представителей)   за   содержание   и   воспитание   детей.   Растет количество   безнадзорных   подростков.   И   как   следствие   бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация. Перед   образовательным   учреждением   стоит   задача   организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении   детей   и   подростков,   профилактике   правонарушений   среди несовершеннолетних. Профилактическая   работа   с   обучающимися   –   процесс   сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,     то   есть   создание   условий,   обеспечивающих   возможность нормального   развития   детей:   выявление   учащихся,  склонных   к   нарушению морально­правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких   школьников   и   причин   нравственной   деформации   личности, своевременное   выявление   типичных   кризисных   ситуаций,   возникающих   у обучающихся   определенного   возраста,   использование   возможностей ученического   самоуправления,     вовлечение   в   проведение   школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.         Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно   организованная   педагогическая   помощь   могут   сыграть   важную роль   в   предотвращении   ситуаций,   которые   могут   привести   к правонарушениям и преступлениям.        Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. Наиболее   эффективными   в   работе   по   профилактике   правонарушений являются   школы   с   развитой   структурой   внеурочной   деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в   школах   структурных   подразделений   дополнительного   образования, осуществление   досуговых   программ,   организация   любительской самодеятельности  (художественной,  технической,  спортивной),  организация семейного досуга   ­ мощный источник привлекательности  школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения. Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится   местом,   где   ребенок   реально   находит   применение   своим возможностям и инициативе. В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку   без   этого   невозможно   эффективное   решение   задач   обучения   и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим необходимо: ­ создать уклад норм школьной жизни; ­  помочь школьникам  узнать свои  права   и  научиться  ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; ­   помочь   подросткам   увидеть   взаимосвязь   личной   свободы   и ответственности каждого человека; ­ помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами; ­ воспитать навыки правовой культуры.   Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени. Раннюю   профилактику,   можно   определить   как   совокупность   мер, осуществляемых с тем чтобы: 1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;  2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;   3)   воздействовать   на   несовершеннолетних,   допускающих   отклонения   в поведении   таким   образом,   чтобы   не   дать   закрепиться   антиобщественным взглядам и привычкам. Основными направлениями ранней профилактики являются: 1.   Выявление   и   установление   неблагополучных   условий   жизни   и воспитания еще  до  того,  как  они отразились  на  поведении,  формировании взглядов конкретных подростков.  2.   Выявление   и   устранение   (нейтрализация)   источников   отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. 3.   Оказание   сдерживающего   и   корректирующего   воздействия   на подростков с социально отклоняющимся поведением. 4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему   в   неблагоприятные   условия   семейного   воспитания,   вплоть   до изъятия   из   отрицательной   среды   и   направления   в   детский   дом,   школу­ интернат   и   т.   д.,   возможно   применение   конкретных   мер   по   организации контроля   за   его   поведением   и   индивидуальной   воспитательно­ профилактической   работы   (постановка   на   учет   и   инспекцию   по   делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.).  Выделив   несколько   направлений   в   деятельности   школы,   особый   упор необходимо   сделать   на   учебно­воспитательное   и   социально­правовое направление. Учебно­воспитательное   направление  деятельности   ­   это   осуществление образования   детей,   имеющих   трудности   в   усвоении   образовательных 2 программ   в   связи   с   особенностями   психофизического   развития   и неблагополучными   социальными   условиями   жизни,   в   пределах государственного   образовательного   стандарта.   Создание   условий   для личностно­ориентированного   обучения,   обеспечивающего   вариативный характер образования с постановкой коррекционно ­ развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности. Социально­правовое   направление  предусматривает   оказание   помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении   профессии   и   трудоустройстве,   в  защите   их   прав   и   охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних. В   начале   каждого   учебного   года   в     школе   создаётся   банк   данных обучающихся,   оказавшихся   в   тяжелой   жизненной   ситуации,   и   семей, находящихся в социально­опасном положении, с целью последующей помощи им.   Оформляются   социальные   паспорта   каждого   класса,   и   впоследствии составляется   единый   социальный   паспорт   школы.   Работниками   социально­ педагогической   службы   –   тщательно   планируется   работа   с   подростками   с девиантным   поведением:   составляется   план   работы   Совета   профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди   несовершеннолетних,   план   мероприятий   по   антиалкогольной, антиникотиновой   пропаганде;   планируются   санитарно­просветительская работа.  На   заседаниях   Совета   профилактики   правонарушений   регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.  В   решении   проблем   предупреждения   правонарушений   среди несовершеннолетних   эффективны   проводимые   Месячники   профилактики правонарушений.   В   их   организации   участвуют   сотрудники   ГИБДД,   ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.  В  рамках   месячника   профилактики   правонарушений   проводятся   беседы   о   здоровом   образе   жизни,   о   правах   и для   обучающихся   по   ПДД,   обязанностях, пропаганда правовых знаний». Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по   профилактике   правонарушений   позволяет   привлечь   к   работе   по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников   воспитательного   процесса,   что,   в   свою   очередь,   оказывает положительное   воздействие   на   оперативную  обстановку   и   способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде. 3 Педагогический   коллектив   школы   прилагает   максимум   усилий   для организации   свободного   времени   учащихся.   В   школе   работают   бесплатные кружки.   Успешно   работают   спортивные   секции   по   настольному   теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся. Ведущую   роль   в   организации   сотрудничества   школы   и   семьи   играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают   политику,   проводимую   школой   по   отношению   к   обучению   и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется   большая   работа   по   пропаганде   педагогических   знаний   среди родителей,   регулярно   проводятся   лекции   по   воспитанию   обучающихся согласно   их   возрастных   особенностей,   родительские   собрания,   совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены  на повышение   педагогической   культуры   родителей,   на   укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.  СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ  1. Диагностическая деятельность   — выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;  — изучение уровня развития и воспитанности учащихся;  — наблюдение за учащимися в различных ситуациях;  — определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;   —проведение   социометрического   исследования   по   определению   референтных   групп   и положения ребенка в коллективе;  — определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;  — выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;  — изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;  — изучение особенностей характера и темперамента ребенка;  — определение мотивов поведения и общения;  — учет состояния здоровья ребенка;  — наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).  2. Индивидуально­коррекционная работа  — индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;  — изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного   определение   конкретных   задач   и   методов   дальнейшего   педагогического воздействия;  — ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 ­го класса и передача дневника классному руководителю 4­го класса для дальнейшей последовательной работы;   —   индивидуальная   работа   классного   руководителя,   социального   педагога   психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения; 4 —   создание   условий   для   развития   творческих   способностей   ребенка,   помощь   в организации разумного досуга (кружки,спортивные секции и др.);  — вовлечение учащихся в активную общественную работу;   —   ненавязчивый   контроль   со   стороны   учителя,   классного   руководителя,   психолога, социального   педагога,   администрации   школы   за   поведением   ребенка   в   классном коллективе и во внеурочное время;  — проведение тренингов общения;  — проведение тренингов психологической разгрузки;  — привлечение к чтению, запись в библиотеку;  — индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.  3. Работа с семьей  — изучение социального положения ребенка в семье;  — выступление учителей на родительских собраниях;  — посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;   —   встречи   с   работниками   инспекции   по   делам   несовершеннолетних,   прокуратуры, следственных органов;  — индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;  —вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;    — привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;  — проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;   — привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);  — приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.; 4. Взаимодействие с заинтересованными организациями  — сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;  —сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.; 5. Информационная, организационно­методическая деятельность   —   проведение   совместных   малых   и   больших   педагогических   советов,совещаний, дискуссий и т.п.;  — взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);   —   разработка   комплексно­целевой   программы   «Профилактика   правонарушений   и преступлений среди несовершеннолетних»;   —   разработка   индивидуальной   программы   коррекции   поведения   трудновоспитуемых подростков;   —   составление   психолого­педагогической   карты   учащихся, внутришкольном контроле в ПДН;  — разработка материалов в помощь классному руководителю;  — составление психолого­педагогической характеристики класса;  — организация выставок литературы, плакатов;  — проведение социометрического исследования классов.  6. Правовое просвещение учащихся  — изучение и обсуждение Правил для учащихся;  — изучение Закона «О правах ребенка»;   — изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;  — организация встреч с работниками ОВД, ПДН;   состоящих   на 5 — проведение месячника правовых знаний;  — проведение тематических кинолекториев;  — проведение диспутов, конференций. Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической   и   умственной   незрелости,   нуждается   в   специальной   охране   и защите, школа определяет главную цель  профилактической работы. Создание   условий   для   совершенствования   существующей   системы профилактики   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних, снижение   тенденции   роста   противоправных   деяний,   сокращение   числа  правонарушений,   преступлений,   совершенных   учащимися   образовательного учреждения,   реализация   государственных   гарантий   прав   граждан   на получение ими основного общего образования. Задачи: 1. Выявление   несовершеннолетних,   находящихся   в   социально   опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. 2. Оказание   социально­психологической   и   педагогической   помощи несовершеннолетним,   имеющим   отклонения   в   развитии   или   поведении, либо проблемы в обучении. 3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. 4. Обеспечение   внеурочной   и   каникулярной   занятости   учащихся   и привлечение   несовершеннолетних   к   участию   в   социально­значимой деятельности. 5. Реализация   системы   мер,   направленных   на   формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни. 6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной  ступени образования  к другой. 6 7

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"

"Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019