Организация учебного исследования по выводу правила Аллена
Оценка 4.9

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир
3 кл
02.03.2019
Организация учебного исследования по выводу правила Аллена
Данное исследование проводила, когда обучалась на курсе "Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Часть 1: работа с признаками" у Аллы Александровны Нестеренко. Работа проводилась с учениками 3 класса на уроке окружающего мира после изучения раздела "Жизнь животных". Ребята выделяли существенные признаки объекта, структурировали копилку, выявляли причинно-следственные связи между объектами, устанавливать закономерности, формулировать правило.
Исследование. Правило Аллена.doc
1. Тема:  Организация учебного исследования по выводу 2. Ученики 3 «в» класса МОБУ СОШ№2 Пожарского муниципального правила Аллена района 3. ФИО педагога: Левицкая Г.В. 4. Ожидаемый продукт:  В ходе исследования дети могут сделать следующие выводы:  ПРАВИЛО АЛЛЕНА — выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, поэтому в первом случае они отдают в окружающую среду меньше тепла.  ПРАВИЛО БЕРГМАНА  — у теплокровных животных, подверженных географической изменчивости, размеры тела особей статистически больше у популяций, живущих в более холодных частях ареала вида.  5. Планируемые результаты: Метапредметные: Ученики научатся   • выделять существенные признаки объекта • структурировать  копилку • выявлять причинно­следственные связи между объектами  • устанавливать закономерности  • грамотно формулировать правило. Предметные: Познакомятся   с   некоторыми   видами   зайцев,   особенностями   их   строения, приспособленностью к условиям обитания 6. Структура учебного исследования 6.1. Постановка проблемы. Выявить закономерности (связи между признаками).  Проблема была поставлена учителем после наблюдения за признаками объектов. 6.2. Копилка Копилка дается в готовом виде. Заяц толай Некрупный заяц, по внешнему виду напоминающий мелкого русака: длина тела 39­ 55 см, масса 1,5­2,8 кг. Уши и ноги длинные, по относительным размерам длиннее, чем   у   русака.   Длина   клиновидного   хвоста   7,5­11,6   см,   длина   уха   8,3­11,9   см. Ступни задних лап довольно узкие, к передвижению по глубокому снегу этот заяц не приспособлен. Окраска меха, в целом, напоминает окраску светлого русака, но мех   не   имеет   характерной   волнистости.   Летний   мех   серый   с   буроватым   или охристым   налётом;   чередование   тёмных   и   светлых   остевых   волос   создаёт   выраженную   мелкую штриховку. Голова тёмная, горло и живот белые; хвост сверху тёмный, с кистью жёстких белых волос на   конце.   У   ушей   тёмные   кончики.   Зимний   мех   немногим   светлее   летнего,   с   выраженными пестринами.  Обитает   в   пустынях,   полупустынях   и   горах   Средней   Азии   (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения), Казахстана, Южной Сибири и Забайкалья, Монголии и Северо­ Восточного Китая. Северная граница ареала проходит примерно по 48° с. ш. На территории России ареал состоит из нескольких изолированных участков в сухих степях и горах Южной Сибири от Алтая, Чуйской степи, юга Бурятии и Читинская области до бассейна верхнего Амура. Кроме того, изредка встречается в северо­восточном Прикаспии, на юге Астраханской области. Заяц­беляк Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, изредка достигая 74 см; масса тела 1,6­4,5 кг. Средние размеры уменьшаются с северо­запада на юго­восток. Самые крупные беляки обитают в тундре Западной Сибири (до 5,5 кг), самые мелкие в Якутии и Дальнем Востоке (3 кг). Уши длинные (7,5­10 см), но заметно короче, чем у русака. Хвост обычно сплошь белый; относительно короткий и округлый, длиной 5­10,8 см. Лапы сравнительно широкие; ступни, включая подушечки пальцев, покрыты густой щёткой волос. Нагрузка на 1 см² площади подошв у беляка всего 8,5­12 г, что позволяет ему легко передвигаться даже по рыхлому снегу. (Для сравнения у лисицы она равна 40­43 г, у волка — 90­103 г, а у гончей собаки — 90­110 г). В   окраске   наблюдается   чётко  выраженный   сезонный   диморфизм:   зимой   беляк чисто­белый,   за   исключением   чёрных   кончиков   ушей;   окраска   летнего   меха   в различных   частях   ареала   —   от   рыжевато­серой   до   аспидно­серой   с   бурой струйчатостью. Голова обычно окрашена несколько темнее спины; бока светлее. Брюхо белое. Только в областях, где нет устойчивого снегового покрова, зайцы на зиму не белеют.  Самки  беляков в среднем  крупнее самцов,  по окраске не отличаются.      Заяц­беляк   обитает   в   тундровой,   лесной   и   частично   лесостепной   зоне Северной   Европы   (Скандинавия,   северная   Польша,   изолированные   популяции   в   Ирландии, Шотландии, Уэльсе), России, Сибири, Казахстана, Забайкалья, Дальнего Востока, северо­западной Монголии, северо­восточного Китая, Японии (о. Хоккайдо). Акклиматизирован в Южной Америке (Чили и Аргентина). Населяет некоторые арктические острова (Новосибирские, Вайгач, Колгуев). В сравнительно   недалеком   прошлом   был   распространён   значительно   южнее;   реликтовый   участок прежнего ареала сохранился в Швейцарских Альпах. В России распространён на большей части территории, на севере до зоны тундр включительно. Южная граница   ареала   проходит   по   южным   окраинам   лесной   зоны.   В   ископаемых   остатках   известен   из верхнеплейстоценовых   отложений   верхнего   Дона,   из   района   среднего   течения   Урала,   западного Забайкалья (гора Тологой). Заяц­русак Относится к крупным зайцам: длина тела 57­68 см; масса 4­6 кг, редко — до 7 кг. Самые крупные особи встречаются на севере и северо­востоке ареала. Телосложение хрупкое. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4­14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2­14 см длиной), чёрного или чёрно­бурого цвета сверху. Глаза красновато­коричневые. Задние конечности длиннее, чем у беляка, но   лапы   короче   и   уже   (длина   ступни   13,6­18,5   см),   поскольку   русак   обитает   в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый. Летняя окраска бывает охристо­серая, бурая, коричневая, охристо­рыжая или оливково­бурая,   разных   оттенков.   Характерны   крупные   тёмные   пестрины, образованные   концами   волос   подшёрстка.   Концы   остевых   волос   охристые. Шерсть   русака   блестящая,   шелковистая,   заметно   извитая.   Бока   окрашены светлее  спины;  живот белый,  без ряби. Вокруг глаз белые  кольца. Кончики ушей   круглый   год   чёрные.   Зимний   мех   немногим   светлее   летнего;   голова, кончики ушей и передняя часть спины и зимой остаются тёмными.  Русак — исконно степное животное Европы, Передней и Малой Азии и Северной Африки. Его расселение на север, вероятно, началось не раньше середины четвертичного периода. В настоящее время он распространён в степях, лесостепях, тундрах и малооблесённых областях лесной зоны Европы, на севере до Ирландии, Шотландии, южной Швеции и Финляндии, на юге — до Турции, Закавказья,   Ирана,   севера   Аравийского   полуострова,   Северной   Африке,   северного   Казахстана. Ископаемые остатки известны из плейстоценовых отложений Азербайджана и Крыма. В пределах России водится по всей Европейской части страны до северных побережий Ладожского и Онежского озёр, Северной Двины; далее граница распространения идёт через Киров, Пермь, огибая Уральские горы, через Курган до Павлодарской области Казахстана. Южная граница проходит через Закавказье,   Прикаспий,   Устюрт,   северное   Приаралье   до   Караганды.   Акклиматизирован   в   ряде районов Южной Сибири (предгорные районы Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау). Выпускался в Алтайском   и   Красноярском   краях,   в   Новосибирской,   Кемеровской,   Иркутской   и   Читинской областях. Акклиматизирован на Дальнем Востоке: в Хабаровском крае выпущен в 1963—1964 гг. (Еврейская АО), в 1965 г. — в Приморском крае (Уссурийский и Михайловский р­ны). В Бурятии попытки акклиматизации не увенчались успехом. Искусственно расселялся в Северной Америке. Так, русак был завезён в штат Нью­Йорк в 1893 г. и в 1912  г.  —  в  провинцию   Онтарио  (Канада).   Сейчас   водится,  в  основном,  в  районе  Великих   озёр. Завозился   также  в Центральную  и  Южную Америку;  был   акклиматизирован   в Новой  Зеландии  и южных районах Австралии, где превратился во вредителя. 6.3. Игровые тренинги Игра "Шифровальщики" Этот тренинг очень важен на подготовительном этапе, т.к. учит формулировать имена признаков,  необходимые для составления паспортов изучаемых объектов. У: Некоторые вопросы получаются очень громоздкими. Чтобы удобно было передавать информацию об объектах, ее нужно выражать как можно более кратко. Поэтому мы попробуем   поработать   шифровальщиками.   Шифровальщики   переводят   свои собственные вопросы в одно­ двухсловные предложения­названия. Например, вместо вопроса «какой формы мяч?» можно сказать просто «ФОРМА мяча». Такую краткую формулировку называют ИМЕНЕМ ПРИЗНАКА. Форма – это имя признака. А ответ на вопрос   называют   ЗНАЧЕНИЕМ   ПРИЗНАКА.   Например,   объект   –   мяч,   форма   – шарообразная. Шарообразная – значение признака. Запишите   ваши   вопросы   о   животных. Итак, первый вопрос: Сколько у животного лап? Переведите его в имя признака.   (Ребята   работают   в   группах) Д: Наличие лап. У: Разве вы спрашивали: есть лапы у животного? Зашифруйте правильно. Д: Количество лап. У: Принимается. Следующий вопрос: Какого цвета мех? Д: Окраска.  У: Молодцы. Следующий вопрос: Сколько весит животное? Д: Масса животного. У: Принимается. Следующий вопрос: Есть ли копыта? Д: Наличие копыт. У: Верно. Следующий вопрос: К какой группе относится? Д: Группа. У: Правильно. Игра «ДА – НЕТ». У: Сегодня мы будем исследовать объект. Отгадайте какой. Д:  Он ­  живое существо? У: Да. Д: Человек? У: Нет. Д: Животное? У: Да. Д: Млекопитающее? У: Да. Д: Живет у нас в стране? У: Да. Д: На суше? У: Да. Д: В лесу? У: Да. Д: Хищник?  У: Нет. Д: Копыта есть?  У: Нет. Д: Зимой спит? У: Нет. Д: Делает на зиму запасы? У: Нет. Д: Заяц? У: Да! 6.4. Исследования на копилке Ученики, работая в группах, находят имена признаков, необходимые для составления паспорта. Затем обсуждаем работу групп, записываем имена признаков, по которым различаются виды зайцев, на доску. Имена признаков, по которым различаются виды зайцев. 1. Название вида 2. Масса 3. Длина тела 4. Длина хвоста 5. Длина ушей 6. Место обитания 7. Окраска Ребята, работая в группах, составляют паспорт каждого вида зайцев. Затем составляем общую таблицу. 6.5. Полученная закономерность. Ребята работали в группах, потом они представили свои закономерности. 1 группа Окраска зайцев зависит от фона местности. 2группа Чем ближе заяц к северу, тем его масса больше. Чем больше масса зайца, тем севернее  он живёт. 3 группа Чем теплее, тем у зайца уши длиннее. Чем длиннее уши у зайца, тем теплее его место  обитания. 4 группа Чем холоднее, тем уши и хвост короче, а чем теплее, тем уши и хвост длиннее.  5 группа Зайцы белеют только там, где есть устойчивый снеговой покров.     Познакомила ребят с правилами БЕРГМАНА и АЛЛЕНА. Сравнили их со своими  закономерностями. 6.6. Закрепление -Соедините животное и его ареал. Объясните свой выбор. 6.6.Рефлексия. Ребята работали с интересом. Трудности возникли на этапе выявления закономерности. Одна из групп попросила разъяснить: почему длина ушей зайца толая 8,3­11,9 см, у  русака 9,4­14 см, у толая короче, а в тексте сказано, что у толая уши по относительным размерам даже длиннее, чем у русака. Но результат всем очень понравился.

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена

Организация учебного исследования по выводу правила Аллена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019