Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
6а |
6б |
6в |
____________З.И.Яндиева |
Органы и системы органов животных (6 класс)
Цель: ознакомление учащихся с органами и системами органов животных, доказать общность происхождения животных на основе сходства их анатомического строения.
Задачи:
Образовательные:
• изучить органы и системы органов животных,
• показать связь органов с выполняемой ими функцией,
• сформировать у обучающихся представление общности происхождения животных.
Воспитательные:
• умение ценить богатство и многообразие окружающего мира,
• прививать бережное отношение к природе,
• воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
• развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать,
• развивать умение работать в паре и в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, видео-материал «Сердце и кровеносная система», раздаточный материал.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Создание ситуации успеха
3. Создание и анализ проблемной ситуации
4. Выдвижение гипотез
5. Проверка гипотез
6. Физкультминутка
7. Ответ на проблемный вопрос урока
8. Закрепление
9. Рефлексия
10. Подведение итогов урока, домашнее задание
Организационный момент
Приветствие учителя, создание рабочего настроения в классе
Создание ситуации успеха
Учитель: Чтобы вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке, давайте проведем блиц-турнир. Кто быстрее всех отгадает загадки? (слайд 1).
Учитель: Молодцы, посмотрите, пожалуйста, наследующий слайд. Что на нем изображено ? (слайд 2).
Ученики: Растения.
Учитель: Схожи ли они между собой?
Ученики: Да. У них есть листья, корни, стебли. У некоторых цветы, плоды и семена.
Учитель: Что мы сейчас назвали?
Ученики: Органы растений.
Учитель: Правильно, молодцы. Скажите, а если мы видим на фотографии двух похожих людей, что мы можем предположить? Почему они похожи?
Ученики: Вероятнее всего, они родственники.
Учитель: Правильно, и похожие друг на друга растения, тоже вероятно родственники. В биологии используется термин «произошли от общего предка». Посмотрите теперь на следующий слайд.
Создание и анализ проблемной ситуации
Учитель: Кто изображен на этом слайде? (слайд 3)
Ученики: Животные.
Учитель: Скажите, похожи ли они внешне друг на друга? Если да, то чем?
Ученики находят некоторые черты сходства, но в основном называют различия.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста заголовок слайда (Ученые-эволюционисты утверждают, что все животные произошли от общих предков). Какое противоречие встает перед нами?
Ученики предлагают свои версии формулировки проблемы и в ходе обсуждения выводят единую формулировку.
«Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются».
Записывают проблему в тетрадь.
Выдвижение гипотез
Учитель: Почему же тогда ученые утверждают, что животные приходятся друг другу, пусть дальними, но все-таки родственниками?
Ученики выдвигают версии, учитель подводит их рассуждения наиболее близко к следующей «Вероятно у животных есть какое-то сходство, которое мы сразу не заметили».
Учитель: Если мы не нашли сходства во внешнем строении, то где следует искать его дальше?
Ученики: Во внутреннем строении организмов.
Учитель: Можем ли мы предложить гипотезы разрешения возникшего у нас противоречия?
Ученики выдвигают гипотезы, учитель помогает их сформулировать научным языком и записывает их на доске. Это могут быть такие гипотезы как:
- Ученые ошибаются и животные не произошли от общих предков, поскольку этому нет доказательств.
- Если животные произошли от общих предков, то мы сможем увидеть сходство в их внутреннем строении.
- Животные произошли от общих предков, но мы не сможем это проверить.
Возможны и другие гипотезы.
Проверка гипотез
Прежде чем начать проверять наши гипотезы нам необходимо вспомнить, какие признаки присущи всем живым организмам и отличают их от объектов неживой природы?
Ученики называют основные свойства живого:
питание,
дыхание,
выделение,
рост,
раздражимость
подвижность,
обмен веществ,
размножение
Учитель с учениками проверяют правильность ответов по слайду 5
Учитель: Для того чтобы проявлять эти свойства животному нужны соответствующие части тела – органы. С органами растений мы знакомились на предыдущем занятии и помним, что обозначает это понятие.
Ученики вспоминают определение понятия «орган». Проверяют по слайду 6.
Учитель: В теле животного органы не работают сами по себе, а объединены в системы органов. Чтобы понять, что это такое нам придется прочитать текст на странице 50 учебника и сформулировать определение, что такое система органов. Обсудите его с соседом по парте и запишите результат в тетради.
Ученики работают в парах.
Учитель и класс заслушивает варианты ответов, ученики поправляют друг друга, если определение составлено неверно. Результат можно записать на слайде, если позволяет интерактивная доска.
Учитель: Давайте начнем с такой функции как дыхание. Скажите, пожалуйста, как вы дышите.
Ученики: Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Учитель: Посмотрите на слайд, на нем изображено строение дыхательной системы человека (слайд 7). Прочитайте, какие органы туда входят.
Ученики читают надписи на слайде, обсуждают знакомые и незнакомые термины.
Учитель: Теперь посмотрите на правую половину слайда. Я предлагаю изучить вам изображение дыхательной системы птиц. Обратимся к проблеме, записанной в наших тетрадях. Какую полезную информацию мы можем извлечь, сравнивая эти два рисунка.
Ученики: сравнивают строение дыхательной системы птицы и человека, находят черты сходства.
Учитель: Давайте с вами подумаем, а дышат ли рыбы.
Ученики обсуждают вопрос и приходят к выводу, что дышат.Учитель показывает слайд далее.
Учитель: Здесь изображена дыхательная система рыбы. Я думаю, мы все знаем, как называется этот орган.
Ученики: Жабры.
Учитель: А вот это дыхательная система насекомого.
Ученик, получивший опережающее задание рассказывает о строении дыхательной системы насекомых. Класс слушает и задает вопросы выступающему.
Учитель: Выполните, пожалуйста, задание на слайде, соотнеся название животного и органы его дыхательной системы (слайд 8).
Учитель: Мы сейчас познакомились с четырьмя организмами. Какой мы можем сделать вывод?
Ученики: У всех изученных организмов есть дыхательная система, хоть она и отличается по своему строению.
Учитель записывает вывод на доске, а ученики в тетрадях.
Учитель: Мы не сможем прожить, не дыша более 7 минут. А без чего ещё нам прожить никак нельзя.
Ученики: Без пищи.
Учитель Правильно. За снабжение организма пищей отвечает пищеварительная система (Слайд 9). Информацию о её строении вы найдете в учебнике на странице 50. Читая, мы применим известную нам систему INSERT (интерактивная познавательная система эффективного чтения и мышления) Для этого на полях учебника необходимо расставить пометки:
√ - уже знал,
+ - что-то новое,
— - думал иначе, не понял,
? – есть вопросы. .
Составьте по одному предложению с одним из ключевых слов, отмеченных знаком +.
Ученики выполняют задание, желающие по цепочке озвучивают составленные предложения.
Учитель: На страницах учебника показаны внутренние органы нескольких животных. Сможем ли мы найти на них органы, относящиеся к пищеварительной системе?
Ученики находят на иллюстрациях учебника желудок, пищевод, печень, кишечник.
Учитель: Вспомним о проблеме нашего урока. Какой мы тетерь можем сделать вывод?
Ученики формулируют высказывание о том, что все рассмотренные животные имеют пищеварительную систему, построенную по единому плану.
Учитель вывод записывает на доску, а ученики в тетради
Учитель: ни питательные вещества, ни кислород не попадают сразу в клетки, для того чтобы разнести эти вещества по телу нужна еще одна система. Найдите её название на этом слайде.
Ученики находят название кровеносной системы.
Учитель: о её строении вы узнаете из следующего видеоролика (Сердце и кровеносная система) (Слайд 10).
Ученики смотрят видеоролик.
Учитель: выполните, пожалуйста, следующее несложное задание (Слайд 11). (Расставьте в тетради термины в порядке прохождения крови начиная от сердца: сердце, артерии, капилляры, вены, сердце)
Ученики выполняют задание. Желающий проверяет его у доски.
Учитель: Рассмотрите строение кровеносной системы рыбы, собаки и человека. Что мы можем дополнить к ответу на наш проблемный вопрос?
Ученики: Все рассмотренные животные имеют кровеносную систему, построенную по единому плану.
Учитель записывает вывод на доску, а ученики в тетрадь.
Физкультминутка
Учитель: Посмотрите на список систем органов на слайде. Скажите, какая из них помогает животным избавляться от ненужных и ядовитых веществ. (Слайд 12)
Ученики: Выделительная
Учитель: Прочитайте абзац «Выделительная система» на стр. 53 учебника. Читая, составьте схему:
Название животного --- органы выделительной системы. Результат обсудите в парах.
Учитель: Что мы можем добавить к ответу на наш проблемный вопрос?
Ученики: Все рассмотренные животные имеют выделительную систему, но состоит она из разных органов.
Учитель записывает вывод на доску, а ученики в тетрадь.
Учитель: И осталось нам совсем немного. Прочитайте, пожалуйста, текст, который лежит на партах перед вами.
Ученики читают.
Учитель: О каких ещё системах органов мы узнали? Под текстом у вас расположено задание, но вы не сможете его решить, пока сосед по парте не объяснит вам то, о чем он прочитал. Сейчас первый вариант объясняет второму: как устроена нервная система у различных организмов. Затем второй вариант объясняет первому: как устроены эндокринная система и система органов размножения. Если вы всё объяснили правильно, ваш сосед по парте легко выполнит своё задание.
Ученики читают текст, работают в парах, выполняют задания, по одному ученику от каждого варианта озвучивают результат. Класс проверяет правильность выполнения.
Учитель: Можем ли ещё что-либо дополнить к выводам нашего урока?
Ученики формулируют дополнения:
- Животные имеют нервную систему различного строения, но выполняющую одинаковые функции координации и регуляции.
- Животные имеют эндокринную систему, выполняющую функции регуляции жизненно важных процессов в организме.
- Животные имеют систему органов размножения, выполняющую функции продолжения рода.
Учитель записывает выводы на доске, а ученики в тетрадь.
Учитель: Мы работали весь урок и в ходе работы пришли к нескольким выводам. Давайте прочитаем их.
Вопрос: «Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются»
Выводы, которые мы сделали с вами в процессе работы:
«- У всех изученных организмов есть дыхательная система, хоть она и отличается по своему строению;
- Все рассмотренные животные имеют пищеварительную систему, построенную по единому плану;
- Все рассмотренные животные имеют кровеносную систему, построенную по единому плану;
- Все рассмотренные животные имеют выделительную систему, но состоит она из разных органов;
- Животные имеют нервную систему различного строения, но выполняющую одинаковые функции координации и регуляции;
- Животные имеют эндокринную систему, выполняющую функции регуляции жизненно важных процессов в организме;
- Животные имеют систему органов размножения, выполняющую функции продолжения рода»
Ответ на проблемный вопрос урока
Учитель: У нас получилось несколько ответов, которые, по сути, являются частями одного целого. Перед нами, как перед настоящими учеными стоит задача – найти это целое. Сформулировать один такой вывод, который бы объединял семь предыдущих.
Это сложная работа и чтобы выполнить её мы разобьемся не на пары, а на группы по 4 человека.
Ученики делятся на группы, при этом каждая первая парта разворачивает свои стулья в сторону второй, так чтобы получилось по 4 человека вокруг стола. Группам дается одинаковое задание «Сформулировать общий вывод урока, сопоставить его с гипотезами выдвинутыми в начале урока, подтвердить или опровергнуть эти гипотезы».
На выполнение задания дается 5-7 минут. По прошествии времени один ученик из каждой группы выходит к доске и озвучивает результат работы группы. Если ответы получаются разные, то учитель помогает классу прийти к единому мнению. Вывод урока получится примерно таким:
«Животные во внутреннем строении имеют пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эндокринную системы и систему органов размножения выполняющих определенные функции и построенных по единому плану»
Общий вывод записывается учениками в тетрадь.
Учитель: Какая из гипотез, выдвинутых в начале урока, подтвердилась?
Ученики называют гипотезу: «Если животные произошли от общих предков, то мы сможем увидеть сходство в их внутреннем строении»
Учитель: Давайте теперь дадим окончательный ответ на наш проблемный вопрос.
Ученики в группах формулируют ответ, его озвучивают по очереди по одному ученику из каждой группы. Остальные слушают и в ходе обсуждения приходят к единому решению проблемы урока.
Проблема: «Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются».
Решение: «Животные, внешне отличающиеся друг от друга, имеют сходство во внутреннем строении, что дает нам основание говорить об общности их происхождения» .
Закрепление
Учитель: Итак, мы добились своего, мы нашли решение стоявшей перед нами проблемы и узнали много нового. А чтобы закрепить наш успех, я предлагаю вам в группах решить небольшой кроссворд (Слайд 13).
|
|
|
|
М |
О |
З |
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
О |
Л |
О |
В |
А |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
Е |
Л |
У |
Д |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
Э |
Н |
Д |
О |
К |
Р |
И |
Н |
Н |
А |
Я |
|
|
|
|
|
В |
Ы |
Д |
Е |
Л |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
А |
Я |
С |
Е |
Р |
Д |
Ц |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
Ы |
Х |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
А |
Я |
|
1. Главная часть нервной системы человека.
2. Система органов, функцией которой является размножение организмов.
3. Орган пищеварительной системы.
4. Система органов, отвечающая за координацию и регуляцию работы организма.
5. Система органов, благодаря которой организм освобождается от ненужных и ядовитых продуктов обмена веществ.
6. Центральный орган кровеносной системы.
7. Система органов, отвечающая за снабжение организма кислородом и выведение из него углекислого газа.
Рефлексия
Ученики заполняют рефлексивные карты урока, оценивая свою работу и работу своей группы. (Слайд 14)
Оцените работу на уроке, выбрав один их трех вариантов ответов |
|||
Вопрос |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
На уроке мне было ... |
интересно |
не очень интересно |
не интересно |
На уроке я ... |
узнал много нового и интересного |
повторил то, что знал до этого |
узнал много нового, но не все понял |
Я работал ... |
активно, я предлагал свои версии и принимал решения |
активно, я обсуждал предложения других членов команды и дополнял их |
не очень активно, больше слушал и узнавал |
Наша команда работала ... |
активно и слажено, у нас все получилось |
активно, но нам трудно было договариваться |
неплохо, если мы ещё потренируемся, то у нас получится лучше |
Оцените результат работы на уроке, дополнив предложения |
|||
Многие не знают, а я точно знаю, что ...
|
|||
Поле это го урока я буду ...
|
|||
Наш урок я могу оценить как (,,)
|
Подведение итогов урока, домашнее задание
Учитель выставляет оценки, Задает домашнее задание (Слайд 15)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.