ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Казакова Снежана Евгеньевна.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 «Б»
Тема урока: «Наши органы чувств. Орган зрения».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Наши органы чувств. Орган зрения».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Дидактические средства: презентация, правила сохранения зрения, листы контроля, смарт доска, пенал. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа) |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Евгеньевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. -Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, дневник, пенал, лист контроля.
-Сядьте правильно, выпрямите спину, руки положите перед собой на парты.
-Обратите внимание на слайд. Прочитайте высказывание. “Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них. ” —Томас Мор -О чём это высказывание? Как вы понимаете?
-К чему нам нужно стремиться исходя из этого высказывания? -Всё верно, молодцы! |
Приветствуют, проверяют готовность к уроку.
Читают высказывание.
-Это высказывание о том, что лучше избегать болезней и быть здоровыми, чем болеть и лечиться. -Стремиться быть здоровыми. |
|
Р: - осуществлять волевую саморегуляцию;
К: - владеть диалогической речью; - строить монологическое высказывание;
|
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
|
-Ребята, на прошлом уроке вы говорили о гигиене. -Что такое гигиена? -Верно. На партах у вас лежат листы контроля, сейчас мы с помощью них проверим как вы запомнили тему прошлого урока. -Подпишите листы контроля и выполните тест. На выполнение вам даётся 5 минут. -Обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте по слайду, ставьте плюс или минус. Критерии оценки: 0-1 ошибка - «5». 2 ошибки - «4». 4 ошибок - «3» Больше 5 ошибок - «2». |
-Это наука о сохранении здоровья.
-Выполняют тест. Проверяют по эталону.
|
|
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
|
|
3. Выявление места и причины затруднения |
|
-А сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Мне нужно 2 человека, девочка и мальчик. Кто хочет поучаствовать?
Завязывает глаза одному из учащихся. -Ребята, вытяните перед собой руку. Сейчас я положу вам в руку по 1 предмету, а ваша задача сказать, что это за предмет, но его нельзя сжимать или бросать. Ваша задача его только потрогать.
-Первой будет говорить девочка, что у неё в руке, а затем мальчик. -При этом все остальные молчат и внимательно наблюдают.
-Ребята почему девочка описывала предмет, держащий в руке точнее, чем мальчик?
-Верно!
-А видела чем? -А что такое глаза?
Ребята а какие ещё органы чувств вы знаете? Перед тем как вы ответите на этот вопрос, посмотрите на экран эта ладошка будет вам подсказкой, что их органов чувств всего 5.
-Как вы думаете, куда должны поступать сигналы от органов чувств?
Верно! Молодцы!
Сегодня мы поговорим про один из самых важных органов чувств. Как вы думаете про какой?
-Верно, попробуйте определить тему нашего урока.
-Ребята, чтобы наш урок был успешным, нам нужно поставить цель. Какая будет цель урока исходя из темы? |
Выходят к доске.
Поочерёдно высказывают свои предположения.
-Потому что она видела предметы.
-Глазами. — Это один из органов чувств, при помощи него мы видим всё, что нас окружает.
Видят на слайде руку, в которую говорят различные органы чувств. (Зрение, Слух, Вкус, Обоняние, Осязание.)
-В головной мозг.
-Орган зрения.
-«Органы чувств. Орган зрения»
-Узнать, что такое орган зрения. |
объяснять понятие «органы зрения». |
К: - владеть диалогической речью; - строить монологическое высказывание;
П: строить логическую цепь размышлений;
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
|
-Молодцы. Для реализации цели нам нужно составить план урока. Для этого обратите внимание на слайд. В пунктах нашего плана пропущены первые слова-глаголы. Сопоставьте их.
|
1. Узнать, что такое органы чувств. 2. Узнать, что такое орган зрения 3. Научиться определять правила сохранения зрения. 4. Определить значение зрения в жизни человека. |
|
Р: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
|
|
5. Реализация построенного проекта |
|
-Что такое органы чувств?
Как вы уже сказали у человека есть 5 органов чувств. Это - орган зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
-Как вы думаете, какой орган чувств самый важный для человека?
А как вы думаете почему?
Верно!
-Сегодня мы поговорим с вами об органе зрения. -Послушайте стихотворение Натальи Николаевны Орловой «Для чего нужны глаза». (Приложение)
-Для чего же нам нужны орган зрения?
-Сейчас мы посмотрим видео о том, как устроены глаза, слушайте и смотрите внимательно. -Обратите внимание на слайд. Глаза защищают брови, они задерживают капли дождя и пота. Далее-веки, верхнее и нижнее. Ресницы защищают от пыли и грязи. Также в видео не было сказано о роговице — это прозрачная оболочка, которая также защищает глаза, служит для преломления света. И стекловидное тело, оно поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ.
-Ребята сейчас я вам прочитаю ещё 2 стихотворение Натальи Николаевны Орловой “телевизор” и “Про кровать, про книжку, про одного мальчишку”. Слушайте внимательно, потом задам вопросы. -------------------------------------------------- Ребятишки снова
рано встречу
тележурналистов,
-------------------------------------------------- В первом классе у
Алёши
Валяется мальчишка
–
-------------------------------------------------- Ребята скажите почему и в 1 стихотворении и во 2 у ребят стало плохое зрение?
Верно!
Давайте тогда мы сделаем с вами 7 правил которые нужно соблюдать чтобы сохранить своё зрение.
Ребята, а можем ли мы читать в темноте? Значит наше 3 правило? (Если затруднение в ответе помощь вспомогательными вопросами.)
Молодцы! Ребята скажите: -Важно ли делать гимнастику для глаз? -Давайте сделаем несколько упражнений, чтобы наши глаза отдохнули. 1.Для начала зажмурьте сильно глаза, а затем откройте их. Так молодцы! 2.Теперь давайте быстро поморгаем ими. Великолепно! 3.Теперь давайте, не поворачивая головой постараемся увидеть соседа справа, затем увидеть соседа слева, а теперь посмотрим наверх в потолок, а теперь вниз на свою обувь. Молодцы! 4.Теперь представьте перед собой круг, вам нужно его, не вращая головой обвести по часовой стрелке, а затем против часовой, давайте попробуем. Молодцы! 5.Возьмите карандаш и на расстоянии вытянутой руки смотрите на него, а затем посмотрите на меня. Очень хорошо! -Присаживайтесь. -Скажите, что нужно делать сохранения зрения?
Так, верно, а к врачу нужно ходить? Молодцы! К врачу обязательно нужно ходить хотя бы 2 раза в год.
|
-Это органы, с помощью которых воспринимается информация об окружающем мире.
-Орган зрения.
Потому, что люди получают большую часть информации через зрение.
Слушают стихотворение.
-С их помощью мы различаем предметы, их форму, цвета и тд.
Смотрят видеофрагмент о строении глаза.
-Потому, что в 1 стихотворении ребята близко смотрели телевизор, а во 2 мальчик лёжа читал книгу.
1.Не читать лёжа 2.Не смотреть долго телевизор, телефон, планшет, компьютер. Затруднение в ответе Не можем 3.Не читать в темноте 4. Не трогай глаза грязными руками. 5. Следи за осанкой, когда сидишь за компьютером или за чтением книги 6. Не сиди ночью в телефоне. 7. Регулярно делай гимнастику для глаз.
Да
Выполняют упражнение.
Соблюдать правила!
Нужно! |
объяснять понятие «органы зрения», устройство глаза.
определять правила сохранения зрения.
|
К: - владеть диалогической речью; - строить монологическое высказывание;
|
ответственное отношение к сохранению своего зрения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|
А сейчас объединитесь в группы по 4 человека, подумайте и попробуйте сами составить несколько правил, которые помогут вам сохранить зрение. (Раздаём листочки для записей)
|
Объединяются в группы. Высказывают свои предположения. 1.Не читать лёжа 2.Не смотреть долго телевизор, телефон, планшет, компьютер. Затруднение в ответе Не можем 3.Не читать в темноте 4. Не трогай глаза грязными руками. 5. Следи за осанкой, когда сидишь за компьютером или за чтением книги 6. Не сиди ночью в телефоне. 7. Регулярно делай гимнастику для глаз. |
характеризовать основные правила сохранения зрения. |
П: строить логическую цепь размышлений;
К: - владеть диалогической речью;
- строить монологическое высказывание;
|
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
|
-А сейчас я раздам вам карточки с заданиями. Самостоятельно выполните задания. На выполнение вам даётся 5 минут.
-Время вышло, проверим по эталону, вам нужно карандашом поставить + или -. |
Выполняют задания.
Проверяют по эталону. |
|
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
|
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
-Зачем нужно соблюдать правила, которые вы сегодня назвали? -Ребята, а вы соблюдаете эти правила? -Как часто вы делаете гимнастику для глаз?
Как устроен орган зрения?
-Молодцы. -Ребята, от чего зависит цвет наших глаз? |
-Для того, чтобы не испортить зрение. -Да\Нет.
Ответы детей.
-В центре глаза находится цветная радужка, а в ней зрачок-отверстие, через которое в глаз поступает свет. За зрачком расположен хрусталик. За ним стекловидное тело и сетчатка, которая передаёт всю информацию нашему мозгу по зрительному нерву.
-От радужки. |
анализировать свой образ жизни. |
К: - владеть диалогической речью; - строить монологическое высказывание;
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
|
-Вернёмся к цели и задачам нашего урока. -Мы достигли цели, которую ставили перед уроком? -Все ли задачи мы выполнили? -О чём мы сегодня с вами говорили? -Что такое орган зрения?
-Ребята, а вы будете соблюдать правила для сохранения зрения? -Чтобы вы не забывали я оставлю вам памятку. А также помните, что нужно обязательно регулярно делать гимнастику для глаз. -Спасибо за урок. До свидания! |
-Да.
-Да. Ответы детей.
-Да. |
|
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
П: - обобщать информацию; анализировать информацию и выявлять существенные признаки;
К: - владеть диалогической речью;
- строить монологическое высказывание; |
|
Приложение 1
Для чего нужны глаза
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари – карие
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Алёнки
Зелёные глазёнки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
– Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом –
Править быстрым самолетом.
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья –
Всем необходимо зренье!
Чтоб рука была крепка
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У таёжного стрелка,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.