Ориентирование на местности по топографической карте
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Ориентирование на местности по топографической карте

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
другое
3 кл—6 кл
20.02.2020
Ориентирование на местности по топографической карте
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туризм и краеведение».Тема занятия: «Ориентирование на местности по топографической карте». Цель: обучение ориентированию по топографической карте.Образовательная технология – технология проблемно-диалогического обучения.
Ориентирование на местности по топографической карте.docx

Сценарный план учебного занятия

 

Ильиной Татьяны Алексеевны,

педагога дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» Ангарского городского округа.

 

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туризм и краеведение».

Место проведения занятия - территория МБОУ «СОШ № 25» и прилегающих кварталов 212 и 219.

Возраст учащихся: 11 лет. Год обучения - 1-й.

Количество учащихся – 15 человек.

Тип занятия: учебно-тренировочный (получение новых знаний).

Тема: «Ориентирование на местности по топографической карте».

Цель: обучение ориентированию по топографической карте.

Задачи:

1)    повторить сведения о топознаках;

2)    дать представления о «привязке» карты к местности и по компасу;

3)    развиватьумение – ориентироваться на местности по карте, выработать алгоритм действий;

4)    продолжить формирование умений работы с топографическими знаками.

Образовательная технологиятехнология проблемно-диалогического обучения.

Цель использования: обеспечение условий  глубокого усвоения знаний, воспитание активной личности. Создание условий для самостоятельного поиска решения поставленной учебной задачи каждому учащемуся.

Длительность занятия - 45 мин.

Оборудование и материалы:

территория МБОУ «СОШ № 25» и прилегающих кварталов 212 и 219;

топографические карты с контрольными пунктами (далее КП)  названной территории; карточки с топографическими знаками (топознаками), компасы, карандаши.

Краткий инструктаж по технике безопасности.

Работа в малых группах. Занятие начинается от крыльца школы.

№ п/п

Этапы занятия

Действия педагога

Действия ученика

Методические указания

1.

1.      Создание проблемной ситуации педагогом и формулирование учебной проблемы учениками.

2.      (5 минут)

 

Раздать топографические карты ученикам с заданием, чтобы они определили место старта, от которого мы будем искать КП (практическое задание, которое нельзя выполнить при имеющемся уровне знаний).

Вопросы, создающие ситуацию противоречия:

 Какой возникает вопрос (проблема)?

Кто точнее сформулирует?

Что нам сегодня предстоит выяснить?

(Знают определённые  топографические знаки, с картой работают впервые).

Вступая в диалог с педагогом, выполняя задание,формулируют вопрос (проблему) в разных вариантах.

 

Основной вопрос (проблема) проговаривается.

2.

Выдвижение версий.

(3 минуты)

 

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Предлагают свои версии, любая принимается верная или неверная.

 

3.

3.      Актуализацияимеющихся знаний.

4.      (2 минуты)

 

-Вспомните, что вы уже знаете по этой проблеме?

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

-На карте территория школы и двух кварталов. Попробуйте определить на карте место, где мы находимся.

-Как вы это определили?

-Найдите на карте место старта, обозначенное треугольником.

-Как нам на него попасть?

Вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой проблемы (пользуясь карточками с топознаками, находят на карте знакомые, называют их).

Определяют затруднение:  каких знаний не хватает, где и как их добыть (как пользоваться картой, как её расположить, не все знаки знают).

При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, учащиеся должны осознать потребность открытия новых знаний и умений.

4.

5.      Планирование деятельности.

6.       (3 минут)

Проговаривают план действий.

-Что нам нужно  узнать, чтобы найти решение возникшей проблемы  поиска места по карте?

План действий:

1.

2.

3.

Задания выполняются по пунктам плана.

5.

7.      Поиск решения проблемы или  открытие нового знания (по предыдущим этапам содержания урока)

8.      (10 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2 минуты)

 

 

 

 

 

 

1.-У нас есть компасы. Для чего?

(Необходимо найти решение или часть решения проблемы.)

-Что мы узнали?

- «Лови подсказку!»: верх карты – север.

-Что нам нужно сделать дальше?

- Как расположить карту, чтобы правильно ею пользоваться (пойти в нужном направлении)?

 

2.-Какие объекты вам незнакомы?

-Как можно узнать, что они обозначают?

 

3.-«Лови подсказку!»: внимательно посмотрите на карту, может быть, вы найдёте в ней подсказку.

-Что за цифры после слова «масштаб»? (Знакомство с понятием)

 

 

Промежуточный итог.Какой ответ на основной вопрос занятия мы можем дать? Как расположить карту, чтобы по ней было легко ориентироваться? Что ещё нужно знать, чтобы не пройти мимо КП?

1.-Выполняют практическое задание – определяют стороны света.

-Предлагают свои решения проблемы и варианты ответов.

(Должны прийти к решению, что карту можно сориентировать 1) по компасу, 2) «привязать» к местности, зная, где север.

 

2. –Могут предложить  - пойти и посмотреть. Отсюда выявляют новую проблему – определение расстояние на карте.

 

 

Чередовать парную, групповую работу с общей беседой.

6.

9.       

10.   

11.   

12.   

13.   

14.  Применение нового знания на практике. (10минут)

Используя свои новые знания, выполним задания.

1.Этап первичного закрепления. С проговариванием.

1)Пройдите все на место «старта».Как вы его определили на местности?

2)Задача: малыми группами найти КП №1. Внимательно посмотрите по карте, где оно находится.

2. Как вы пойдёте к нему? Как будете действовать?

 

2.Этап самостоятельной работы с проверкой.

Самостоятельно группы ищут КП4. Встречаемся возле него. (С ним разделяют 2 дома).

 

 

 

 

Идут все на «старт».

 

 

Группы решают, как они пойдут (по стрелке, соединяющее КП1 со стартом или по ориентирам).

 

 

Находят, что за незнакомые объекты были на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

15.  Включения в систему знаний и повторения

16.  (10 минут)

1.      Найти КП6 или КП8 (в другом квартале), отметить на карте, что это такое.

 

2.      Прийти на этап «финиш».

Выбор заданий  по уровням сложности.

задание на  выбор

8.

1.      Рефлексия.

2.      Итог. Домашнее задание.

3.      (2-3 минуты)

 

Какой ответ на основной вопрос занятия мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Как оцениваете свою работу?

 

Повторите топознаки для участия в игре «Азбука безопасности»

Обобщают, делают вывод по проблеме.

Самооценка деятельности на занятии.

Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы.

 

 

 

 

 

 

 


 

Сценарный план учебного занятия

Сценарный план учебного занятия

Раздать топографические карты ученикам с заданием, чтобы они определили место старта, от которого мы будем искать

Раздать топографические карты ученикам с заданием, чтобы они определили место старта, от которого мы будем искать

Поиск решения проблемы или открытие нового знания (по предыдущим этапам содержания урока) 2

Поиск решения проблемы или открытие нового знания (по предыдущим этапам содержания урока) 2
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей