«Ориентирование на местности»
Оценка 5

«Ориентирование на местности»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
5 кл
13.12.2018
«Ориентирование на местности»
Цель урока: Сформировать знание о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия «ориентирование», «румбы», «компас», «стороны горизонта». Задачи: образовательные: ввести новые понятия ориентирование, стороны света, дать первоначальные сведения о компасе и о правилах его пользования; развивающие: умение работать с учебниками, дополнительной литературой, формирование географической культуры, развитие памяти. Логики и интеллекта; воспитательные: осознание себя как части целостности природы, осознания значения ориентирования для жизни и деятельности человека. Тип урока: комбинированный Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум. Оборудование: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 5 класса, компас Организационный этап.
Ориентиров. на местн. 5кл.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»  Урок  на  тему: «Ориентирование на местности»          5 класс   Подготовила учитель  географии:                                                                                                 Лопатина О.И. Г.  Зерноград  2018г. Тема урока: «Ориентирование на местности». Цель урока: Сформировать знание о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия «ориентирование»,  «румбы», «компас», «стороны горизонта». Задачи: образовательные: ввести новые понятия ориентирование, стороны света, дать  первоначальные сведения о компасе и о правилах его пользования; развивающие: умение работать с учебниками, дополнительной литературой, формирование  географической культуры, развитие памяти. Логики и интеллекта; воспитательные:   ориентирования для жизни и деятельности человека. Тип урока: комбинированный  Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум. Оборудование: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 5 класса, компас Организационный этап.   осознание себя как части целостности природы, осознания значения  Проверка домашнего задания Изучение новой темы Черный ящик. ­ Какой предмет находится в черном ящике? ­ Отгадайте загадку. «Под стеклом сижу, На север и на юг гляжу. Со мной пойдешь – Дорогу обратно легко найдешь». ­ Для чего нужен компас? Учитель предлагает по загадке сформулировать тему урока. Уточняет тему. Формулирует вместе с учащимися задачи урока. Компас в переводе с китайского означает ведает югом. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем. Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и его задачи. Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку  зрения. Актуализация знаний ­ А зачем нам изучать компас? Вам приходилось пользоваться компасом? Учитель ведет диалог. Что такое компас? (Компас – это прибор, указывающий направление географического меридиана и позволяющий  ориентироваться относительно сторон горизонта). Устройство компаса. Традиционно южный конец магнитной стрелки компаса окрашен в красный цвет, северный –  черный. Кто знает почему? Цвета стрелки являются отголоском древних времен. Еще в Ассирийском календаре север  назывался черной страной, юг – красной, восток – зеленой, а запад – белой. В соответствии этому  были окрашены городские ворота в древнем Китае. Этап усвоения новых знаний. Первичное усвоение новых знаний. Введение понятий. ­ Что такое горизонт? Линия горизонта? ­ Что значит ориентироваться? Ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта. ­ Основные направления – с, в, ю, з; ­ Промежуточные ­ св, юв, юз, сз; ­ Румб – направления к точкам горизонта. 8 дополнительных промежуточных направлений – ссв, всв, вюв, ююв, ююз, зюз, зсз, ссз; Работа в тетради – обозначьте основные и промежуточные стороны горизонта. Работа по учебнику. Стр.30 учебник. Инструкция по работе с компасом. Практическая работа Пользуясь компасом, определите: А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса ……………………. Б) направление, в котором находится дверь класса……………………………………… В) в каком направлении от окна расположен стол учителя………………………….. Г) направление, в котором находится ваш дом …………………………………… Какие способы ориентирования вы знаете? Задание. Неудачные путешественники потеряли компас. Как им определить точное направление на север с  помощью часов и Солнца? Как определить стороны горизонта с помощью часов? Учитель объясняет, как определить «Направьте стрелку часовую На солнце, в точку золотую. Меж стрелкою и цифрой «час» Есть угол (важен он для нас) Делите угол пополам И сразу юг найдете там» Ориентирование по местным признакам. Местные признаки ­ явления и объекты природного или искусственного происхождения,  позволяющие ориентироваться на местности. Кора берез светлее, более крутая сторона муравейника, обильнее смола на стволах хвойных  деревьев, снег раньше таит весной на склонах, гуще лишайник на стволах, грубее кора деревьев. Самопроверка. На север На юг Грубее кора деревьев. Кора берез светлее Гуще лишайник на стволах Обильнее смола на стволах хвойных деревьев Более крутая сторона муравейника Снег раньше тает весной на склонах Учащиеся знакомятся с правилами пользования компасом. Физкультминутка Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире. Повернулись на восток, а затем на север. Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу прямо, прямо к западу и пора за парту нам. Что такое зюйдвестка? Самостоятельная работа по учебнику. стр.31 Сообщения учащихся. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся работают по учебнику. Отвечают на вопрос учителя. Первичное закрепление знаний. Тест по теме стороны горизонта, ориентирование 1.Сколько существует основных сторон горизонта: А­1; Б – 4; В – 6; Г – 8; 2.Как называется умение находить стороны горизонта: А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием; 3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева: А – северо – запад; Б – восток; В ­ юг; Г ­ запад; 4.Как по местным признакам и солнцу можно сориентироваться без компаса? Установите  правильное соответствие: А – моховое покрытие на отдельно стоящем дереве; Б ­ расположение муравейника у отдельно стоящего дерева; В – восход солнца; Г ­ заход солнца; 1 – юг; 2 – север; 3­ запад; 4 ­ восток; 5. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень: 1 – юг; 2­ север; 3 – запад; 4 – восток; 6. Сторона горизонта противоположная востоку: 1 – юг; 2­ север; 3 – запад; 4 – восток; 7 допишите названия сторон горизонта противоположных данным 1. север ­ ………………. 2. юго ­ восток ­…………………. 3.северо – восток ­ ……………………. 8. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на  северо – восток от селения? 9.Какая фигура получится, если из точки отложить 2 клетки на юг, затем 3 клетки на запад, затем  соединить. В каком направлении вы соединили две точки. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся выполняют тест самостоятельно, с взаимопроверкой. На доске ключ к проверке. Поставь себе оценку «5» ­ 13 ­ 12 баллов «4» ­ 11­ 9 баллов «3» ­ 9 и меньше баллов Итоговый этап. Оценка ответов учащихся за урок. Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Учитель дает домашнее задание и комментирует его. Параграф 6. Вопросы для любознательных. 1. Где на земном шаре есть только северное направление? Рефлексия. Даёт задание учащимся на листочках оценить свою деятельность Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом: 1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому». 2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя». 3. «Я понял(а) материал частично». 4. «Я ничего не понял(а)» Итог учителя. Я …. Рада буду видеть вас на следующем уроке. Учащиеся оценивают свою деятельность на листах. Румбы Компас Зюйдвестка План­конспект урока «Ориентирование на местности» Цель урока: дать понятия основных сторон света, ориентирования, познакомить с  принципом работы компаса. Задачи: образовательные: ввести новые понятия ориентирование, стороны света, дать  первоначальные сведения о компасе и о правилах его пользования; развивающие: умение работать с учебниками, дополнительной литературой, формирование  географической культуры, развитие памяти. Логики и интеллекта; воспитательные:   ориентирования для жизни и деятельности человека. Тип урока: комбинированный Форма работы учащихся: в парах (практическая), групповая, индивидуальная Техническое оборудование: интерактивная доска, карты, компас, план  кабинета, компьютер, учебник: Домогацких Е.М. «География. Введение в географию».    осознание себя как части целостности природы, осознания значения  Структура и ход урока. Организация на урок Приветствие учащихся, проверка готовности уч­ся к уроку. Приветствие учителя, подготовка к уроку. Актуализация темы Постановка вопросов, связующих предыдущий урок и новую тему. Объясните: что такое глобус? что такое географическая карта? Проверяет усвоение понятий.  Предположите: почему одни и те же географические объекты и на глобусе, и на карте занимают одинаковое положение? Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р) Изучение нового материала 1.Что вы сегодня узнаете? Проблемный вопрос: что такое ориентирование? Что такое стороны света и какие они  бывают? Зачем нужен компас? Подводит к выводу: ориентироваться – значит определять свое местоположение  относительно сторон света; сделать это можно с помощью компаса. 2.Демонстрирует компас, знакомит с принципами работы с ним. Акцентирует внимание на то, что выделяется 4 промежуточных сторон света. корректирует работу по заполнению таблицы Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) Предлагают свои варианты, самостоятельно определяют основные стороны света (К, Р)  принимают участие в диалоге с учителем Записывают в тетради названия основных сторон горизонта (П, Р) Практикум Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.  Организует работу в парах по работе с планами кабинета: выделите разными цветами те  объекты, которые расположены на севере, юге, востоке, западе. Проверяет работы, корректирует результаты и демонстрирует готовую работу.   Формулирует вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний (учебник с.32) Учащиеся разбиваются на пары (К). Анализируют текст и знания, полученные на предыдущих уроках, выбирают необходимые  сведения и группируют их (П) Озвучивают результаты, отстаивая свою точку зрения приводя доказательства (К, Р)  сравнивают полученный результат с изображением на интерактивной доске  (Р),  Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия).  Физминутка (здоровье сберегающий компонент) Правила: при показывании ­ севера ­  дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (север в верхней части карты), запада – делаем поворот туловища влево, восток ­ поворот  туловища вправо, юга ­ присаживаются на корточки (нижняя часть карты). Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К) 1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме в рабочей тетради Демонстрируют знания (П), понимание причинно­следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) Закрепление 6 Итог урока (рефлексия) Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Домашнее задание дается  дифференцированно.  Оценивают работу на уроке всего класса. Выбирают уровень домашнего задания,  записывают в дневнике   Тест по теме стороны горизонта, ориентирование 1.Сколько существует основных сторон горизонта: А­1; Б – 4; В – 6; Г – 8; 2.Как называется умение находить стороны горизонта: А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием; 3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева: А – северо – запад; Б – восток; В ­ юг; Г ­ запад; 4.Как по местным признакам и солнцу можно сориентироваться без компаса? Установите  правильное соответствие: А – моховое покрытие на отдельно стоящем дереве; Б ­ расположение муравейника у отдельно стоящего дерева; В – восход солнца; Г ­ заход солнца; 1 – юг; 2 – север; 3­ запад; 4 ­ восток; 5. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень: 1 – юг; 2­ север; 3 – запад; 4 – восток; 6. Сторона горизонта противоположная востоку: 1 – юг; 2­ север; 3 – запад; 4 – восток; 7 допишите названия сторон горизонта противоположных данным 1. север ­ ………………. 2. юго ­ восток ­…………………. 3.северо – восток ­ ……………………. 8. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на  северо – восток от селения?

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»

«Ориентирование на местности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018