Целью данной деятельности является создание условий для того, чтобы каждый обучающийся, посещающий объединение смог проявлять и развивать свои интересы на основе самостоятельного выбора. Занятия оригами дополняют, расширяют, конкретизируют представления учащихся о мире и о себе и создают условия для применения полученных знаний в творческой деятельности созидательного характера, что и заключено в требованиях ФГОС.
Оригами как средство развития универсальных учебных действий
Исаченко Наталья Валентиновна
. ru
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. И.И. Стрельникова»»
@ mail
isnv
Одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов
является выполнение требований к результатам освоения основных образовательных
программ, а именно достижение планируемых результатов, предусмотренных в этих
образовательных программах. Так в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 4 им. И.И. Стрельникова» с целью реализации общеинтеллектуального и
общекультурного направлений был предложен в качестве внеурочной деятельности
кружок «Мир оригами». Целью данной деятельности является создание условий для
того, чтобы каждый обучающийся, посещающий объединение смог проявлять и
развивать свои интересы на основе самостоятельного выбора. Занятия оригами
дополняют, расширяют, конкретизируют представления учащихся о мире и о себе и
создают условия для применения полученных знаний в творческой деятельности
созидательного характера, что и заключено в требованиях ФГОС.
Реализуя данную программу внеурочной деятельности, я как педагог, стремлюсь
создавать условия для формирования универсальных учебных действий, выявляю
интересы и склонности детей, осуществляю индивидуальный подход, опираясь на
неформальное общение, взаимодействие и сотрудничество; формирую опыт общения
детей в социуме.
Принципы, которыми я руководствуюсь – это и соответствие возрасту
кружковцев, и преемственность с предметами «Технология», «Окружающий мир»,
«Изобразительное искусство», и опора на воспитательные ценности школы, и
предоставление свободного выбора на основе личных интересов детей.
Обоснование данного выбора состоит в следующем:
вопервых, у обучающихся развивается концентрация внимания.
вовторых, оригами развивает мелкую моторику рук;
развивается логика и нестандартное мышление;
умение следовать инструкциям;
умение рассуждать, пространственно и нестандартно мыслить;
положительный результат способен повышать мотивацию обучающихся и их самооценку.
Предполагаю, что в результате реализации данной программы у обучающихся будут
развиваться такие личностные УУД, как:
– осознание ответственности человека за общее дело,
– осознание своей этнической принадлежности,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Занятия оригами дают возможность развивать такие познавательные УУД как
– использование общих приёмов решения творческой задачи;
– контроль и оценка процесса и результата деятельности, для чего постоянно
пользуюсь разработанными совместно с детьми критериями оценивания выполненных
работ.
– умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для
выполнения поделок способом оригами;
Ребята на моем кружке учатся обрабатывать и оценивать информативный материал,
который я предоставляю, как дополнительную литературу и памятки; учатся рассуждатьи обобщать. Особое внимание обращаю внимание на умение строить грамотные и
лаконичные рассуждения.
С целью формирования регулятивных учебных действий стремлюсь учить детей
преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве со мной и другими ребятами, выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, а также определять последовательность
промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
В начале каждого занятия учимся составлять план и уточнять последовательность
действий.
Обучающимся очень нравится предвосхищать результат. Оценивая полученные
модели, ребята сравнивают их с эталоном, оценивают полученную работу по следующим
критериям: аккуратность, четкость сгибов, отсутствие помятостей, устойчивость. Учатся
исправлять недочеты, исправлять ошибки.
Хочется отметить еще несколько положительных моментов использования данной
методики для развития обучающихся:
Оригами использую и как одно из средств арттерапии, сказкотерапии,
игротерапии, цветотерапии.
Как правило, сама бумага имеет привычный, неагрессивный статус. С ней можно
делать все, что угодно: мять, рвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в
совершенно новой необычной роли — из нее можно сложить множество интересных
поделок моделей.
Показав ребятам несколько примеров, пробуждаю в них желание самим выполнить
поделки.
Освоение данной техники доступно в любом возрасте.
Быстрое достижение результата деятельности – несложные модели складываются
непродолжительно по времени.
Четкое следование инструкции позволяет получить прогнозируемый позитивный
результат.
Дети получают возможность наблюдать за процессами симметрии, точности,
гармонии геометрических линий.
Кроме этого, имеется возможность и корректировать, и вносить изменения в
фигурки по собственному желанию, изобретать новые модели.
Оригами для детей – полезное и приятно занятие, которое развивает физические,
умственные и творческие качества детей, на что и направлены мои педагогические
стремления и усилия.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
2. Семейный сайт www.list7i.ru
образования (ФГОС НОО). Приказ от 06.10.2009 №373
. list
7 i . ru /? mod
Пономаренко Надежда «Особенности бумажного конструирования»
http
:// www
= boards
& id =128
3. http://psychologymsk.ru/referat/bystro/origaminovoenapravlenievartterapii/
ОРИГАМИНОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АРТТЕРАПИИ
4.
www.izbumagi.com «Польза оригами для детей»